Дело № 2а-684/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административного ответчика Зембецкой М.А., действующей на основании доверенности от ** ** **
представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации МОГО «Сыктывкар» Борисова В.Г., действующего на основании доверенности от ** ** **
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Торлопова В.Г. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия по вопросу организации системы контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок незаконным, об обязании создать такую систему контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок; признания бездействия по необорудованию остановочного пункта незаконным и обязании оборудовать такой остановочный пункт; признания бездействия по вопросу создания муниципального автотранспортного предприятия для перевозки пассажиров незаконным и обязать учредить муниципальное пассажирское предприятие для перевозок пассажиров
УСТАНОВИЛ
Торлопов В.Г. (с учетом увеличения исковых требований) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия по вопросу организации системы контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок незаконным, об обязании создать систему контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок автобусами общего пользования на территории МО ГО «Сыктывкар»; признания бездействия по необорудованию остановочного пункта автобуса № 25 на площади Габова г. Сыктывкара незаконным и оборудовать такой остановочный пункт пассажирской платформой, освещением, разметкой, туалетом; признания бездействия по вопросу создания муниципального автотранспортного предприятия для перевозки пассажиров незаконным и обязать учредить муниципальное пассажирское предприятие для перевозок пассажиров автобусами на территории МО ГО «Сыктывкар».
Основанием обращения в суд явилось бездействие административного ответчика в вопросах организации транспортного обслуживания на территории городского округа.
В судебное заседание административный истец не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 226 ч. 6 КАС РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В предыдущих судебных заседаниях административный истец Торлопов В.Г. заявленные требования поддержал в полном объеме, указав, что автобусы на маршрутах должны соблюдать расписание движения, должна быть система онлайн-контроля за передвижением автобусов, которую должна разработать Администрация города. Пассажирская платформа на площади Габова должным образом не оборудована, нет освещения, нет навеса, чтобы укрыться от непогоды. Водители маршрута № 25 высаживают пассажиров не на остановочную площадку, а «в кармане» прямо в грязь, в снег. На остановочных пунктах должен быть туалет, это относится к культуре города.
Представитель административного ответчика Зембецкая М.А. требования не признала, указав, что между Администрацией города и автотранспортным предприятием заключен муниципальный контракт, где прописаны все его условия. Администрация осуществляет контроль за выполнением условий контракта как самостоятельно, выходя с проверками и сверяя расписание движения автобусов, так и по жалобам граждан, также обращаются в Арбитражный суд при выявлении нарушений условий контракта для наложения штрафных санкций. Автобусы оборудованы системой ГЛОННАС, это условие контракта. При необходимости запрашиваются с автотранспортного предприятия сведения с данной системы. Остановочная площадка для пассажиров у площади Габова оборудована Торговой сетью «...», как и по всему городу, по согласованным проектам, площадка полностью оборудована. По утвержденному маршруту № 25 не прописано с какой стороны остановочного пункта происходит высадка пассажиров. Если пассажиров высаживают вне остановочной площадки, то это уже решение самих водителей. В администрацию города по поводу посадки и высадки пассажиров вне остановочного комплекса жалоб и заявлении не поступало.
Представитель Управления ЖКХ Борисов В.Г. пояснения представителя административного ответчика поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «САТП №1» в судебное заседание не явилась, в судебном заседании 31.05.2018 года представитель Митюшева А.С., указала, что Администрация регулярно выходит в рейды на проверку, при выявлении нарушений на предмет нарушений расписаний движения накладываются штрафные санкции. В контракте прямо прописано об обязанности соблюдения расписания движения. Автобусы оборудованы системой ГЛОННАС, что отражено в контракте. Информация от системы передается по запросу. Контрактом не определено, каким образом водитель высаживает пассажиров на площади Габова, этот момент оставлен на усмотрение водителя, однако самовольно водитель не может изменить маршрут движения.
Представитель заинтересованного лица ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару в судебное заседании не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу ст. 16 ч. 1 п. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Во исполнении данной нормы, постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 15.12.2016 года № 12/4407 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МОГО «Сыктывкар» (далее Положение № 12/4407)
В силу п. 5.1, 5.1.1 транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории МО ГО «Сыктывкар» осуществляется посредством заключения уполномоченным органом (Администрацией МО ГО «Сыктывкар») муниципального контракта.
Разделом 7 Положения предусмотрено, что контроль за соблюдением условий муниципального контракта, сведений включенных в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту осуществляется уполномоченным органом (Администрацией МО ГО «Сыктывкар»). Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров на муниципальных маршрутах, обязаны обеспечить соблюдение утвержденных расписаний и маршрутов движения и обеспечить необходимый контроль на обслуживаемых маршрутах. Перевозчики направляют ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок в уполномоченный орган по установленной форме (п. 7.1-7.3).
Разделом 8 Положения определено, что регулярные перевозки на муниципальных маршрутах регулярных перевозок осуществляются по расписанию движения транспорта общего пользования, являющемуся неотъемлемой частью муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах. Расписание обязательно для выполнения всеми исполнителями работ – перевозчиками (пункты 8.1, 8.2).
Постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.12.2016 года № 12/4481 утвержден Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО ГО «Сыктывкар».
Названным Порядком определено, что решение об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов принимает администрация МО ГО "Сыктывкар" по предложению комиссии по вопросам организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО ГО "Сыктывкар"; обслуживание пассажиров на муниципальных маршрутах осуществляется автобусами (п. 2.1, 2.2).
В силу п. 2.3. Порядка, техническое состояние и размещение на муниципальных маршрутах объектов транспортной инфраструктуры должны отвечать требованиям, установленным техническими регламентами, а в случае, если законодательством Российской Федерации соответствующие обязательные к выполнению требования установлены ГОСТом или СНиПом, - требованиям ГОСТа или СНиПа.
Отправление (прибытие) автобусов на муниципальных маршрутах производится только в установленных остановочных пунктах (пункт 2.7).
В соответствии с п. 2.8 перевозки на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам осуществляются в соответствии с муниципальными контрактами об организации регулярных перевозок, заключаемыми Администрацией с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
30.01.2017 года между МО ГО «Сыктывкар» (Муниципальный заказчик) и ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1 (Исполнитель) заключен муниципальный контракт по оказанию услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам и в том числе по маршруту № 25 «Площадь Габова – В. Максаковка».
В силу названного контракта Исполнитель обязан своевременно оказывать услуги по перевозкам на муниципальных маршрутах; иметь установленную на автобусах систему мониторинга ГЛОННАС, подключенной к оператору в сфере навигационной деятельности т по первому требованию предоставлять муниципальному заказчику доступ к сведениям. (фиксация даты, времени, местоположения транспортного средства); осуществлять пассажирские перевозки собственными силами ив строгом соответствии со схемами маршрута и расписаниями движения транспортных средств, согласованных с муниципальным заказчиком; обеспечить допуск представителей муниципального заказчика в автобус на остановочных пунктах автобусного маршрута для проверки исполнения условий контракта; иметь специальную диспетчерскую службу управления и контроля за движеним автобусов или заключить договор со специальной диспетчерской службой.
В рамках контракта Муниципальный заказчик имеет право запрашивать у исполнителя информацию по вопросам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения и предоставлением транспортных услуг населению; осуществлять контроль за исполнением Исполнителем принятых обязательств по осуществлению транспортного обслуживания населения, обязательств по контракту в том числе по соблюдению расписания движения.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств предусмотренных контрактом, муниципальный заказчик направляет Исполнителю Требование об уплате неустойки (штрафа, пеня).
Муниципальным контрактом утверждены схемы движения муниципальных регулярных автобусных маршрутов.
Следовательно, орган местного самоуправления в полном соответствии с действующим законодательством создал условия для предоставления транспортных услуг населению и принял меры по организации транспортного обслуживания населения.
Весь спектр прав и обязанностей как исполнителя, так и муниципального заказчика определен в муниципальном контракте и в том числе по вопросу контроля за соблюдением Исполнителем утвержденного расписания движения, поэтому суд не усматривает бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар» в вопросе организации системы контроля. Муниципальный заказчик самостоятельно определяет механизм контроля за соблюдением условий муниципального контракта. В данном случае, это проверки на маршрутах, проверки по жалобам участников перевозки.
Кроме этого, действующим законодательством, в частности Положением № 12/4407 прямо определен порядок предоставления транспортных услуг населению – путем заключения муниципального контракта, что и было сделано Администрацией муниципального образования.
Следовательно, с учетом названных обстоятельств суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания бездействия по вопросу организации системы контроля и обязании создать такую систему контроля; признания бездействия по вопросу создания муниципального предприятия и обязании учредить муниципальное предприятие для перевозки пассажиров.
С 01.07.2008 года введен в действие национальный стандарт Российской Федерации «Дороги автомобильные общего пользования «Элементы обустройства. Общие требования» ГОСТ Р 52766-2007.
Пункт 5.3.3. определяет требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов, в частности остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение.
Распоряжением Министерства транспорта РФ от 23.05.2003 года № ОС-460-р введен в действие с 01.06.2003 года стандарт отрасли ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» (далее Стандарт).
Названным Стандартом установлены общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническим средствами организации дорожного движения.
Согласно Стандарта, остановочная площадка предназначена для остановки автобусов, движущихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров. Дорожную одежду на остановочных площадках следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.
Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3-х метров, длину не менее длины остановочной площадки.
Заездной карман для автобусов устраивают при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением.
Автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытие автобуса от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и тп.). Автопавильон может быть как открытого, так и закрытого типа ( 3.2, 3.3, 3.6, 3.10)
В материалах дела имеется Акт обследования остановочного комплекса, обустроенного на улице Ленина «Площадь Габова» на предмет нормативно-эксплуатационного состояния и соответствия требованиям стандартов от 06.04.2018 года.
Данный Акт оформлен должностным лицом ГИБДД по поручению суда. По условиям обследования, проверка проводилась на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 52766-2007. По результатам проверки установлено, что остановка общественного транспорта обустроена навесом, посадочной площадкой, высотой 20 см, стационарным наружным освещением.
В нарушении пункта 5.3.2.1 данного ГОСТа отсутствует остановочная площадка, заездной карман (со стороны ул. Ленина), туалет.
Однако суд не принимает данный Акт как надлежащее доказательство наличия нарушений требованиям ГОСТ в части указанных недостатков, поскольку ссылка на пункт 5.3.2.1 ГОСТа является ошибочной. Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов определяет пункт 5.3.3.
Применительно к названному пункту ГОСТа все элементы, относящиеся к остановочному пункту в наличии имеются, что подтверждается приложенной к материалам дела фототаблице (л.д. 148, 149), схемой павильона (л.д. 197), письмом ИП «...» из которого следует, что проект остановочных комплексов был утвержден техническим советом при участии главного архитектора ... А., которые и были установлены на остановочном комплексе «Площадь Габова».
Таким образом, суд не усматривает бездействия Администрации МО ГО «Сыктывкар» по оборудованию остановочного комплекса пассажирской платформой, освещением, разметкой, туалетом, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, как в части признания бездействия незаконным, так и в части возложения обязанности по оборудованию остановочного комплекса.
Доводы административного истца по существу сводятся с несогласием с действиями водителей маршрутных автобусов, осуществляющих посадку и высадку пассажиров не на оборудованной посадочной площадке. Однако орган местного самоуправления не может нести в данной части ответственность за действия работников предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Торлопова В.Г. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании бездействия по вопросу организации системы контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок незаконным, об обязании создать такую систему контроля за соблюдением расписания пассажирских перевозок; признания бездействия по необорудованию остановочного пункта незаконным и обязании оборудовать такой остановочный пункт; признания бездействия по вопросу создания муниципального автотранспортного предприятия для перевозки пассажиров незаконным и обязать учредить муниципальное пассажирское предприятие для перевозок пассажиров, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в окончательном виде.
Судья А.П. Леконцев