88-8053/2021
65RS0005-02-2020-001375-15
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.,
судей Панфиловой Л.Ю., Аноприенко К.В.,
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора, поданного в интересах Королев Э.В., к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности приобрести и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
по кассационной жалобе Королев Э.В. на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., пояснения представителя администрации Корсаковского городского округа Герасиной М.А., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маториной О.А., судебная коллегия,
установила:
Корсаковский городской прокурор обратился в суд в интересах Королев Э.В. с иском к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности приобрести и предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Королев Э.В. постановлением и.о. мэра Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Корсаковском городском округе. ДД.ММ.ГГГГ Королев Э.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения в 2020 году, однако до настоящего времени требования федерального законодательства ответчиком перед Королев Э.В. не исполнены, жилое помещение не предоставлено. Заявлено требование о возложении на администрацию Корсаковского городского округа обязанности за счет средств субвенции из областного бюджета Сахалинской области приобрести и предоставить Королев Э.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте <адрес>.
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Королев Э.В. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанций в связи с неправильным определением обстоятельств дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации Корсаковского городского округа Герасина М.А. возражала против доводов кассационной жалобы.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маторина О.А. полагала решение и апелляционное определение законными.
Проверив материалы дела, выслушав участника процесса и заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и апелляционного определения.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацами 1, 3, 7, 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Материалами дела установлено, что в соответствии с постановлением администрации Корсаковского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Королев Э.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Корсаковском городском округе.
ДД.ММ.ГГГГ Королев Э.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое дан ответ о направлении в Министерство образования Сахалинской области заявки на выделение для приобретения жилья дополнительной субвенции.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Корсаковского городского округа вынесено постановление № о предоставлении Королев Э.В. по договору найма благоустроенного жилого помещения по адресу: <адрес>, которое приобретено муниципальным образованием «Корсаковский городской округ» на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по <адрес> городе Корсакове признано соответствующим установленным требованиям и пригодным для проживания.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении иска, установил, что администрацией Корсаковского городского округа предоставлено Королев Э.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, то есть ответчик выполнил в отношении истца свои обязательства по предоставлению жилого помещения, которое отвечает предъявляемым к нему требованиям.
Межведомственная комиссия, давшая заключение о пригодности для проживания <адрес> в <адрес>, в соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является компетентным органом, уполномоченным на дачу заключения о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания, действия которого в установленном порядке не оспорены.
По заключению № эксперта ФИО5 указанная квартира соответствует требованиям, изложенным в приказе Министерства образования Сахалинской области от 26 сентября 2017 года №.12-69 «Об утверждении требований к при обретаемым жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Всем доводам, указанным в кассационной жалобе, судами дана мотивированная оценка.
Судебная коллегия кассационной инстанции с такими выводами соглашается.
В силу статьи 390 части 3 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 11 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Королев Э.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи