Решение по делу № 33-4754/2023 от 31.03.2023

Судья Яковенко Т.И. 24RS0014-01-2021-001842-04

Дело № 33-4754/2023

А-211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макаровой Ю.М.,

судей Тихоновой Ю.Б., Гавриляченко М.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буровой В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М., гражданское дело по иску Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края к администрации города Енисейска Красноярского края, Превроцкому Антону Владимировичу, Измайлову Андрею Викторовичу, Михальковой Елене Александровне, Овчинниковой Наталье Павловне о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

по апелляционной жалобе администрации города Енисейска Красноярского края

на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 19 сентября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края удовлетворить.

Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края (ОГРН , ИНН ), Превроцкого Антона Владимировича, <дата> года рождения (паспорт ), Измайлова Андрея Викторовича, <дата> года рождения (паспорт ), Михалькову Елену Александровну, <дата> года рождения (паспорт ), Овчинникову Наталью Павловну, <дата> года рождения (паспорт ), в течение 12 (двенадцать) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, исполнить обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:

- подготовить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Елтышева» 1880 года, расположенный по адресу: <адрес>;

- выполнить в порядке, предусмотренном ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Елтышева» 1880 года, расположенного по адресу: <адрес>, на основании проектной документации».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации города Енисейска Красноярского края, Превроцкому А.В., Измайлову А.В., Михальковой Е.А., Овчинниковой Н.П. о возложении обязанности по исполнению обязательств в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом Елтышева» 1880 года, расположенного по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что решением Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16 июня 1980 года №384-15 вышеуказанный объект культурного наследия принят на государственную охрану. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 сентября 2014 года №1555 объект культурного наследия зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Приказом Министерства культуры Красноярского края от 22 апреля 2014 года №221 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.

Ответчики являются собственниками указанного выше объекта культурного наследия, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от 11 апреля 2016 года №193 утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия. Приказом Службы от 16 мая 2016 года №307 приостановлен доступ к объекту культурного наследия. Актом технического состояния от 25 ноября 2015 года №246 сделан вывод о неудовлетворительном состоянии объекта, а также установлена необходимость проведения следующих работ по сохранению объекта культурного наследия: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта - в срок до 01 июня 2017 года; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией – в срок до 01 декабря 2018 года.

В 2020 году объект культурного наследия осматривался повторно, о чем составлен акт технического состояния от 21 сентября 2020 года №210. На сегодняшний день указанные требования ответчиками не исполнены.

Согласно информации, полученной из администрации города Енисейска (письмо от 26 мая 2021 года №1579), а также из регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края (письмо от 20 мая 2021 года №3229/2021) объект культурного наследия распоряжением администрации Енисейска №159-р от 18 февраля 2019 года признан аварийным, расселению в настоящее время не подлежит.

Вышеперечисленные обстоятельства являются основанием для обращения в суд с требованиями о понуждении ответчиков исполнить установленные законом обязательства по сохранению принадлежащего им на праве собственности объекта культурного наследия.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Енисейска Красноярского края просит решение отменить, как незаконное и необоснованное. Не соглашается с выводами суда в части возложения на нее обязанности исполнить в установленный срок обязательства в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта «Дом Елтышева» 1880 года, расположенного по адресу: <адрес>. Ссылается на то, что согласно положениям ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления не относится выполнение охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия, находящихся в собственности, во владении или пользовании третьих лиц.

В поступивших возражениях истец Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца Поповой М.Г., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантировано обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа.

Правовое регулирование мероприятий по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с положениями главы 7 указанного Закона.

В силу ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

Обеспечение сохранности объекта культурного наследия может осуществляться, в том числе, выполнением полученного охранного обязательства.

Пунктом 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц.

Из положений ст. 40 указанного закона следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 закона собственники и пользователи обязаны осуществлять расходы на содержание объектов культурного наследия и поддержание их в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В силу п. 1 ст. 33 закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Красноярского краевого Совета народных депутатов №384-15 от 16 июня 1980 года объект культурного наследия, «Дом Елтышева» 1880 года, расположенный по адресу: г.Енисейск, ул. Рабоче-Крестьянская, д.59, принят на государственную охрану.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 221 от 22 апреля 2014 года утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения - «Дом Елтышева» 1880 года.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1555 от 12 сентября 2014 года объект культурного наследия регионального значения «Дом Елтышева» 1880 года, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером .

Приказом службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 193 от 11 апреля 2016 года утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Дом Елтышева» 1880 года, расположенный по вышеуказанному адресу, в соответствии с которым на ответчиков, как собственников, возложена обязанность выполнить требования к сохранению объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п.18 охранного обязательства).

Собственниками данного объекта (являющегося многоквартирным домом) расположенных в нем квартир являются: Превроцкий А.В. (кв. 5), Измайлов А.В. (кв.4), Михалькова Е.А. (кв.6), Овчинникова Н.П. (кв.7), администрация города Енисейска Красноярского края (кв.3), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (сведения о зарегистрированных правах).

В соответствии с актом технического состояния объекта культурного наследия регионального значения №246 от 25 ноября 2015 года, проведенного и составленного главным специалистом отдела государственного надзора, учета и использования объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, с участием ведущего инженера отдела инвентаризации объектов культурного наследия КГКУ «ЦСКН КК», установлено общее неудовлетворительное техническое состояние объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>; с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику (иному законному владельцу) объекта указано на необходимость проведения работ по сохранению объекта: подготовить проектную документацию на работы по сохранению объекта в срок до 01 июня 2017 года; выполнить работы по сохранению объекта в соответствии с проектной документацией в срок до 01 декабря 2018 года.

Аналогичные данные установлены в акте технического состояния (акт осмотра) №210 от 21 сентября 2020 года. На момент осмотра техническое состояние оценивалось как неудовлетворительное, зафиксирована деформация фундамента, цоколей, отмостки; горизонтальные и вертикальные сквозные трещины в стенах.

16 мая 2016 года на основании приказа службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края №307 приостановлен доступ граждан к указанному выше объекту культурного наследия.

В соответствии с распоряжением администрации Енисейска №159-р от 18 февраля 2019 года, на основании заключения межведомственной комиссии по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 12.02.2019 № 3, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.

Разрешая при указанных основаниях заявленные требования, принимая во внимание, что спорный объект с расположенными в нем квартирами, принадлежащими ответчикам на праве собственности, является объектом культурного наследия, что в настоящее время спорный объект находится в ненадлежащем техническом состоянии, требует реконструкции, и непринятие ответчиками мер к сохранению вышеупомянутого объекта культурного наследия может повлечь его уничтожение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их удовлетворении, возложив на ответчиков обязанность по устранению нарушений законодательства об объектах культурного наследия в установленные сроки.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает их несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. По пункту 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

По пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава г. Енисейска, утвержденного решением Енисейского городского Совета депутатов Красноярского края от 26.07.2005 № 6-19, предусмотрено, что к вопросам местного значения города относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

Статьей 51 Устава г. Енисейска определено муниципальное имущество города Енисейска.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 46 Устава г. Енисейска управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности города, в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и решениями городского Совета.

По пункту 1 статьи 52 Устава г. Енисейска, определяющей владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, органы местного самоуправления от имени города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, органы местного самоуправления города осуществляют в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством и настоящим Уставом. Управление и распоряжение муниципальной собственностью города осуществляет администрация города в соответствии с порядком, утвержденным городским Советом.

Ссылаясь в жалобе на неприменение к администрации г. Енисейска положений ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ, апеллянт исходит из того, что в соответствии с пп. 1, 2 указанной статьи к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Таким образом, особенностью использования объекта культурного наследия, в данном случае, является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.

Согласно выписке из ЕГРН от 10.06.2021 № КУВИ-002/2021-70773435 одним из правообладателей спорного ОКН является и муниципальное образование город Енисейск Красноярского края.

По пункту 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится в муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

При таких обстоятельствах ответчик обязан принять меры к сохранению и содержанию объекта культурного наследия, принадлежащего ему на праве собственности, и привести его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

В связи с чем, выводы суда о возложении на администрацию г. Енисейска Красноярского края в части возложения обязанности по принятию меры к сохранению и содержанию объекта культурного наследия являются обоснованными.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не выявлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 19 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Енисейска Красноярского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4754/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края
Ответчики
Администрация города Енисейска
Михалькова Елена Александровна
Превроцкий Антон Владимирович
Измайлов Андрей Викторович
Овчинникова Наталья Павловна
Другие
МКУ Управление муниципальным имуществом г. Енисейска
Министерство культуры Красноярского края
ООО Безопасные системы +
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Макарова Юлия Михайловна
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
17.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2023Передано в экспедицию
17.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее