Решение по делу № 8а-6103/2020 [88а-6494/2020] от 31.07.2020

Дело № 2а-29/2020,

     № 88а-6494/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                  2 сентября 2020 года

В окончательной форме кассационное определение изготовлено 16 сентября 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Зайцевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Харина Г.С., Плотникова Е.В. , Гришичева Н.А. , Нурмухаметова И.А. на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Харина Г.С., Плотникова Е.В. , Гришичева Н.А. , Нурмухаметова И.А. к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании распоряжения незаконным.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения представителя административных истцов Костанова М.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области Сухоруковой С.П., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Харина Г.С., Плотникова Е.В., Гришичева Н.А., Нурмухаметова И.А. обратились в Анивский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – Минимущество Сахалинской области) об обжаловании распоряжения от 14 июня 2019 года № 478-р «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка областной собственности с кадастровым номером » (далее – распоряжение от 14 июня 2019 года № 478-р).

В обоснование своих требований административные истцы указали, что 29 августа 2019 года они обратились в Минимущество Сахалинской области с коллективным заявлением о предоставлении им в безвозмездное пользование в соответствии с положениями Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» (далее – Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ) земельного участка площадью 40 000 кв. м. с кадастровым номером , который принадлежит на праве собственности Сахалинской области.

Из ответа Минимущества Сахалинской области на данное заявление, изложенного в письме от 16 сентября 2019 года следовало, что в отношении указанного земельного участка распоряжением от 14 июня 2019 года № 478-р принято решение о его предоставлении путём проведения аукциона на право заключения договора аренды, что в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.

По мнению административных истцов, земельный участок с кадастровым номером не может быть предметом аукциона, поскольку в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства; отсутствуют сведения о технических условиях его подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения и водоотведения; земельный участок имеет вид разрешенного использования – для иных видов сельскохозяйственного использования, которое включает в себя размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, что не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; земельный участок относится к территории общего пользования.

Административные истцы указали, что распоряжение Минимущества Сахалинской области от 14 июня 2019 года № 478-р нарушает их право на получение испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.

С учётом принятого судом заявления об изменении административных исковых требований, Харина Г.С., Плотникова Е.В., Гришичева Н.А., Нурмухаметова И.А. просили суд: признать незаконным распоряжение Минимущества Сахалинской области от 14 июня 2019 года № 478-р.

Решением Анивского районного суда Сахалинской области от 24 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года, в удовлетворении заявленных административных исковых требований было отказано.

31 июля 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административных истцов, поданная ими 9 июля 2020 года через Анивский районный суд Сахалинской области, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

Харина Г.С., Плотникова Е.В., Гришичева Н.А., Нурмухаметова И.А., которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых решения Анивского районного суда Сахалинской области от 24 января 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Из содержания статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ следует, что в соответствии с данным Федеральным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории, в том числе, Сахалинской области, площадь которого не превышает одного гектара.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьёй 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте и обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учёте испрашиваемого земельного участка.

В соответствии с частью 4.1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 – 24 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пункт 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ к числу оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование относит случай, когда испрашиваемый земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, либо в отношении такого земельного участка принято решение о проведении аукциона.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, земельный участок с кадастровым номером , имеющий площадь 55008 кв. м. (категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для иных видов сельскохозяйственного использования), местоположение которого установлено относительно ориентира, находящегося в границах земельного участка (почтовый адрес ориентира: Сахалинская область, Анивский район, земли совхоза «Южно-Сахалинский»), поставленный на государственный кадастровый учёт 8 мая 2013 года, находится в собственности Сахалинской области, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 26 октября 2015 года сделана регистрационная запись .

14 июня 2019 года Минимуществом Сахалинской области издано распоряжение № 478-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером путём проведения аукциона на право заключения договора аренды. Данным распоряжением отделу земельных отношений Минимущества Сахалинской области поручено: осуществить мероприятия по изменению вида разрешённого использования данного земельного участка в соответствии с Правилами землепользования и застройки села Троицкое Анивского городского округа, утверждёнными решением Собрания Анивского городского округа от 16 декабря 2010 года № 139, и привести установленный вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером в соответствие с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540; отделу управления имуществом Минимущества Сахалинской области поручено осуществить мероприятия, предусмотренные статьёй 46.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 39.11, а также статьями 39.12, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации.

29 августа 2019 года в Минимущество Сахалинской области поступило заявление Хариной Г.С., Плотниковой Е.В., Гришичевой Н.А. и Нурмухаметовой И.А., в котором они просили предоставить им в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 40000 кв. м.

В данном случае заявители, обращаясь в порядке Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ в Минимущество Сахалинской области с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 40000 кв. м., фактически просили образовать такой земельный участок из земельного участка с кадастровым номером площадью 55008 кв. м.

Письмом за подписью Министра имущественных и земельных отношений Сахалинской области Налбатовой С.И. от 16 сентября 2019 года административным истцам было сообщено, что испрашиваемый ими земельный участок не может быть предоставлен в безвозмездное пользование, поскольку распоряжением от 14 июня 2019 года -р в отношении земельного участка с кадастровым номером принято решение о его предоставлении путём проведения аукциона на право заключения договора аренды, что в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ является основанием к отказу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование заявителям. Одновременно административным истцам было сообщено о приостановлении срока рассмотрения их заявления (пункт 4.1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ) и о направлении им перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, с предложением в течение 30 дней выразить своё согласие относительно имеющихся предложений.

По делу также установлено, что на момент рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации не размещалось, в отношении земельного участка проводятся подготовительные мероприятия, предусмотренные действующим земельным законодательством.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, указал в решении, что изданное Минимуществом Сахалинской области 14 июня 2019 года распоряжение № 478-р не может рассматриваться как нарушающее права и законные интересы административных истцов, связанные с рассмотрением их заявления о получении земельного участка в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, поскольку по вопросу предоставления земельного участка Харина Г.С., Плотникова Е.В., Гришичева Н.А. и Нурмухаметова И.А. обратились к административному ответчику только 29 августа 2019 года, то есть уже после принятия оспариваемого распоряжения. Само распоряжение от 14 июня 2019 года № 478-р издано Минимуществом Сахалинской области в пределах его полномочий, соответствует действующему земельному законодательству и, в силу прямого указания пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ, наличие такого распоряжения являлось основанием для отказа в предоставлении административным истцам испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование.

Оснований не согласится указанными с выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

    В соответствии с пунктами 1 – 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

    В силу пункта 3.42 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утверждённого постановлением Правительства Сахалинской области от 31 мая 2016 года № 270, указанное министерство выступает уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Сахалинской области.

    Пункт 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

    Следовательно, Минимущество Сахалинской области является тем уполномоченным органом, который был вправе принять решение о проведении аукциона в отношении находящегося в собственности Сахалинской области земельного участка с кадастровым номером .

Ссылки административных истцов в кассационной жалобе на то, что они испрашивали в безвозмездное пользование именно земельный участок с кадастровым номером , не могут быть признаны обоснованными, поскольку в своём заявлении Харина Г.С., Плотникова Е.В., Гришичева Н.А. и Нурмухаметова И.А. просили предоставить им земельный участок площадью 40000 кв. м., тогда как согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости площадь земельного участка с кадастровым номером 47 составляет 55008 кв. м.

В силу положений пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определенной вещи. В свою очередь, существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально-определённой вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждает его государственный кадастровый учёт (части 4, 4.1, 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В связи с тем, что испрашиваемый административными истцами земельный участок площадью 40000 кв. м. образован и поставлен на кадастровый учёт не был, он не может рассматриваться как существующий объект недвижимости. В свою очередь, у Минимущества Сахалинской области отсутствовала возможность в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ образовать соответствующий земельный участок из земельного участка с кадастровым номером , поскольку рассмотрение заявления административных истцов от 29 августа 2019 года было в соответствии с пунктом 4.1 статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ обоснованно приостановлено по основанию, предусмотренному пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ. Одновременно в адрес заявителей административным ответчиком был направлен перечень земельных участков, которые могли быть предоставлены им в безвозмездное пользование.

    Вопреки доводам кассационной жалобы, распоряжение от 14 июня 2019 года № 478-р (помимо непосредственно решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером путём проведения аукциона на право заключения договора аренды) содержит в себе поручения организационного характера, адресованные отделу земельных отношений и отделу управления имуществом Минимущества Сахалинской области по подготовке к аукциону, после выполнения которых в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно размещаться на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определённом Правительством Российской Федерации. В свою очередь, из буквального толкования пункта 10 статьи 7 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ следует, что сам факт принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона, даже в случае, если извещение о проведении аукциона ещё не размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, уже является основанием для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ.

Иные доводы кассационной жалобы не опровергают правильных выводов судов, положенных в основу решения и апелляционного определения, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную ими при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Однако соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении. В то же время, суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права нижестоящими судами при разрешении дела.

В данном случае судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что, разрешая спор, суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных доказательств, а также верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Анивского районного суда Сахалинской области от 24 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Харина Г.С., Плотникова Е.В. , Гришичева Н.А. , Нурмухаметова И.А. – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-6103/2020 [88а-6494/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Нурмухаметова Ирина Александровна
Харина Галина Сергеевна
Плотникова Елена Викторовна
Гришичева Наталья Александровна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области
Другие
Костанов Максим Александрович
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
02.09.2020Судебное заседание
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее