УИД №
Дело № 2-170/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2021 года п. Лежнево
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Реброва А.А.,
при секретаре Крутовой А.А.
с участием:
помощника прокурора Лежневского района Петровой К.М.
истца Вяловой Т.В. ее представителя Мыльникова Н.В.
представителя ответчика – Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Масленниковой Г.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах Вяловой Т.В., к Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лежневского района, действующий в интересах Вяловой Т.В., обратился в суд с иском к Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить Вяловой Т.В. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору социального найма.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района на основании обращения Вяловой Т.В. проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведенной проверки установлено, что родители Вяловой Т.В. (фамилия до заключения брака – Задорина), ДД.ММ.ГГГГ года рождения – Ларионова А.В. и Задорин В.В. лишены родительских прав в отношении дочери в соответствии с решением Лежневского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ. Вялова Т.В. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей с 2005 года. Постановлением главы администрации Лежневского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № учреждена опека над Вяловой Т.В. Вялова Т.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Постановка на учет осуществлена по Лежневскому муниципальному району. Вялова Т.В. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением под номером – 73. В настоящий момент Вялова Т.В. жилым помещением не обеспечена. Право на обеспечение жилым помещением Вяловой Т.В. реализовано мне было. Сведения о правах Вяловой Т.В. на имеющееся у нее объекты недвижимости отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ Вялова Т.В. обратилась в администрацию района с заявлением по вопросу предоставления жилого помещения вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района ей направлен ответ о том, что администрация района не имеет возможности предоставить ей жилое помещение вне очереди, жилое помещение будет предоставлено по мере выделения денежных средств из областного бюджета в соответствии с очередностью, установленной списком. Уклонение администрации Лежневского муниципального района от исполнения возложенных законом обязанностей нарушает права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на своевременное получение жилого помещения гарантированного государством, а именно права Вяловой Т.В. Требования заявляются прокурором в интересах Вяловой Т.В. как гражданина из числа детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые относятся к категории граждан, находящейся под особой защитой государства в связи с их социальной незащищенностью, на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С учетом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ от ДД.ММ.ГГГГ, поданного Вяловой Т.В. ссылаясь на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), сторона истца просила обязать администрацию Лежневского муниципального района Ивановской области предоставить на условиях договора найма жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления помещения по договору социального найма на территории Ивановского района Ивановской области.
По ходатайству стороны истца определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области надлежащим – на Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области.
В судебном заседании истец – помощник прокурора Лежневского района Петрова К.М. действующая в интересах Вяловой Т.В. заявленные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации порядке однократно предоставлять благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В ст. 8 Закона Ивановской области №7-ОЗ от 14.03.1997 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно ст.8.1 Закона Ивановской области №7-ОЗ Ивановская область передает органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 года № 397 формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ или органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта РФ. В обзоре судебной практики разъяснено, что единственным критерием для определения места предоставления жилого помещения ребенку-сироте является его место жительства. Под местом жительства, в соответствии с ГК РФ, законом «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», понимается место постоянного или преимущественного проживания. В ходе рассмотрения дела установлено, что Вялова Т.В. включена в список на обеспечение жильем, зарегистрирована на территории Лежневского муниципального района по прежнему месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ее матери, лишенной родительских прав, указанное жилое помещение не является местом жительства истца. В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 02.02.1998 года № 4-П факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Таким образом, предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется в том муниципальном образовании, в котором он проживает. По мнению прокуратуры Лежневского района, достоверно установлено место жительства Вяловой Т.В. на территории с. Ново-Талицы, подтверждающие доказательства имеются в материалах дела. Учитывая данные факты, прокуратура Лежневского района считает, что Вялова Т.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по месту фактического жительства на территории Ивановского муниципального района.
Истец Вялова Т.В. и ее представитель адвокат Мыльников Н.В. действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и представивший удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить, просили обязать ответчика – Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области предоставить Вяловой Т.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории Ивановского муниципального района Ивановской области.
Представитель ответчика администрации Ивановского муниципального района Ивановской области Масленникова Г.Л. действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Пояснила, к муниципальным образованиям неправомерно заявлены требования. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот предусмотрено и осуществляется в соответствии с федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 года и законом Ивановской области от 14.03.1991 года № 07-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области». В соответствии со ст. 5 Закона Ивановской области от 14 марта 1997 года № 7ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Ивановской области. Согласно ст. 8.1 Закона № 7-ОЗ Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в соответствующий сводный список, формируемый Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Указанную программу разрабатывает также Департамент социальной защиты населения Ивановской области. Согласно п. 2 этой же статьи 8.1 Закона № 7-ОЗ средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий по проведению процедуры закупки жилых помещений, включении их в состав специализированного жилищного фонда и в последующем- заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда с лицами, список которых поступает из Департамента социальной защиты населения Ивановской области. Органы местно самоуправления не могут самостоятельно принимать решения с кем из лиц указанной категории должен быть заключен договор спецнайма жилого помещения. С 2013 года учетные дела на граждан из числа детей-сирот, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, переданы в Департамент социальной защиты населения Ивановской области, который является уполномоченным органом в этой области. Департамент социальной защиты населения Ивановской области ведет учет лиц этой категории, формирует список, устанавливает очередность предоставления жилья в зависимости от даты рождения. Департамент также формирует список лиц указанной категории, согласно которого планируется в бюджете Ивановской области на соответствующий финансовый год и распределяются субвенции по муниципальным образованиям, соответствующие необходимым денежным средствам на приобретение жилья для лиц, указанной категории, осуществляет иные функции и полномочия по этому направлению деятельности. Для приобретения специализированного жилого помещения, в целях исполнения принятого судебного решения, в бюджет муниципального района должны поступить целевые средства из областного бюджета, если они будут предусмотрены государственной программой Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» на очередной финансовый год. Формирование вышеназванной программы не относится к полномочиям муниципальных образований. Поскольку обеспечение жильем детей-сирот и приравненных к ним лиц, не является расходными обязательствами местных бюджетов, то и направление средств бюджета муниципального образования на эти цели будет являться нецелевым расходованием местного бюджета. Таким образом неправомерно возлагать на органы местного самоуправления ответственность за обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот, при том, что решение на заключение договоров спецнайма жилых помещений с конкретными лицами принимает уполномоченный орган Ивановской области в лице Департамента социальной защиты населения. Кроме того, в соответствии с установленным в Ивановской области порядком, в первоочередном порядке финансируются и приобретаются жилые помещения для лиц этой категории более старшего возраста, если принять во внимание, что бюджет Ивановской области не позволяет профинансировать одновременно покупку жилья для всех лиц, состоящих в сводном списке детей-сирот нуждающихся в жилье по Ивановской области. Предоставление жилых помещений в ином порядке нарушает такие же законные прав лиц той же категории более старшего возраста, зачастую имеющих свои семьи и малолетних детей или воспитывающих детей в неполных семьях, остро нуждающиеся в социальном жилье, и в случае первоочередного исполнения судебного акта, они вновь не получат жилье в ближайшее время.
Представитель третьего лица департамента социальной защиты населения по Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще в порядке главы 10 ГПК РФ. Ранее от представителя по доверенности Павловой Н.Н. поступил отзыв на исковое заявление, в котором указано, что Вялова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители решением Лежневского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ лишенным родительских прав. Вялова Т.В. состоит с писке. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее порядковый номер в областном списке – 73, постановка на учет осуществлена по Лежневскому муниципальному району. Жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Вяловой Т.В. будет предоставлено администрацией Лежневского муниципального района Ивановской области в порядке очередности по мере выделения средств из областного бюджета в соответствии с установленными нормами предоставления. Кроме того, удовлетворение исковых требований и предоставление жилья Вяловой Т.В. в порядке исполнения судебного акта повлечет нарушение прав таких же детей-сирот, которые старше е по возрасту, и также не реализовали право на получение жилого помещения, что нельзя считать социально справедливым. Вместе с тем, поскольку Вялова Т.В. в установленном порядке включена в список, но не была обеспечена жильем, она сохраняет за собой право на получение жилого помещения в соответствии с указанным списком и установленным финансированием данной государственной социальной поддержки детей-сирот. В связи с занятостью в других судебных заседаниях, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента (л.д.№
Представитель третьего лица – Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области для участия в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще в порядке главы 10 ГПК РФ, каких-либо заявлений и ходатайств в адрес суда не направили, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя суд не просили.
Руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения сторон, изучив исковое заявление и доводы отзывов на него, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Задорина (Вялова) Т.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края, ее матерью является – Ларионова А.В., отцом – Задорин В.В., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ Вялова Т.В. обратилась в прокуратуру Лежневского района Ивановской области с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования и дальнейшим обращением в суд с иском о предоставлении Вяловой Т.ЮВ. жилого помещения, благоустроенного, специализированного жилищного фонда по договору найма (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ между Вяловым М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Задориной Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключен брак. После заключения брака присвоена фамилия Вялова. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным свидетельством о заключении брака I-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ, штампом в паспорте Вяловой Т.В. на развороте страницы №
Вступившим в законную силу решением Лежневского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Ларионова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Задорин В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. лишены родительских прав в отношении дочери Задориной Т.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сына Задорина В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение не обжаловано и вступило в законную силу 13.06.2005г. (л.д.№
Постановлением главы администрации Лежневского района Ивановской области № № от 27.02.2003 года Ларионова З.М. назначена опекуном несовершеннолетних внуков Задориных В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ей выдано удостоверение опекуна (л.д.№
Согласно информации, представленной ТУСЗН по Лежневскому муниципальному району Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, совершеннолетняя Задорина Т.В.., ДД.ММ.ГГГГ года относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (л.д.№
По сведениям Департамента социальной защиты населения Ивановской области Вялова (Задорина) Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – Вялова Т.В. числится в очереди под номером 73 (л.д.№
Согласно диплому бакалавра об образовании и квалификации, Задорина (Вялова) Т.В. В 2014 году окончила Ивановский государственный университет по специальности «Экономика», решением Государственной экзаменационной комиссии ей присвоена квалификация бакалавр (л.д№
Согласно карточки регистрации Задорина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ, уроженка <адрес> края зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.№). Данные сведения также подтверждаются домовой книгой домовладения по <адрес>, сведения о снятии с регистрационного учета Вяловой Т.В. по указанному адресу отсутствуют (л.д.№
Суду представлен типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что Шипова Н.Г. действующая по доверенности в интересах Преснякова Г.А. продала Ларионовой А.В. земельный участок площадью 1230 кв.м для индивидуального жилищного строительства, находящийся в ведении Новогоркинской поселковой администрации Лежневского района (л.д.№
Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество на праве собственности в поселке Лежнево и Лежневском районе за Задориной (Вяловой) Т.В. не значится (л.д. №
Из представленной справки Администрации Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы и проживают: Задорина (Вялова) Т.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ; Задорин В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ; Ларионова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Лежневского муниципального района Колесникова П.Н. прокуратурой Лежневского района вынесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. №
ДД.ММ.ГГГГ исх. № глава администрации Лежневского муниципального района Колесников П.Н. в ответ на представление прокуратуры Лежневского района сообщает следующее. В реестре имущества Лежневского муниципального района отсутствуют благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда для предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрацией Лежневского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента социальной защиты населения Ивановской области направлено письмо с просьбой о выделении денежных средств, для приобретения благоустроенного жилого помещения и дальнейшего предоставления его Вяловой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Лежневского муниципального района поступило письмо Департамента социальной защиты населения, в котором указано, что Вялова Т.В. стоит в списке детей-сирот под номером 73. Вялова Т.В. будет обеспечена жильем по мере поступления денежных средств в бюджет Лежневского муниципального района в порядке очередности. Бюджет Лежневского муниципального района Ивановской области является дотационным и идет в первую очередь на решение вопросов местного значения не требующих отлагательств, а также на исполнение решений судов. Таким образом изыскать необходимые денежные средства в данном случае нее предоставляется возможным. Администрацией района предпринимались меры для обеспечения жильем Вяловой Т.В. Таким образом, принято решение к дисциплинарной ответственности должностных лиц Администрации Лежневского муниципального района не привлекать (л.д.№
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Задориной (Вяловой) Т.В. на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.№
По сообщению Департамента социальной защиты населения Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Вялова Т.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств субвенций. Вялова Т.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> (л.д.№
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Вялову М.В. – супругу Вяловой Т.В. на праве собственности принадлежит 33/100 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.№ №
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Вялов М.В. является собственником 33/100 доли в двухкомнатной квартире площадью 38,60 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.№
Согласно представленной справке из ОБУЗ 1-ая Городская клиническая больница, Вялова Т.В. наблюдается в ОБУЗ 1 ГКБ с. Ново-Талицы с января 2019 года (л.д.№
Управление образования Администрации Ивановского муниципального района в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что Вялова А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на очереди на получение места в дошкольной группе в муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоталицкая средняя школа Ивановского муниципального района (л.д.№
Вялова Т.В. работает в Ивановском региональном филиале АО «Россельхозбанк» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и занимает должность старшего менеджера-операциониста Дополнительного офиса №, что подтверждается справкой с места работы (л.д.№
Муж Вяловой Т.В. – Вялов М.В. работает у ИП Оверичева А.Н. в г. Иваново в должности электросварщика на полуавтоматических машинах 4 разряда с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой с места работы (л.д.№
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию наДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах на жилой дом площадью 32,6 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д.№
По сообщению АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в Приуральском филиале АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует информация по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об объектах недвижимости, принадлежащих Вяловой Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.№
Допрошенная в судебном заседании свидетель Шибаева Л.И. пояснила, что Вялову Т.В. знает с малых лет, с 2000-2010 год она проживала в <адрес>, с бабушкой и дедушкой, обучалась в школе в с. Новые Горки, потом уехала учиться в город, вышла замуж, сейчас проживает в г. Иваново, приезжает лишь навестить бабушку, помочь ей.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Тынцев Д.В. пояснил, что Вялову Т.В. знает с ранних лет с 2009-2010 года, она является его соседкой. В 2010 году Вялова Т.В. переехала проживать к Вялову М. – своему мужу, потом проживали в <адрес> в квартире матери мужа. В последнее время они живут в с. Новые Горки, ухаживают за бабушкой мужа.
Согласно ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В Ивановской области данный порядок также установлен Законом Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».
В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложен на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абз 1 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абз. 2 п.1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список). В список включаются лица достигшие возраста 14 лет.
В Ивановской области порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, установлен ст. 8.7 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», данным вопросом занимается Центральный исполнительный орган государственной власти Ивановской области. В соответствии с п. 2.1 Положения о Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 года № 403-п реализация основных направлений и приоритетов государственной социальной политики по решению комплексных проблем социальной поддержки детей-сирот возложена на Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
В силу положений ст. 8.1 Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передала в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и поселений, входящих в состав территорий муниципальных районов, государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства на реализацию передаваемых полномочий предоставляются местным бюджетам из областного бюджета в виде субвенций. Распределение субвенций городским округам и поселениям, входящим в состав территорий муниципальных районов, утверждается законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год. Средства на реализацию передаваемых полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что истец Вялова Т.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения. В соответствии с требованиями действующего законодательства истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в настоящее время истец достиг возраста 18 лет, в связи с чем имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Положения ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Ивановской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», а также иные нормативные акты не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора Лежневского района, действующего в интересах Вяловой (Задориной) Т.В.
При этом в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ данный вопрос не отнесен к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Таким образом, обязанность предоставить истцу жилое помещение должна быть возложена на Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилое помещение предоставляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно правовой позиции Верховного Суда российской Федерации, изложенной в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местомжительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, постоянная регистрация истца в <адрес> <адрес> и включение ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Лежневскому муниципальному району не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что местом жительства истца является с. Ново-Талицы Ивановского муниципального района.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ и п. 4 ст.8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 года № 7-ОЗ жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Норма предоставления площади жилого помещения установлена Постановлением Главы Ивановского муниципального района от 20.12.2017 года № 2501 в размере не менее 14,0 кв.м общей площади жилого помещения.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание длительность закупочных процедур по приобретению жилых помещений в соответствии с требованиями закона, исходя из принципа определенности формулировок, используемых в решении суда, в целях его исполнимости и недопущения злоупотребления правом со стороны обязанных лиц, а также учитывая позицию сторон, суд полагает разумным установить ответчику Администрации Ивановского муниципального района Ивановской области конкретный срок исполнения судебного постановления в части предоставления Вяловой Т.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения – до ДД.ММ.ГГГГ.
Следует отметить, что в случае, если исполнение решения суда в указанный срок окажется затруднительным, ответчик не лишен права обратиться в суд с ходатайством о предоставлении отсрочки его исполнения в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Лежневского района Ивановской области, действующего в интересах Вяловой Т.В. к администрации Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области предоставить Вяловой (Задориной) Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 14 кв.м. на территории Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Разъяснить, что в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования Ивановской области жилых помещений, отвечающих установленным требованиям в части степени благоустройства, нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, и соответствующих нормативу по показателю средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по данному городскому округу, муниципальному району, используемому в методике, предусмотренной пунктом 4 статьи 8.1 Закона Ивановской области от 14.03.1997 № 7-ОЗ, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право предоставлять лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, жилые помещения, расположенные на территории иного муниципального образования Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Ребров
Мотивированное решение суда составлено 23 марта 2021 года.