Решение по делу № 2а-824/2021 от 22.10.2021

Дело № 2а-824/2021

УИД 32RS0012-01-2021-001064-13

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 декабря 2021 года г.Карачев Брянской области

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Калашниковой Р. А.

при секретаре Федяевой В.А.,

с участием представителя административного истца Елецкой И.И. по доверенности Терехова В.Н.,

представителя административного ответчика администрации Карачевского района Брянской области по доверенности Романенко Н.Г..
представителя ЖСК-5 г. Карачева Брянской области Гозылевой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елецкой Ирины Ивановны к администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в многоквартирном доме на индивидуальное отопление

У С Т А Н О В И Л:

Елецкая И.И. обратилась в Карачевский районный суд с административным иском к администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в многоквартирном доме на индивидуальное отопление.

В обоснование требований указала, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В августе 2021 года она обратилась в администрацию Карачевского района Брянской области с заявлением о переустройстве жилого помещения - посредством установки индивидуального источника отопления.

Решением от 20 сентября 2021 года ей было отказано со ссылкой на то, что возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

В актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации Карачевского района Брянской области от 14 мая 2020 года № 548, входит жилой <адрес> в <адрес>. В данном многоквартирном доме перевод на индивидуальный источник отопления жилых помещений (квартир) данной схемой не предусмотрен.

Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в МКД.

Полагает, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства, поскольку технический проект переустройства спорного жилого помещения полностью соответствует строительным нормам, правилам и обязательным требованиям, требованиям пожарной безопасности, просит признать незаконным решение об отказе в переустройстве жилого помещения.

Административный истец Елецкая И.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ее интересы в судебном заседании представляет по доверенности Терехов В.Н.

Представитель административного истца Елецкой И.И. по доверенности Терехов В.Н. иск поддержал.

Представитель административного ответчика по доверенности Романенко Н.Г. с иском не согласна, при этом пояснив, что схема теплоснабжения муниципального образования «Карачевское городское поселение» не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Кроме того считает, что согласно действующему законодательству все собственники жилого многоквартирного дома должны выразить согласие на переустройство жилого помещения.

Представитель заинтересованного лица председатель ЖСК- 5 Гозылева З.А. с иском согласна, при этом пояснив, что в <адрес> централизованное теплоснабжение, за исключением семи квартир, в которых ранее было установлено индивидуальное отопление. Не возражает против переустройства данной квартиры при соблюдении прав и законных интересов жильцов дома.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.

Так, согласно обстоятельствам, установленным по делу, Елецкая И.И. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (ЖСК-5) от 30 августа 2020 года Елецкой И.И. дано согласие на переустройство системы теплоснабжения и установку котла.

В августе 2021 года Елецкая И.И. обратилась в администрацию Карачевского района Брянской области с заявлением о переустройстве жилого помещения - посредством установки индивидуального источника отопления указанного жилого помещения.

Решением от 20 сентября 2021 года Елецкой И.И. было отказано со ссылкой на то, что возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. В актуализированную схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации Карачевского района Брянской области от 14 мая 2020 года № 548, входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

В вышеуказанном многоквартирном доме перевод на индивидуальный источник отопления жилых помещений (квартир) данной схемой не предусмотрен. Организация теплоснабжения МКД посредством смешанного типа, т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения с использованием ИИТЭ (индивидуальный источник тепловой энергии), нормативными документами не предусмотрена. Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление жилых помещений с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в МКД.

Разрешая заявленные требования о признании незаконным решения администрации Карачевского района Брянской области, суд приходит к выводу о том, что поскольку переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры и должно производиться с соблюдением требований законодательства, по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, в то время как Федеральным законом "О теплоснабжении" введен запрет на переход на индивидуальное отопление в квартирах многоквартирного дома.

В силу части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 26 указанного Кодекса предусмотрено, что переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", данный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Как указано в пункте 20 статьи 2 данного Федерального закона, схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления.

Частью 15 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данная норма носит отсылочный характер и, действительно устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный в пункте 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307.

Так, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Постановлением главы администрации Карачевского района Брянской области от 14 мая 2020 года № 548 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования «Карачевское городское поселение» Карачевского муниципального района Брянской области.

В данной схеме теплоснабжения не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартиры в вышеуказанном многоквартирном доме, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения.

При таких обстоятельствах и принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения заявления Елецкой И.И. не были внесены изменения в схему теплоснабжения г.Карачева Брянской области, позволяющие административному истцу перейти на индивидуальное отопление жилого помещения с установкой газового котла, суд приходит к выводу, что у административного ответчика имелись законные основания для отказа в согласовании переустройства принадлежащей Елецкой И.И. квартиры с индивидуальным отоплением с отключением от центрального отопления.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что содержащаяся в части 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" норма, направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (Определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О, от 25 января 2012 года N 199-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и другие).

Согласно правовой позиции, изложенной в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2015 года, принятому по делу N АКПИ15-198 и оставленному в силе Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 августа 2015 года N АПЛ15-330, предусмотренный частью 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрет, установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

При этом действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается лишь при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Согласно пунктам 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 N 154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Вместе с тем, как установлено судом «Карачевское городское поселение» Карачевского муниципального района Брянской области не предусматривает такой возможности в отношении многоквартирного жилого дома, в котором находится принадлежащее административному истцу жилое помещение.

Сведений о внесении изменений в указанную схему теплоснабжения муниципального образования «Карачевское городское поселение» Карачевского муниципального района Брянской области в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома материалы дела не содержат.

Таким образом, право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в данном случае не запланирована.

Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, которая не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит пункту 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Нельзя признать состоятельными ссылки представителя административного истца на то, что переустройство квартиры произведено в соответствии с действующими правилами и нормами и не нарушает законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью, так как истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что общая схема теплоснабжения в соответствующем многоквартирном доме позволяет устанавливать и использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Статья 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. 2. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Согласно положениям статьи 26 упомянутого Кодекса переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

В силу пунктов 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относятся к общему имуществу собственников.

По смыслу жилищного законодательства уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Аналогичные требования к переходу на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии изложены в абзаце 3 пункта 1.2, пункте 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 46-П.

Вне зависимости от того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального источника тепловой энергии, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство с изготовлением проекта.

Пунктом 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень документов необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Истцами не получено согласие всех собственников и нанимателей многоквартирного дома на производство реконструкции, при этом в соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса РФ, так как переустройство (перепланировка) затрагивает общее имущество многоквартирного дома, установлен дымоход.

Согласно пункту 6.5.5 СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных домах не допускается.

Таким образом, суд приходит к выводу, что согласие всех собственников помещений многоквартирного дома о возможности переустройства и установки газового котла в квартире административного истца Елецкой И.И. получено не было, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Елецкой Ирины Ивановны к администрации Карачевского района Брянской области о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в многоквартирном доме на индивидуальное отопление, отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий: .     Р.А.Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 29.12.2021 г.

2а-824/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Елецкая Ирина Ивановна
Ответчики
администрация Карачевского района
Другие
Терехов Виталий Николаевич
Суд
Карачевский районный суд Брянской области
Судья
Калашникова Р.А.
Дело на странице суда
karachevsky.brj.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Подготовка дела (собеседование)
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2021Судебное заседание
24.12.2021Судебное заседание
24.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее