Дело № 33-2652/2024
27RS0002-01-2023-003747-23
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Хабаровск 19 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего: Дорожко С.И.
судей: Тарасовой А.А., Мартынова Д.Е.,
при секретаре: Шишкине Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 109/2024 по исковому заявлению Ворончихина Ю.Г. к ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры «комплекса» министерства обороны Российской Федерации о признании неправомерным решения жилищного органа Минобороны РФ об отказе в постановке (восстановлении) на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания,
по апелляционной жалобе ФГАУ «Росжилкомплекс» на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 января 2024 года,
заслушав доклад судьи Дорожко С.И., объяснения представителя ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» - Сапиевой Н.А., представителя истца Ворончихина Ю.Г. – Тихомирова Д.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ворончихин Ю.Г. обратился в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» и, с учетом уточнения исковых требований, просил: признать незаконным и необоснованным решение от 08.11.2023 ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный об отказе в пересмотре решений об отказе в 2017 г. и 2019 г. Ворончихину Ю.Г. и в постановке (восстановлении) на учет нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы по льготным основаниям, предоставляемых для постоянного проживания по линии Минобороны РФ; обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» поставить (восстановить) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 18.01.2014 Ворончихина Ю.Г. с составом семьи 2 человека, избранное место г.Хабаровск; признать право Ворончихина Ю.Г. состоять на вышеуказанном учете и быть поставленным на учет.
В обоснование иска указано то, что истец является пенсионером Минобороны РФ и проживал на основании ордера в закрытом военном городке Парин, состав семьи 3 человека, недвижимости в РФ он и члены его семьи не имеют и не имели. Он проходил военную службу в войсковой части № Хабаровский край (личный номер №, подполковник). Выслуга лет: календарная 27 лет 06 мес.; льготная 36 лет 08 мес. Уволен с военной службы 17.02.2014 по достижении предельного возраста (льготная статья увольнения); исключен из списков части с 19.04.2014. В период прохождения военной службы истец служебным жильем не обеспечивался, был поставлен на учет по получению жилья как военнослужащий подлежащий увольнению с военной службы по избранному месту жительства г.Хабаровск. Дата постановки на учет – 2014 г. (Решение КЭЧ района МО РФ. Решение Войсковая часть МО РФ). Состав семьи 3 человека. При этом, был уволен и жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Уволился с оставлением в списках очередников на получение жилой площади после увольнения. На дату увольнения с военной службы и на сегодняшний день, истец не получил жилого помещения для постоянного проживания после увольнения с военной службы (нуждаемость) по линии МО РФ. Ранее, истец обращался в ФГКУ Востокрегионжилье (далее - филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс») по вопросу постановки на учет нуждающихся после увольнения с военной службы. В 2017г. и 2019г. (решение № 3 от 27.01.2017 и решение № 21 от 11.12.2019) истцу было отказано в постановке на учет, данные решения он не обжаловал, так как считал, что жилое помещение в ЗВГ Парин <адрес> ему оставили в качестве обеспечения жильем от МО РФ. В 2023 г. ФГАУ «Росжилкомплекс» подало иск о признании его утратившим право пользования указанным служебным жилым помещением, о снятии его с регистрационного учета и выселении. Решением районного суда в удовлетворении иска отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23.08.2023 Ворончихин Ю.Г. признан утратившим право пользования указанным жилым помещением и выселен без предоставления другого жилого помещения. В связи с новыми обстоятельствами – выселения из жилья ЗВГ, 16.10.2023 он обратился к ответчику о пересмотре вопроса об обеспечении его жильем для постоянного проживания, 08.11.2023 ему пришло информационное письмо - решение из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, которое считает неправомерным. На сегодняшний день истец, имеющий правовые основания для постановки на учет нуждающихся в жилье после увольнения с военной службы по избранному месту жительства по линии МО РФ – жильем для постоянного проживания не обеспечен.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 15.01.2024 исковые требования Ворончихина Ю.Г. удовлетворены частично. Судом постановлено:
- признать незаконным решение от 08.11.2023 ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» об отказе Ворончихину Ю.Г. в постановке (восстановлении) на учет нуждающихся в жилых помещениях после увольнения с военной службы по льготным основаниям, предоставляемым для постоянного проживания по линии Минобороны РФ:
- обязать ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Восточный» поставить (восстановить) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 19.04.2014 Ворончихина Ю.Г., 20.04.1969 года рождения, с составом семьи 1 человек, избранное место жительства г.Хабаровск.
В апелляционной жалобе ФГАУ «Росжилкомплекс» просит решение суда отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано то, что Ворончихин Ю.Г. в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания до даты увольнения его с военной службы, впервые обратился с заявлением о принятии на такой учет 24.01.2017 после исключения из списков части, повторно 30.10.2019, 10.12.2019, решениями от 27.04.2017 № 3 и от 11.12.2019 № 21, соответственно, ему отказано в принятии на учет, поскольку реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы. В связи с чем, оснований для постановки на учет и признании права состоять на учете с 2014 г. не имеется.
В заявлении от 20.05.2024 Ворончихин Ю.Г. просил рассмотреть дело без его участия, с участием представителя по доверенности и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
На основании частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует то, что Ворончихин Б.Г. являлся военнослужащим, проходил военную службу с 01.08.1986 по 19.04.2014, уволен с военной службы в запас согласно выписки из приказа начальника 12 главного управления МО РФ № 10 от 17.02.2014 по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.п. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ). Выслуга лет в ВС РФ календарная составила 27 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 36 лет 8 месяцев. В выписке из приказа указано, что Ворончихин Ю.Г. не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Согласно Выписки из приказа командира в/ч № от 18.04.2014 № 86 - подполковника Ворончихина Ю.Г., уволенного в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, 19.04.2014 исключить из списков личного состава войсковой части № и направить на воинский учет в отдел военного комиссариата Хабаровского края по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровск, временно в отдел военного комиссариата Хабаровского края по г. Комсомольску-на-Амуре.
Согласно поквартирной карточки, паспорту истца - Ворончихин Ю.Г. с 28.03.2013 зарегистрирован по месту жительства в служебном жилом помещении в закрытом военном городке по адресу: <адрес>, в которой проживал после увольнения с военной службы в 2014 г.
24.01.2017 Ворончихин Ю.Г. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, составом семьи 3 человека, в том числе супруга Ворончихина О.М., дочь Ворончихина А.Ю.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 27.01.2017 № 3 Ворончихину Ю.Г., составом семьи 3 чел., в том числе супруга Ворончихина О.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Ворончихина А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, основание: подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ.
В ответе от 27.01.2017 № 13-14/216 ФГКУ «Востокрегионжилье» Ворончихину Ю.Г. указало, что для реализации права обеспечения постоянным жилым помещением в соответствии с ФЗ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998, истец при наличии у него основания к увольнению по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, в 2014 г. должен был обратиться по месту прохождения им военной службы в Отделение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ для предоставления заявления и документов в соответствии с требованиями приказа Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим ВС РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Из представленных истцом документов усматривается, что он уволен с военной службы в запас 17.02.2014, исключен из списков личного состава войсковой части 52015 - 18.04.2014. Документы для признания нуждающимся в жилых помещениях для постоянного проживания истцом в Отделение до 18.04.2014 не предоставлялись. Учитывая изложенное, решение его жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст. ст. 49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.
30.10.2019 Ворончихин Ю.Г. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, в котором просил выплатить жилищную субсидию (согласно резолюции руководителя 31.10.2019 принято к исполнению).
Также, 30.10.2019 Ворончихин Ю.Г. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, составом семьи 2 человека, в том числе дочь Тарская (Ворончихина) А.Ю. (согласно резолюции руководителя 10.12.2019 принято к исполнению).
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 11.12.2019 № 21 Ворончихину Ю.Г. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование решения указано, что согласно выписки из приказа начальника 12 Главного управления МО РФ от 17.02.2014 № 10 Ворончихин Ю.Г. уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В соответствие с подп. «а» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, военнослужащий подлежит увольнению по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Следовательно, право на увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе у военнослужащего возникает с момента подачи рапорта командиру воинской части. Ссылаясь на приложение № 5 к Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, указано, что дата принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из даты возникновения права военнослужащих на признание нуждающимися в жилых помещениях, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств. В соответствии с выпиской из приказа командира в/ч № от 18.04.2014 № 86 Ворончихин Ю.Г. с 19.04.2014 исключен из списков личного состава воинской части. Таким образом, Ворончихин Ю.Г. должен был обратиться в Отделение не позднее 18.04.2014 Учитывая изложенное, решение жилищного вопроса Ворончихина Ю.Г. возможно на общих основаниях в порядке ст.ст. 49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления. В части Тарской (Ворончихиной) А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь военнослужащего), ранее не заявленной в заявлении от 31.10.2019, а заявленной Ворончихиным Ю.Г. в заявлении, поступившем в Отделение 10.12.2019, со ссылкой на ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», ЖК РФ указано, что из копии поквартирной карточки от 30.10.2019, справки о регистрации по месту жительства (форма 519) от 31.10.2019 № 243, выписки из лицевого счета о начислениях за жилое помещение, коммунальные услуги от 31.10.2019, усматривается, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> Тарская (Ворончихина) А.Ю. не проживает совместно с Ворончихиным Ю.Г. и снята с регистрационного учета по месту жительства 30.04.2019, начисления за жилое помещение и коммунальные услуги производятся на одного человека (нанимателя жилого помещения) – Ворончихина Ю.Г. Таким образом, Тарская (Ворончихина) А.Ю., не подлежит к рассмотрению в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи Ворончихина Ю.Г.
ФГКУ «Востокрегионжилье» реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс», в которое 16.10.2023 Ворончихин Ю.Г. обратился с заявлением, в котором просил вынести решение о пересмотре и отмене ранее вынесенных решений об отказе от 2017 г., от 2019 г. ФГКУ «Востокрегионжилье» о постановке на учет нуждающихся в постоянном жилье после увольнения с военной службы по избранному месту жительства г.Хабаровск (состав семьи 2 человека).
Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от 08.11.2023 № 27/7/22738 Ворончихину Ю.Г. следует, что он уволен с военной службы в запас и исключен из списков личного состава войсковой части 19.04.2014. По архивным сведениям КЭЧ (ОМИСов) Восточного военного округа, истец не признан нуждающимся в получении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма от МО РФ по ранее установленному порядку в соответствии с приказом Министра обороны РФ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ» от 15.02.2000 № 80. Документы, для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения, оформленные в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утв. приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, действовавшей на момент увольнения истца и исключения из списков личного состава войсковой части, поступили в адрес начальника отделения (территориального, г.Комсомольска-на-Амуре) ФГКУ «Востокрегионжилье» 24.01.2017, повторно 10.12.2019, то есть после увольнения и исключения истца из списков личного состава войсковой части. Таким образом, основания для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», отсутствуют. Учитывая изложенное, решения начальника отделения (территориального, г.Комсомольска-на-Амуре) ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 27.01.2017 № 3 и от 11.12.2019 № 21 об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма приняты в соответствии с действующим жилищным законодательством, следовательно, отмене не подлежат. По имеющимся в филиале «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» сведениям, в том числе архивным, истец не является участником ведомственной целевой программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, с целью получения сертификата. Одновременно сообщили, что решение вопроса истца возможно на общих основаниях в порядке ст. ст. 49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.
ФГАУ «Росжилкомплекс» обратилось в суд с иском к Ворончихину Ю.Г. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением по ул. Прудная, 43 – 32 в г. Комсомольске-на-Амуре, выселении, снятии с регистрационного учета.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08.06.2023 в удовлетворении исковых требований ФГАУ «Росжилкомплекс», отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23.08.2023 решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08.06.2023 по делу по иску ФГАУ «Росжилкомплекс» к Ворончихину Ю.Г. о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении, снятии с регистрационного учета, отменено, с принятием по делу нового решения, которым исковые требования удовлетворены. Постановлено: Признать Ворончихина Ю.Г. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Выселить Ворончихина Ю.Г. из жилого помещения, расположенного по указанному адресу без предоставления другого жилого помещения. Данное решение суда, является основанием для снятия с регистрационного учета Ворончихина Ю.Г. по адресу: <адрес>
Согласно материалов дела по вышеуказанному иску стороной ответчика не представлено в суд доказательств, подтверждающих подачу Ворончихиным Ю.Г. в соответствии с пунктом 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, рапорта по команде с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, а также иных документов.
Ответчиком также не представлено доказательств того, что в настоящее время он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, либо имеет право состоять на таком учете, что предполагает признание их в установленном законом порядке малоимущими, и того, что на них распространяются положения статьи 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ.
При этом, как в решении Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08.06.2023, так и в апелляционном определении от 23.08.2023 указано, что согласно документам, представленным по запросу суда военным комиссариатом г. Комсомольска-на-Амуре из личного дела уволенного с военной службы Ворончихина Ю.Г. – с Ворончихитным Ю.Г. 18.01.2014 командиром войсковой части 52015 проводилась беседа в связи с предстоящим увольнением с военной службы, в ходе которой, а также в рапорте от 18.01.2014 на имя командира войсковой части Ворончихин Ю.Г. подтверждал, что обеспечен служебной квартирой по <адрес> а по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Хабаровск – не обеспечен и оформляет документы на признание нуждающимся в жилой площади, которые предоставит в «Востокрегионжилье» до 19.04.2014.
Также в решении суда от 08.06.2023 указано, что согласно трудовой книжки ответчика – после увольнения с военной службы он занимал должности гражданского персонала в организациях МО РФ в период с 16.06.2014 по 18.05.2018, после чего ответчик в войсковой части № не работает, военную службу по контракту не проходит, что послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о выселении ответчика из служебного жилого помещения.
Судом первой инстанции по настоящему делу установлено, что истец с членами семьи в период прохождения военной службы обеспечивался только служебным жилым помещением в закрытом военном городке (ЗВГ) по адресу: <адрес>, из которого в настоящее время выселен по вышеуказанному решению суда апелляционной инстанции без предоставления иного жилья, при том, что на момент увольнения с военной службы истец по выслуге лет, основанию увольнения и жилищному положению подлежал обеспечению жильем по линии Минобороны России.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец не обеспечивался в период военной службы по контракту в МО РФ жилым помещением, при увольнении заявлял о своем праве на предоставление ему жилого помещения для постоянного проживания, само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище.
Обеспечение права каждого на жилище (ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закон (абзац 3 пункта 1).
В соответствии с п. 13 - граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и проживающими совместно с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (пункт 14).
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (пункт 18).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно подпункту "и" пункта 7 названных Правил основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
С учетом приведенного правового регулирования, суд первой инстанции, установив, что Воронхичин Ю.Г. имеет выслугу более 20 календарных лет, собственного жилья он и члены его семьи не имеют, проживал в служебном жилом помещении, из которого выселен на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 23.08.2023, жилым помещением для постоянного проживания по линии Министерства обороны Российской Федерации по месту увольнения с военной службы не обеспечивался, при увольнении указал, что жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения ответчика.
Признавая решение ответчика от 08.11.2023 незаконным, суд при этом верно установил, что на дату увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части № (19.04.2014) состав семьи Ворончихина Ю.Г. включал супругу Ворончихину О.М. и несовершеннолетнюю дочь Ворончихину А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., тогда как на дату рассмотрения дела судом супруга истца умерла 05.03.2019, дочь Тарская (Ворончихина) А.Ю. является совершеннолетней, с Ворончихиным Ю.Г. по ул. Прудной, 43-32 не проживает и снята с регистрационного учета по месту жительства, в связи с чем дочь истца Тарская А.Ю. не подлежит рассмотрению в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в составе семьи истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами и с решением суда первой инстанции, как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, примененным нормам материального и процессуального права, поскольку истец с членами семьи в период прохождения военной службы обеспечивался только служебным жилым помещением в закрытом военном городке (ЗВГ) по адресу: г. <адрес>, из которого в настоящее время выселен по вышеуказанному решению суда апелляционной инстанции без предоставления иного жилья, при том, что на момент увольнения с военной службы в 2014 г. истец по выслуге лет, льготному основанию увольнения и жилищному положению подлежал обеспечению жильем по линии Минобороны России, учитывая, что согласно материалов дела, включая дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документы, ни истец, ни члены его семьи (супруга и дочь) на момент его увольнения с военной службы в 2014 г. (исключения из списков личного состава войсковой части 19.04.2014) и за предшествующий увольнению 5-летний период в собственности жилья не имели, истец и его дочь и по настоящее время жилья в собственности не имеют, а также то, что истец в ходе беседы 18.01.2014 с командиром войсковой части № в связи с предстоящим увольнением с военной службы и в рапорте от 18.01.2014 на имя командира войсковой части подтверждал, что обеспечен служебной квартирой по <адрес>, по избранному месту жительства после увольнения с военной службы в г. Хабаровск – жильем не обеспечен и оформляет документы на признание нуждающимся в жилой площади, которые предоставит в «Востокрегионжилье» до 19.04.2014, а согласно приказа об увольнении с военной службы от 17.02.2014 - Ворончихин Ю.Г. не обеспечен жилым помещением по установленным нормам, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
В силу ст. 431 ГК РФ, исходя из буквального содержания приказа об увольнении с военной службы от 17.02.2014, истец до момента исключения из списков личного состава войсковой части (до 19.04.2014) реализовал предусмотренный законом заявительный порядок обращения для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по линии Минобороны РФ.
Ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств иного, в том числе обеспеченности истца, с учетом членов его семьи, на момент увольнения с военной службы жилым помещением, либо ухудшения ими жилищных условий в течение 5-летнего срока до 19.04.2014, не представлено, тогда как отсутствие Ворончихина Ю.Г. в соответствующем Списке нуждающихся в жилых помещениях по линии Минобороны РФ по причине не постановки его на учет в 2014 г., либо незаконного снятия с такого учета, как и обращение Ворончихина Ю.Г. в 2017, 2019 г.г. и уже после его выселения со служебного жилья в 2023 г. с заявлением о признании нуждающимся в постоянном жилье спустя длительный период времени после увольнения - не может служить основанием для отказа в принятии на учет в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, либо восстановлении на таком учете, и, как следствие, для отказа в удовлетворении иска.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают и основанием к отмене решения суда являться не могут по изложенным основаниям.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований процессуального и материального права, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 15 января 2024 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГАУ «Росжилкомплекс» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2024.
Председательствующий:
Судьи: