Дело № 2а-417/2017
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации4 декабря 2017 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.,
при секретаре Воиновой Е.А.,
с участием помощника Муромского городского прокурора, прикомандированного к прокуратуре Селивановского района, Зюбиной Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области дело по административному иску
прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по обеспечению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности обустроить контейнерную площадку по адресу: Владимирская область, Селивановский район, д. Черновская, д. 13,
у с т а н о в и л :
Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с административным исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по обеспечению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности обустроить контейнерную площадку по адресу: Владимирская область, Селивановский район, д. Черновская, д. 13 в срок до 1 июня 2018 года, в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», постановления Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ № 170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда», путем оборудования указанной площадки бетонным или асфальтовым покрытием с ограждением бордюром по периметру; оборудования указанной контейнерной площадки специально отведенной площадкой (отсеком) для сбора крупногабаритных отходов.
В заявлении указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Селивановского района Владимирской области, установлено, что на контейнерной площадке, расположенной у д. 13 в д. Черновская Селивановского района, размещены контейнеры. Специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру отсутствует. Поскольку размещение контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям действующего законодательства, это нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 41, 42 Конституции РФ и может повлечь причинение вреда здоровью населения.
Административный истец помощник прокурора Зюбина Д.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что проверкой, проведенной прокуратурой Селивановского района на территории муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района, установлено, что на контейнерной площадке, расположенной у д. 13 в д. Черновская, размещены контейнеры. Специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру отсутствует, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Селивановского района Владимирской области подлежащими удовлетворению.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 12, 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу пп. 18-19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах поселения, а также организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Аналогичные требования содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пунктом 4 статьи 1 Закона Владимирской области от 14.И.2014 N 121-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" установлено, что за сельскими поселениями Владимирской области закреплено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статьей 35 Устава муниципального образования сельское поселение
Чертковское Селивановского района Владимирской области в ведении
администрации находится организация сбора и вывоза бытовых отходов и
мусора.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда».
В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил содержания территории населенных мест, утвержденных Министерством здравоохранения СССР от 05.08.1988 N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий), скапливающихся на территории населенного пункта.
На основании п.2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В силу п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к
условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 10.06.2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть
оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием,
ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по
периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок
должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не
более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых
площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В силу п. 3.7.4 Постановления Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» временные мусоросборники должны быть плотными, а стенки и крышки окрашены стойкими красителями. Окраска всех металлических мусоросборников должна производиться не менее двух раз в год - весной и осенью.
Согласно п. 3.7.4 Постановления Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
Согласно п. 3.7.15 Постановления государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда» крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Постановлением администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района от 12.01.2016 г. № 8 утверждены места расположения контейнерных площадок для сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Селивановского района Владимирской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлено, что на контейнерной площадке, расположенной у д. 13 в д. Черновская, размещены контейнеры. Специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру отсутствует. Поскольку размещение контейнеров для сбора мусора не соответствует требованиям действующего законодательства, это нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.41, 42 Конституции РФ и может повлечь причинение вреда здоровью населения.
В соответствии со ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Контейнерная площадка, на которой размещены контейнеры, не является специальной площадкой, не оборудована бетонным или асфальтовым покрытием, отсутствуют ограничения бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, расположена у д. 13 в д. Черновская Селивановского района, то есть на территории муниципального образования сельское поселение Чертковское, что административным ответчиком не оспаривается.
Доказательств того, что земельный участок, на котором обнаружена не соответствующая нормам и правилам площадка для мусорных контейнеров передан в пользование третьим лица, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованным возложение обязанности по обустройству контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, путем: оборудования указанной площадки бетонным или асфальтовым покрытием с ограждением бордюром по периметру; оборудования указанной контейнерной площадки специально отведенной площадкой (отсеком) для сбора крупногабаритных отходов, на администрацию МО СП Чертковское, поскольку земельный участок, на котором расположена данная контейнерная площадка, находится на территории данного муниципального образования, организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ возложена на органы местного самоуправления муниципальные образования.
Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что срок до 1 июня 2018 года будет достаточным сроком для исполнения административным ответчиком данного решения суда
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по обеспечению требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности обустроить контейнерную площадку по адресу: Владимирская область, Селивановский район, д. Черновская, д. 13 удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области по обустройству контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: Владимирская область, Селивановский район, д. Черновская, д. 13, в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области в срок до 1 июня 2018 года принять меры по обустройству контейнерной площадки для сбора бытовых отходов, расположенной по адресу: Владимирская область, Селивановский район, д. Черновская, д. 13, в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», СанПин 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», постановления Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ №170 от 27.09.2003 года «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда», путем: оборудования указанной площадки бетонным или асфальтовым покрытием с ограждением бордюром по периметру; оборудования указанной контейнерной площадки специально отведенной площадкой (отсеком) для сбора крупногабаритных отходов.
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией муниципального образования сельское поселение Чертковское Селивановского района Владимирской области в Селивановский районный суд и прокурору Селивановского района в срок до 2 июня 2018 года.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Чернова