Председательствующий Буцких А.О.
УИД 19RS0011-01-2020-001633-26
№ 33а-2260/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2020 года г.Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Вениченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Усть-Абаканская районная больница» об оспаривании представления прокурора Усть-Абаканского района по апелляционной жалобе административного истца на решение Усть-Абаканского районного суда от 24 августа 2020 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения представителя административного истца Свяжиной И.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика прокуратуры Республики Хакасия Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Усть-Абаканская районная больница» (далее - ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница») обратилось в суд с административным иском об оспаривании представления прокурора Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ № в части нарушения начисления стимулирующих выплат независимо от подтверждения у гражданина (пациента) новой коронавирусной инфекции, о возложении на заместителя прокурора района ФИО1 обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, мотивировав требования тем, что оспариваемое представление, указывающее на нарушение порядка начисления выплат стимулирующего характера противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», поскольку осуществление выплат стимулирующего характера производится за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в связи с распространением коронавирусной инфекции». Ссылаясь на письмо Минздрава России от 06.05.2020 №16-3/И/2-5951, приказ ФМБА России от 13.04.2020 № 106 «Об утверждении порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации», перечисляя категории работников, которым стимулирующая выплата может быть выплачена, административный истец полагал, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает его права и законные интересы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52) в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Республики Хакасия.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Свяжина И.Г. заявленные требования поддержала, представитель административных ответчиков Чистанова И.Ю. возражала против удовлетворения требований.
Суд постановил решение от 24.08.2020 (л.д. 54-59), которым отказал в удовлетворении административных исковых требований.
С решением не согласен административный истец, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющие значения для дела, просит решение отменить, принять новое, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 64-65). Считает, что судом неверно истолковано указанное в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415 понятие «лицам из группы риска». По смыслу данного постановления к лицам из группы риска относятся медицинские работники, контактирующие в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с зараженными биоматериалами.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы административные ответчики, выражая согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения (л.д. 81-82).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Свяжина И.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель административного ответчика прокуратуры РХ по доверенности Васильева Е.В. выразила согласие с решением суда. Административный ответчик прокуратура Усть-Абаканского района, извещённая надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направила, о причинах его неявки не сообщила. Судебная коллегия, руководствуясь ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика прокуратуры Усть-Абаканского района.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.3 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п.1 ст.24 названного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Из материалов дела следует, что в результате прокурорской проверки, проведённой по жалобе коллектива скорой медицинской помощи ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница», ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Усть-Абаканского района в адрес главного врача ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о здравоохранении, трудового законодательства, в котором наряду с иными нарушениями указано также, что выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 производятся ненадлежащим образом, поскольку фактическое выявление у гражданина (пациента) инфекционного заболевания (COVID-19) для начисления стимулирующих выплат по данному постановлению не требуется в связи с тем, что данные выплаты производятся, в том числе при оказании медицинской помощи гражданам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией (неподтверждённые результаты инфекционного заболевания COVID-19).
Суд первой инстанции, проанализировав разъяснения Министерства здравоохранения РФ, данное в письме от 21.05.2020 №16-3/И/1-6965, пришёл к выводу, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 стимулирующая выплата медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ, с внебольничной пневмонией, с целью отбора биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции, осуществляется независимо от количества пациентов с подтверждённой новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в связи с чем отказал ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» в удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия считает данный вывод суда ошибочным в силу нижеследующего.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Правила).
Согласно п.10,11 названных Правил средства, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ приказом главного врача ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» № утверждено и впоследствии согласовано с Министерством здравоохранения Республики Хакасия (протокол №1 комиссии по согласованию локальных нормативных актов государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ) Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Положение №).
Согласно п.2.2 Положения № выплата стимулирующего характера определяется с даты регистрации подтверждённого случая COVID-19 в медицинском учреждении до ДД.ММ.ГГГГ и выплачивается за фактически отработанное время.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).
По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие работу, в условиях, отклоняющихся от нормальных, оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.
Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 №40-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова»).
В связи с вышеизложенным является обоснованным довод представителя административного истца, что трактовка порядка оплаты стимулирующих выплат, данная прокурором в представлении, противоречит принципу справедливой оплаты труда.
Как видно из п.2 постановления Правительства РФ от 02.04.2020 №415, получателем средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на оплату стимулирующих выплат является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.162 Бюджетного Кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) составляет и исполняет бюджетную смету; 2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; 3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; 4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; 5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); 6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; 7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Таким образом, Министерство здравоохранения РФ как получатель бюджетных средств по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415 наряду с другими полномочиями обеспечивает результативность, целевой характер их использования.
В соответствии с п.1,2 Положения о Федеральном медико-биологическом агентстве, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, данное агентство находится в ведении Министерства здравоохранения РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения.
Приказом Федерального медико-биологического агентства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.
В силу п.2 названного Порядка средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета в целях осуществления выплат стимулирующего характера следующим категориям работников медицинских организаций ФМБА России:
медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция;
лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, имея в виду медицинских и иных работников, обеспечивающих условия для предоставления медицинских услуг в связи с оказанием медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией;
лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации, имея в виду медицинских и иных работников, осуществляющих лабораторные исследования, диагностику лиц, являющихся носителями или контактировавших с носителями новой коронавирусной инфекции.
Из содержания всех последующих писем Министерства здравоохранения РФ в части применения постановления от 02.04.2020 №415 следует, что понятие «лиц из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией» применяется к медицинским работникам. Документ, который бы содержал иную трактовку данного понятия применительно к названному постановлению, отсутствует.
Ссылка административных ответчиков на письмо Минздрава России от 21.05.2020 №16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 №415 и от 12.04.2020 №484», а именно на указание в данном письме на то, что стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415 осуществляются медицинским работникам независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19, не опровергает вышесказанное.
Таким образом, ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» правильно применялись положения постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415, то есть осуществлялась оплата стимулирующих выплат с учётом подтверждённого у пациента случая COVID-19.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении административных исковых требований и признании незаконным представления прокурора Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ № в части нарушения начисления стимулирующих выплат по постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415, независимо от подтверждения у гражданина (пациента) новой коронавирусной инфекции.
Необходимость устранения допущенных нарушений прав административного истца путём возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности по данному делу отсутствует.
Руководствуясь п.2 ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Усть-Абаканского районного суда от 24 августа 2020 года по настоящему делу отменить, принять новое.
Удовлетворить административные исковые требования Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Усть-Абаканская районная больница».
Признать незаконным представление прокурора Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ № в части начислений стимулирующих выплат по постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» независимо от подтверждения у гражданина (пациента) новой коронавирусной инфекции.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: Т.В. Долгополова
О.В. Вениченко