Дело № 2а-847/16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Новосергиевка Оренбургской области 20 сентября 2016 года
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи И. В. Бредихиной,
при секретаре О.В. Пузиной,
с участием представителя административного истца –заместителя прокурора Новосергиевского района А.В. Баева,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района» о признании бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
прокурор Новосергиевского района обратился в суд с административным иском к администрации МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района» о признании бездействия и понуждении к совершению действий. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района».
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение п.5.3.1, п.5.3.2, п.5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004 на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес> отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу» с табличками 8.13 «Направление главной дороги».
В нарушение п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на пересечении <адрес> – пер.Школьный отсутствует искусственное освещение.
В нарушение п. 5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 на <адрес> перед мостами через лощину отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Также в ходе проведенной проверки установлено, что на пер. Школьный <адрес> вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ» имеется повышенный износ горизонтальной линии разметки 1.14.1 «Зебра», отсутствуют светофоры Т7 и ограничивающие пешеходные ограждения, на остановочном павильоне отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), что не соответствует требованиям п. 6.2.17, п. 5.6.23, п. 7.2.18, п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и п. 4.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
На основании с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация городского, сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выявленные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, могут являться одним из сопутствующих факторов совершения ДТП, отсутствие дорожных знаков или недостаточная освещенность дорожного полотна может причинить вред жизни и здоровью граждан, в т.ч. детей, учащихся МОБУ «Нестеровская СОШ», а также повлечь уничтожение либо повреждение имущества граждан и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Определить круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены, невозможно, поскольку данная дорога является дорогой общего пользования местного значения, выявленные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения и создают опасность повреждения дорожного полотна, а также причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, повреждению их имущества.
Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и не приведении состояния проезжей части в населенном пункте <адрес>, а именно: на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес>; на пер. Школьный вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ» в соответствии с государственными стандартами в области безопасности дорожного движения; обязать администрацию МО «Нестеровский сельсовет <адрес>» в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению участков дороги в <адрес>, а именно: на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес> установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу» с табличками 8.13 «Направление главной дороги»; обеспечить в соответствии с установленными стандартами и техническими нормами освещение на пересечении <адрес> – пер.Школьный <адрес>; на пер. Школьный <адрес> вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ» обновить линию разметки 1.14.1 «Зебра», установить светофоры Т7 и ограничивающие пешеходные ограждения, на остановочном павильоне установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», установить тротуары (пешеходные дорожки).
В судебном заседании представитель административного истца А.А.Баев административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель административного ответчика, извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, не возражал против удовлетворения заявления.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Во исполнение требований ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. №270-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 N 120-ст, утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
В соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 52289-2004 знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.
Пунктами 5.3.2 знак 2.1 «Главная дорога» и 5.3.6 знак 2.4 «Уступите дорогу» ГОСТ Р 52289-2004 определены требования к установке указанных дорожных знаков.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что в нарушение п.5.3.1, п.5.3.2, п.5.3.6 ГОСТ Р 52289-2004 на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес> отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу» с табличками 8.13 «Направление главной дороги».
В соответствии с п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах в т.ч. предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, а также на пересечениях дорог между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним.
В нарушение п.4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 на пересечении <адрес> – пер.Школьный отсутствует искусственное освещение.
Согласно п. 5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 знаки 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением» применяют для организации движения в местах, где невозможен или опасен встречный разъезд транспортных средств (узкие участки дорог, мостовые сооружения, тоннели и т.п.), при интенсивности движения, обеспечивающей саморегулирование встречного разъезда, и видимости всего участка и противоположного въезда на него с каждого конца узкого участка дороги.
В нарушение п. 5.3.10 ГОСТ Р 52289-2004 на <адрес> перед мостами через лощину отсутствуют дорожные знаки приоритета 2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением».
Актами выявленных недостатками подтверждается, что на пер. Школьный <адрес>, вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ», имеется повышенный износ горизонтальной линии разметки 1.14.1 «Зебра», отсутствуют светофоры Т7 и ограничивающие пешеходные ограждения, на остановочном павильоне отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), что не соответствует требованиям п. 6.2.17, п. 5.6.23, п. 7.2.18, п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 и п. 4.2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
На основании с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация городского, сельского поселения наделена полномочиями по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определяет государственную политику в интересах детей как приоритетную, основанную на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих условий для его получения.
На основании вышеизложенного, выявленные нарушения создают реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан, могут являться одним из сопутствующих факторов совершения ДТП, отсутствие дорожных знаков или недостаточная освещенность дорожного полотна может причинить вред жизни и здоровью граждан, в т.ч. детей, учащихся МОБУ «Нестеровская СОШ», а также повлечь уничтожение либо повреждение имущества граждан и организаций, независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
При этом суд принимает во внимание обстоятельства того, что, определить круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены, невозможно, поскольку данная дорога является дорогой общего пользования местного значения, выявленные нарушения отрицательно влияют на безопасность дорожного движения и создают опасность повреждения дорожного полотна, а также причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан, повреждению их имущества.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет требования административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района» о признании бездействия и понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района», выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и не приведении состояния проезжей части в населенном пункте <адрес>, а именно: на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес>; на пер. Школьный вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ» в соответствии с государственными стандартами в области безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию МО «Нестеровский сельсовет Новосергиевского района» в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению участков дороги в <адрес>, а именно: на пересечении <адрес> – пер.Школьный, <адрес> – <адрес> установить дорожные знаки приоритета 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу» с табличками 8.13 «Направление главной дороги»; обеспечить в соответствии с установленными стандартами и техническими нормами освещение на пересечении <адрес> – пер.Школьный <адрес>; на пер. Школьный <адрес> вблизи образовательного учреждения МОБУ «Нестеровская СОШ» обновить линию разметки 1.14.1 «Зебра», установить светофоры Т7 и ограничивающие пешеходные ограждения, на остановочном павильоне установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», установить тротуары (пешеходные дорожки).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Оренбургский областной суд через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 22.09.2016 года
Председательствующий