Дело № 92RS0001-01-2020-003580-68
Производство №12-14/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 февраля 2021 года г. Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Орлова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Ждановой И. Г. на постановление по делу об административном правонарушении № 92014/20/53055 от 29 сентября 2020 года, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Балаклавскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю ФИО, о привлечении Ждановой И. Г. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении № 92014/20/53055 от 29 сентября 2020 года, вынесенным заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по Балаклавскому району Управления Федеральной службы судебных приставов России по Севастополю (далее – ОСП по Балаклавскому району УФССП России по Севастополю) ФИО, Жданова И.Г. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Жданова И.Г. подала в суд жалобу, в которой ставит вопрос об отмене постановления судебного пристава и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы Жданова И.Г. ссылается на то, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением порядка привлечения ее к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении, в нарушение статьи 28.2 КоАП РФ, был составлен в ее отсутствие, без уведомления ее о месте и времени составления протокола. Кроме того, дело об административном правонарушении было рассмотрено без ее участия, при отсутствии сведений о ее надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела. Указанные нарушения являются существенными, повлияли на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, лишили ее возможности воспользоваться своими процессуальными правами, что повлекло нарушение ее права на защиту.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Жданова И.Г., а также должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, – заместитель старшего судебного пристава ОСП по Балаклавскому району УФССП России по Севастополю ФИО не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения жалобы не просили, в связи с чем на основании части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Принимая во внимание, что жалоба Ждановой И.Г. подана в срок, установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, она подлежит рассмотрению по существу.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, принимая во внимание положения части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 92014/20/53055 от 29 сентября 2020 года, вынесенным заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Балаклавскому району УФССП России по Севастополю ФИО, Жданова И.Г. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Вместе с тем, с указанным постановлением согласиться нельзя, поскольку при его вынесении должностным лицом ОСП по Балаклавскому району УФССП России по г. Севастополю допущены процессуальные нарушения, имеющие существенный характер, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Так, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа при производстве по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления был нарушен установленный законом порядок привлечения лица к административной ответственности.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).
Исходя из положений указанной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 указанной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении № 88/20/92014-АП от 10 сентября 2020 года следует, что он был составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ждановой И.Г.
При этом, согласно материалам дела, Жданова И.Г. в установленном законом порядке не была извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В частности, как усматривается из материалов дела, они не содержат в себе каких-либо уведомлений (извещений) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 88/20/92014-АП от 10 сентября 2020 года, адресованных Ждановой И.Г., а также какие-либо документы, подтверждающие, что такие уведомления (извещения) были фактически направлены по месту жительства Ждановой И.Г. и получены ею.
Таким образом, уведомления (извещения) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 88/20/92014-АП от 10 сентября 2020 года, в адрес Ждановой И.Г., в нарушение частей 1 и 2 статьи 25.15 КоАП РФ, не направлялись, доказательств обратному в материалах дела не имеется.
Кроме того, в нарушение части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении не направлена лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола, доказательств обратному материалы дела также не содержат.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии сведений о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола, повлекло нарушение статьи 28.2 КоАП РФ.
Кроме того, нарушения требований закона допущены судебным приставом при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления.
Так, в силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10 сентября 2020 года, согласно которому рассмотрение дела назначено на 29 сентября 2020 года в 12 часов 00 минут, Ждановой И.Г. не направлялось, при этом какими либо иными способами, в том числе заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату, Жданова И.Г. уведомлена не была. Доказательств обратному в материалах дела не имеется.
При этом, данные о надлежащем извещении Ждановой И.Г. о рассмотрении дела должным образом не проверены судебным приставом при рассмотрении дела, меры к повторному вызову Ждановой И.Г. не приняты, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ было рассмотрено в отсутствие последней.
Указанные нарушения являются существенными, влекущими нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, в ходе рассмотрения жалобы установлено, и это подтверждено материалами дела, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 10 сентября 2020 года и рассмотрении дела об административном правонарушении 29 сентября 2020 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Жданова И.Г. уведомлена не была, документы, свидетельствующие о том, что ей было известно о составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований статьи 28.2, частей 1 и 2 статьи 25.15, части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении был составлен, а дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия Ждановой И.Г., при отсутствии данных о надлежащем ее извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, что лишило последнюю возможности воспользоваться предоставленными ей процессуальными правами и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.
Таким образом, оценивая в порядке статьи 26.11 КоАП РФ представленные в материалы дела доказательства, прихожу к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 88/20/92014-АП от 10 сентября 2020 года в отношении Ждановой И.Г., составленный в ее отсутствие, нельзя признать допустимым доказательством, подтверждающим факт совершения правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок привлечения Ждановой И.Г. к административной ответственности был нарушен, ее право на защиту при рассмотрении судебным приставом дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, не реализовано, что является существенным нарушением, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, постановление № 92014/20/53055 от 29 сентября 2020 года, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Балаклавскому району УФССП России по г. Севастополю ФИО, подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Ждановой И.Г. – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении № 92014/20/53055 от 29 сентября 2020 года, вынесенное заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Балаклавскому району УФССП России по г. Севастополю ФИО, которым Жданова И. Г. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, – отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Ждановой И. Г. – прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.В. Орлова