Дело №2а-1135/2020
УИД 18RS0005-01-2020-000678-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г.Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Нуртдиновой С.А.,
при секретаре судебного заседания Кельдиватовой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Безносова О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Андрееву В.В. о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности,
у с т а н о в и л:
Безносов О.Ю. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в государственной регистрации права собственности и действий государственного регистратора Андреева В.В. об отказе в государственной регистрации права собственности. Требования мотивированы тем, что истцом было приобретено на торгах имущество – право требования на квартиру по адресу:<адрес> по договору долевого участия от ДД.ММ.ГГГГ. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. № был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ. в регистрации права собственности было отказано по следующим основаниям: отсутствует разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома по адресу:<адрес>, отсутствует договор уступки права требования; отсутствует передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. С данным решением истец не согласен, считает его незаконным, поскольку все необходимые документы были им представлены на регистрацию.
Определением от ДД.ММ.ГГГГг. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Андреев В.В., в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Южная строительная компания».
В судебном заседании:
Административный истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд удовлетворить их, суду пояснил, что ответчик необоснованно обязал представить его разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома, поскольку ответчик самостоятельно мог истребовать данный документ, также необоснованно обязал представить договор уступки прав требований, поскольку данный договор был представлен им, и акт приема-передачи объекта долевого строительства также был представлен истцом на регистрацию. Ответчик необоснованно отказал в регистрации права собственности на квартиру.
Административные ответчики и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, представили возражения на иск.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы административного дела, суд установил следующие юридически значимые обстоятельства по делу.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Южная строительная коммуникационная компания» и Кирсановым Р.В. был заключен договор участия в долевом строительстве №, по условиям которого ООО «ЮСКК» обязалось построить многоквартирный жилой дом и передать Кирсанову Р.В. квартиру по <адрес>.
Разрешение на ввод дома в эксплуатацию подписано ДД.ММ.ГГГГ
Согласно итогового протокола № от ДД.ММ.ГГГГ определения победителя торгов от ДД.ММ.ГГГГ по итогам открытого аукциона Безносов О.Ю. стал победителем торгов по лоту: право требования на квартиру по адресу:<адрес> стоимостью 1 680 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Безносов О.Ю. и ООО «Торг Инвест» заключили договор № купли-продажи арестованного недвижимого имущества, по условиям которого Безносов О.Ю. приобрел в собственность право требования на квартиру по адресу:<адрес> по договору долевого участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ. стоимостью 1680 000 руб. Уступка прав по договору зарегистрирована Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ. Безносову О.Ю. передано право требования на квартиру по адресу:<адрес> по договору долевого участия в долевом строительстве № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Безносов О.Ю. обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Безносова О.Ю. направлено уведомление о приостановлении до ДД.ММ.ГГГГ. государственной регистрации, предложено представить в Росреестр следующие документы: разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома; договор долевого участия в строительстве или договор об уступке прав требования; передаточный акт на объект долевого строительства.
Указанные документы в установленные регистратором сроки предоставлены не были, в связи с чем решением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ. Безносову О.Ю. отказано в регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Установив приведенные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Cогласно ст.218 ч.1 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Дела об оспаривании актов и решений Управления Росреестра законодателем отнесены к категории административных дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства.
В соответствии со ст.226 ч.8 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По правилам ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Буквальное толкование приведенных положений КАС РФ свидетельствует о том, что основанием к удовлетворению искового заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из приведенных обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятых решений и совершенных действий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Согласно статье 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Перечень документов, выступающих основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ.
К таким основаниям, в числе прочего, отнесены: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, (пункт 2); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган государственной регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе, а также в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью. К заявлению о государственной регистрации прилагаются следующие необходимые для государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого строительства наряду с документами, предусмотренными настоящим Федеральным законом для государственной регистрации такого права, также необходимы:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
2) договор участия в долевом строительстве или договор об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, если такой договор об уступке прав требований заключен (на государственную регистрацию права участника долевого строительства на объект долевого строительства представляется подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве, который после государственной регистрации права возвращается правообладателю);
3) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Как установлено судом на основании пояснений участников процесса и письменных доказательств, Безносов О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о проведении государственной регистрации права собственности в отношении квартиры по адресу: <адрес>.
Государственным регистратором прав Андреевым В.В. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес Безносова О.Ю. направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в связи с отсутствием трех документов: разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, договор долевого участия или договор об уступке права требования и передаточный акт на объект долевого строительства.
В связи с непредоставлением указанных документов государственным регистратором 28.01.2020г. было вынесено решение об отказе в государственной регистрации.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами истца в части необоснованности требований государственного регистратора о предоставлении заявителем разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, договор долевого участия или договор об уступке права требования, поскольку разрешение на ввод в эксплуатацию в случае отсутствия его у ответчика могло быть истребовано государственным регистратором самостоятельно, в связи с чем оснований для возложения такой обязанности на истца не имелось. Также безосновательно государственным регистратором было указано на необходимость предоставления договора долевого участия или договора об уступке права требования, поскольку договор долевого участия ранее был зарегистрирован в реестре и подлежал хранению в регистрационном дел; более того, договор, на основании которого в ДД.ММ.ГГГГ. был зарегистрирован переход права требования от предыдущего владельца к истцу, а именно договор купли продажи имущества с торгов от ДД.ММ.ГГГГ., имелся в Росреестре, а также повторно был представлен истцом при подаче заявления на регистрацию права собственности на спорную квартиру.
Вместе с тем, требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку на регистрацию истцом не был представлен акт приема-передачи объекта долевого строительства, наличие которого является обязательным условием в соответствии со ст.48 Закона №218-ФЗ для регистрации права собственности на такой объект.
Данный недостаток не был устранен истцом и после получения уведомления о приостановлении государственной регистрации, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. Государственным регистратором обоснованно было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности.
Доводы истца о том, что им был представлен акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., суд отклоняет, поскольку данный акт подтверждает факт передачи права требования на квартиру по адресу:<адрес> по договору долевого участия, и не является актом приема-передачи объекта долевого строительства от застройщика к участнику долевого строительства. Такой акт истцом на регистрацию права собственности представлен не был.
Срок обращения с административным иском, установленный ст.219 КАС РФ, истцом не пропущен.
Оспариваемое решение принято должностным лицом в пределах своих полномочий в порядке и сроки, установленные Законом №218-ФЗ.
В условиях приведенного бремени доказывания юридически значимых обстоятельств, которое распределено судом между сторонами на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их достаточности и достоверности, суд полагает, что административным истцом не представлено достаточных доказательств наличия совокупности условий, позволяющих сделать вывод о незаконности оспариваемого истцом решения.
Тот факт, что ответчиком необоснованно были истребованы разрешение на ввод в эксплуатацию и договор, не влияет на вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку в любом случае истцом не был представлен на регистрацию акт приема-передачи объекта долевого строительства.
Учитывая изложенное, заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Безносова О.Ю. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю Андрееву В.В. о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности- - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Устиновский районный суд г.Ижевска.
Решение принято судом в окончательной форме 27 июля 2020 года.
Судья С.А. Нуртдинова