2-543/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
06 мая 2019 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Белозеровой О.Л., с участием третьего лица Ф.И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения,
установил:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ГУ РК "ЦЗН города Инты" об отмене решения о сохранении Ф.И.О. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
В обоснование истец указал, что <....> Ф.И.О. уволен из АО "Интауголь" по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. <....> ответчиком принято решение о сохранении Ф.И.О. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, что истец полагает необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов, а также в отсутствие доказательств, указывающих на достаточность действий бывшего работника по своему трудоустройству.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения, вызванного объективной невозможностью трудоустроить Ф.И.О. в связи с отсутствием на рынке труда подходящей для него работы, а также отсутствием иных видов доходов.
В письменном отзыве третье лицо Ф.И.О. возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что встал на учет в качестве безработного в месячный срок со дня увольнения и не был трудоустроен, кроме того, имеет заболевание, препятствующее трудоустройству и требующее прохождения обследования, на которое необходимы денежные средства.
В судебном заседании третье лицо с иском не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежаще, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Заслушав участников, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены ст.318 ТК РФ, в соответствии с которой такому работнику безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Согласно ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение за указанным работником среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях и при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, его нетрудоустройство этим органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, тяжелой болезнью, требующей дорогостоящего лечения, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из материалов дела следует, что Ф.И.О. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь" и был уволен <....> на основании приказа от <....> №71-4/55-к по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
С <....> Ф.И.О. зарегистрирован в ГУ РК "ЦЗН города Инты" в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. На основании приказа от 16.11.2018 №320Д16/1805 Ф.И.О. признан безработным с <....>.
Согласно карточке персонального учета гражданина, Ф.И.О. имеет специальность и трудовой стаж по профессии электрогазосварщика 3 разряда.
С даты постановки на учет Ф.И.О. регулярно обращался в орган службы занятости за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы для гражданина, что подтверждается сведениями ГУ РК "ЦЗН города Инты" о вакансиях (выписками из регистра).
Направлений на работу Ф.И.О. за период нахождения на учете не выдавалось.
В соответствии с записями в планах поиска работы Ф.И.О. периодически самостоятельно посещал различные предприятия в целях поиска работы. В качестве результата рассмотрения обращения по вопросу трудоустройства указано на отсутствие вакансий.
Несоблюдение третьим лицом сроков обращения в службу занятости для перерегистрации не установлено.
<....> Ф.И.О. обратился в ГУ РК "ЦЗН города Инты" с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 15.02.2019 № 429 за Ф.И.О. признано право на сохранение средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения с <....> из текста которого следует, что Ф.И.О. обратился в ГУ РК "ЦЗН города Инты" до истечения месячного срока со дня увольнения, в период по <....> не был им трудоустроен. Ссылок на какие-либо иные обстоятельства в решении не имеется.
Исходя из положений ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях. Проверяя данное обстоятельство, суд установил следующее.
Согласно выписке из протокола от 15.02.2019 №19, при принятии оспариваемого решения организационно-методической (экспертной) комиссией учтено, что Ф.И.О. обратился в ГУ РК "ЦЗН города Инты" до истечения месячного срока со дня увольнения, в период с <....> направления на работу не выдавались в связи с отсутствием для неё вариантов подходящей работы, нарушений прохождения перерегистрации в установленные службой занятости сроки не зафиксировано. Также комиссией принято во внимание, что со слов Ф.И.О. у него отсутствуют иные виды социальной поддержки (пенсии, пособия).
На основании сведений Центра ПФР в РК и ГБУ РК "ЦСЗН города Инты" Ф.И.О. получателем пенсии или иных социальных выплат не является.
Вместе с тем само по себе отсутствие у Ф.И.О. иных источников дохода в спорный период к исключительным обстоятельствам не относятся, поскольку он нетрудоспособных лиц, находящихся на его иждивении, не имеет, инвалидность ему не установлена, объективных данных, что имеющиеся у него заболевания послужили препятствием к трудоустройству, материалы дела не содержат.
Довод третьего лица, что необходимость генетического исследования требует значительных денежных затрат, опровергается письмом Минздрава РК от 01.03.2019, согласно которому рекомендованное исследование решено проводить в ФГБНУ "Медико-генетический научный центр" г.Москва за счет бюджетных средств Республики Коми. Забор материала для исследования после заключения государственного контракта будет организован на базе ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ" с дальнейшим направлением его в научное учреждение.
В судебном заседании Ф.И.О. пояснил, что заболевание <....> не позволяет ему работать по имеющейся профессии электрогазосварщика, при этом попыток переквалификации с учетом состояния здоровья и востребованности профессий он не предпринимал, заявления на переобучение не писал.
Из сообщения ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты" от 12.03.2019 следует, что Ф.И.О. на учете в качестве малоимущего не зарегистрирован.
Согласно справке АО "Интауголь" при увольнении Ф.И.О. было выплачено выходное пособие в размере <....>., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <....> Средний заработок третьего лица за второй месяц трудоустройства составил <....> коп., за третий – <....>
Получая после уведомления работодателя о ликвидации предприятия заработную плату, а также в течение первых трех месяцев сохраненный заработок в размере, превышающем размер прожиточного минимума, составляющего для трудоспособного населения северной природно-климатической зоны Республики Коми 15 067 руб., Ф.И.О., при достаточной степени заботливости и осмотрительности, мог и должен был предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.
Таким образом, исключительных обстоятельств, позволяющих признать Ф.И.О. социально незащищенным и требующим дополнительной материальной поддержки на период трудоустройства в виде сохранения за ним среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, не установлено. В оспариваемом решении ответчика указания на наличие исключительного случая также не имеется.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания за Ф.И.О. права на сохранение среднего заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения, в связи с чем, исковые требования об отмене решения от 15.02.2019 № 429 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Акционерного общества "Интауголь" – удовлетворить.
Отменить решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" от 15 февраля 2019 года № 429 о сохранении Ф.И.О. среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Мотивированное решение составлено 11 мая 2019 года.
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |