Решение от 22.11.2023 по делу № 02а-3722/2023 от 20.10.2023

 

                                                          Р Е Ш Е Н И Е 

                                             Именем Российской Федерации

 

         22 ноября 2023 года  Симоновский  районный суд адрес в составе:

         председательствующего судьи фио,

при секретаре фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-3722/23 по административному иску Инспекции ФНС России по адрес к Бересневу Даниилу Дмитриевичу о взыскании налога на имущество и пени,

 

                     У С Т А Н О В И Л :

 

17.08.2022 года Инспекция ФНС России по адрес  обратилась в Дзержинский районный суд адрес  с административным иском к Бересневу Д.Д., паспортные данные, в лице его законного представителя (матери) Макаровой А.А. о взыскании с задолженности по налогу на имущество физических лиц за 20172020 годы, а также пени всего в размере 1.723,сумма.

Определениями  Дзержинского районного суда адрес  от 14.09.2022 года и Нагатинского районного суда адрес от 05.12.2022 года данное дело было передано по подсудности в Симоновский районный суд адрес по месту жительства административного ответчика (адрес).

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом.

Законный представитель административного ответчика в суд явилась, в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что ни она, ни ее сын не проживают в адрес с 2008 года, в то время как объект налогообложения находится в адрес.

Заслушав законного представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, а в  удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям:

Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).

В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (п.1).

Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п.2).

Взыскание задолженности с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (п.3).

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по  налогу на имущество физических лиц за 2017-2020 год не имеется в связи пропуском административным истцом срока обращения в суд с административным иском.

Так, согласно п.1 ст.397, п.1 ст.363 и  п.1 ст.409 НК РФ земельный налог, транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п.2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4).

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 48 НК РФ установлено,  что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (утратившим статус индивидуального предпринимателя) (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган обращает взыскание на имущество физического лица посредством размещения в реестре решений о взыскании задолженности в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 46 настоящего Кодекса решений о взыскании, информации о вступившем в законную силу судебном акте и поручений налогового органа на перечисление суммы задолженности с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1).

Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:

1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает сумма;

2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более сумма,

либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила сумма,

либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила сумма,

либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме сумма прописью сумма (п.3).

Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.4).

Принимая во внимание, что срок уплаты недоимки по налогу в требовании  50621 был установлен до 06.08.2018 года, в требовании  98481  до 09.04.2020 года, а в требовании  64154  до 13.01.2021 года,  шестимесячный срок обращения в суд истекал 06.02.2019 года, 09.10.2020 года и 13.07.2021 года соответственно.

При этом сами требования направлялись по адресу (адрес), где ни административный ответчик ни его законный представитель не были зарегистрированы и не проживали.

Также из материалов дела следует, что судебный приказ о взыскании с фио налоговой задолженности не выносился, так как определением мирового судьи судебного участка  85 адрес от 28.02.2022 года административному истцу было отказано в его вынесении.

Следовательно, положения п.4 ст.48 НК РФ к спору сторон неприменимы.

При этом суд учитывает, что сроки, установленные статьей 48 НК РФ, носят публично-правовой характер, а, следовательно, подлежат применению судом непосредственно, то есть независимо от наличия или отсутствия заявления налогоплательщика - физического лица об их применении.

Согласно разъяснений, данных в п.60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013  57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Никаких объективных причин, по которым административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с настоящим иском, судом не установлено, о восстановлении пропущенного срока он также не заявляет.

Согласно же ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Помимо пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском суд принимает во внимание то обстоятельство, что Инспекция ФНС России по адрес не является надлежащим административным истцом, так как на момент возникновения налоговой задолженности ни сам административный ответчик, ни его законный представитель в адрес не проживали и не проживают в настоящее время, в то время как объект налогообложения (квартира 646 в доме 24 по адрес) находится в адрес.

В силу же ч.2 ст.409 НК РФ налог на имущество уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, и является региональным налогом.

Согласно ч.2 ст.38 КАС РФ под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Учитывая, что публичные функции Инспекции ФНС России по адрес ограничиваются территорией указанного района,  а также принимая во внимание что нормами КАС РФ не предусмотрена возможность замены ненадлежащего административного истца, основанием к отказу в удовлетворении исковых требований является помимо пропуска срока обращения в суд также отсутствие у административного истца права на предъявление иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд 

 

                                                         Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по адрес к Бересневу Даниилу Дмитриевичу о взыскании налога на имущество и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в ░░░░░░ ░░░░░  ░░ ░░ ░░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░  ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2023 ░░░.

 

                                            ░░░░         

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-3722/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отказано в удовлетворении
Истцы
ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда
Ответчики
Береснев Д.Д., Макарова А.А.
Суд
Симоновский районный суд Москвы
Судья
Кулешов В.А.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
20.10.2023Зарегистрировано
26.10.2023Рассмотрение
22.11.2023Вынесено решение
26.12.2023Вступило в силу
20.10.2023В канцелярии
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее