гр. д. № 2(1)-1816/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 декабря 2016 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Янгубаевой И.С.,
при секретаре Егоровой Т.А.,
с участием истца Оганесян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оганесян Л.А. к администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Оганесян Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, указывая на то, что осенью 1992 года правлением колхоза им. Ульянова Бугурусланского района ей была предоставлена квартира №, расположенная по адресу: <адрес>. 17 ноября 1992 года она вселилась в указанную квартиру и зарегистрировалась по месту жительства, где проживает до настоящего времени. Колхоз им. Ульянова в середине девяностых годов разорился и распался. Прав на другое имущество и жилье она не имеет, в приватизации ранее не участвовала.
На её заявление в администрацию МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о приватизации квартиры получен ответ о том, что занимаемое ею жилье в реестре муниципальной собственности не числится и передача его в собственность в порядке приватизации не возможна.
При данных обстоятельствах признать право собственности на квартиру во внесудебном порядке не представляется возможным.
Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью 74 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В судебном заседании истец Оганесян Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области в суд не явился, о времени и месте были извещены надлежащим образом. Дело просили рассмотреть в отсутствии их представителя. Также сообщили, что против удовлетворения иска не возражают.
Определением суда от 22 ноября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Егизорян С.Х..
В судебное заседание третье лицо Егизорян С.Х. не явилась, о времени и месте была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствии.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика администрации МО «Бугурусланский район» и третьего лица Егизорян С.Х..
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Оганесян Л.А. в связи с исполнением трудовых обязанностей правлением колхоза им. Ульянова Бугурусланского района 17 ноября 1992 года предоставлена для проживания квартира №, расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно справке администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области № 1723 от 03 ноября 2016 года в квартире № дома № по <адрес> зарегистрированы: Оганесян Л.А. и Егизорян С.Х..
Из приобщенного к материалам дела распоряжения администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района от 26.08.2016 года за №120-р следует, что многоквартирному дому, расположенному в <адрес>, присвоен адрес: <адрес>.
О том, что занимаемое истцом жилое помещение является отдельной квартирой, подтверждается кадастровым паспортом на квартиру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 устанавливалось, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности, непосредственно, в силу прямого указания закона.
Согласно ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании ст. 11 указанного закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статьи 18 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Кроме того, в соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.09.1992 N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений:
а) передача в муниципальную собственность;
б) передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов;
в) включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.
Вместе с тем, в отношении квартиры, занимаемой истцами, какого-либо решения, предусмотренного Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса принято не было.
Таким образом, в силу приведенных выше законоположений спорная квартира подлежала передаче в собственность администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области.
Однако квартира в собственность администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области не передана. Об этом свидетельствует имеющееся в материалах дела письмо администрации МО «Михайловский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области от 23 ноября 2016 года № 1807. В связи с чем, администрация отказалась передать в собственность истцу занимаемую квартиру.
Факт того, что передача спорного жилого помещения в собственность муниципального образования в установленном порядке не оформлена, не имеет значения для существа спора, поскольку не исключает принадлежность жилого помещения муниципальному образованию, на территории которого оно расположено, что основано на требованиях приведенных выше правовых норм, согласно которым не переданное при реорганизации государственно-коллективного предприятия (объединения) в собственность правопреемника жилье может поступить только в муниципальную собственность соответствующего поселения. В то же время, отсутствие зарегистрированного права муниципального образования на жилое помещение не может служить основанием к отказу в защите прав лиц, занимающих такое жилое помещение на условиях социального найма, на приобретение его в собственность в порядке приватизации.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что истец имеет право приватизировать занимаемую квартиру.
Поэтому суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Оганесян Л.А. о признании за ней право собственности на квартиру № дома № по <адрес>.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░░ 74 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2016 ░░░░.