№2-А-180/2022
УИД 21RS 0009-02-2022-000215-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аликово 21 июля 2022г.
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Н.И. Сядаровой, при секретаресудебного заседания Сергеевой С.В.,с участием прокурора Мочалова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязанииликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходовАликовского района Чувашской Республики.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аликовского района Чувашской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов Аликовского района Чувашской Республики.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что на территории кадастрового квартала 21:07:150801, расположенного в д. ТенеевоАликовского района в 10 метрах к юго-западу от дома №36 по ул. Центральная среди деревьев находится несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, стеклотары, полимерных пакетов, полимерных бутылок, иных изделий из полимерных материалов навалом на почве, утративших свои потребительские свойства площадью 15 кв.м., координаты места нахождения свалки; 55.683516 с северной широты, 46.747663 восточной долготы. Указанное свидетельствует об отсутствии контроля за количеством и видом, порядком поступления и складирования отходов в Тенеевском сельском поселении Аликовского района, в результате чего существенная часть мусора сбрасывается частными лицами за пределы отведенных мест для сбора мусора, загрязняя окружающую природную среду и нанося ей вред.
Прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель администрации Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики <ФИО>1 не признал исковые требования, суду показал, что он все требования прокурора выполнил, устранил дефекты грунтовой дороги в конце мая 2022г. на улице Садовая д. ЧиршкасыАликовского района Чувашской Республики от съезда (вблизи домов №15 и №17) до конца улицы (дом №30), протяженностью 332 метров, пустив бульдозер для выравнивания дороги. Гражданин, написавший жалобу, просит, чтобы дорогу покрыли щебнем. На будущий год он в бюджет сельского поселения включит о выделении денежных средств на покрытие щебнем указанной грунтовой дороги.
Суд, выслушав сторону, исследовав документы, имеющиеся в деле, приходит следующему.
Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).
В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы гражданского дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При этом в соответствии с п. 10 ст. 3 этого закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими (в ред. Федеральных законов от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Как усматривается из акта осмотра, на территории кадастрового квартала 21:07:150801, расположенного в д. ТенеевоАликовского района в 10 метрах к юго-западу от дома №36 по ул. Центральная среди деревьев находится несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, стеклотары, полимерных пакетов, полимерных бутылок, иных изделий из полимерных материалов навалом на почве, утративших свои потребительские свойства площадью 15 кв.м.
Согласно пп.15 ст.6 Устава Тенеевского сельского поселения к вопросам местного значения в том числе относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов).
Ранее действующие редакции пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 1 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относили организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данные полномочия у поселения исключены соответствующими редакциями названных законов от 27 мая 2014 года, от 28 ноября 2015 года и 29 декабря 2015 года.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления, пункта 2 статьи 7 Закона об охране окружающей среды" и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, в силу действующего в настоящее время федерального закона вопросы, связанные с обращением с отходами, отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В нарушение ст.56 ГПК РФ прокурором района суду не приведены доказательства: с какого времени или с какого периода образована несанкционированная свалка на земельном участке- на территории кадастрового квартала 21:07:150801, расположенного в д. ТенеевоАликовского района в 10 метрах к юго-западу от дома №36 по ул. Центральная и кто является пользователем указанного земельного участка в указанном выше кадастровом квартале. Также суду не приведены доказательства, решен ли вопрос по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.
Руководствуясь ст.194-198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске прокурора Аликовского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тенеевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики об обязании ликвидировать несанкционированную свалку коммунальных отходов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня оглашения.
Председательствующий Н.И.Сядарова
Мотивированное решение составлено 22 июля 2022г.