РљРћРџРРЇ
Дело № 16-1384/2020
Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР” ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
ПОСТАНОВЛЕНРР•
г.Москва 15 апреля 2020 года
Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Агафонова Е.В., рассмотрев жалобу защитника Черникова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Тамбова от 26 сентября 2019 года и решение судьи Советского районного суда г.Тамбова от 23 октября 2019 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества (далее – ОАО, общество) «Сервис-Спецтехника» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Тамбова от 26 сентября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г.Тамбова от 23 октября 2019 года, ОАО «Сервис-Спецтехника» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, защитник Черников А.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений и прекращении производства по делу.
Рзучение материалов дела Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы заявителя позволяет прийти Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, постановлением государственного инспектора труда в Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 55 000 рублей. Данное постановление вступило в законную силу 2 мая 2019 года (л.д.10-13).
В установленный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях шестидесятидневный срок со дня вступления постановления должностного лица в законную силу административный штраф обществом не уплачен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 6 сентября 2019 года государственным инспектором труда в Тамбовской области в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его мировым судьей судебного участка № 2 Советского района г.Тамбова к административной ответственности по настоящему делу.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выражая несогласие с обжалуемыми актами защитником общества в ходе рассмотрения настоящего дела неоднократно приводились доводы об отсутствии в бездействии общества состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что решением арбитражного суда общество признано банкротом, Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) запрещено осуществление должником каких-либо платежей с нарушением очередности удовлетворения требований кредиторов, следовательно, общество не имело законных оснований для уплаты административного штрафа, не являющегося текущим платежом (л.д.46,47,48).
Данные доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащей правовой оценки по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не получили.
Между тем, как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда Тамбовской области от 16 июля 2019 года принято к производству заявление <данные изъяты> о признании общества несостоятельным (банкротом) ОАО «Сервис-Спецтехника», возбуждено производство по делу № № (л.д.45).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о банкротстве в числе прочего регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (пункт 1 статьи 1 Закона о банкротстве).
Статьей 2 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» существенно расширен состав обязательных платежей, к которым законодатель отнес, помимо прочего, административные штрафы.
В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве в целях указанного закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено названным законом. Согласно пункту 2 данной статьи требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 Рё пункта 3 статьи 63 Закона Рѕ банкротстве денежные обязательства Рё обязательные платежи, возникшие РґРѕ возбуждения дела Рѕ банкротстве, независимо РѕС‚ СЃСЂРѕРєР° РёС… исполнения РЅРµ являются текущими РЅРё РІ какой процедуре (РїСѓРЅРєС‚ 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 23.07.2009 в„– 60 «О некоторых вопросах, связанных СЃ принятием Федерального закона РѕС‚ 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений РІ Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)В»).
Таким образом, квалификация требования об уплате административного штрафа в качестве текущего зависит от момента совершения правонарушения.
Данный правовой РїРѕРґС…РѕРґ выражен РІ определениях Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, принятых РїРѕ конкретным делам, например, РІ определении РѕС‚ 17.12.2014 в„– 304-РРЎ14-5000, РІ определении РѕС‚ 09.02.2015 в„– 307-РљР“14-2426 Рё сформулирован РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики РїРѕ вопросам, связанным СЃ участием уполномоченных органов РІ делах Рѕ банкротстве Рё применяемых РІ этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации 20.12.2016 (РїСѓРЅРєС‚ 7), РІ котором, РІ числе прочего, отмечено, что штрафы, назначенные должнику РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ привлечения Рє публично-правовой ответственности, РІ том числе административной, налоговой ответственности (например, Р·Р° налоговые правонарушения, ответственность Р·Р° которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (РІ случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела Рѕ банкротстве.
В рассматриваемом случае административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.25 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, совершено обществом 15 апреля 2019 года, то есть до принятия Арбитражным судом г.Москвы 16 июля 2019 года заявления о признании должника банкротом (л.д.2-3).
Следовательно, в соответствии с положениями Закона о банкротстве данный обязательный платеж не является текущим и подлежал включению в реестр требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью их удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приведенные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства с учетом норм Закона о банкротстве, в связи с чем следует признать, что в его действиях отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого ему правонарушения как вина в неуплате административного штрафа в установленный срок.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Тамбова от 26 сентября 2019 года и решение судьи Советского районного суда г.Тамбова от 23 октября 2019 года, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г.Тамбова от 26 сентября 2019 года и решение судьи Советского районного суда г.Тамбова от 23 октября 2019 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Сервис-Спецтехника» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись Е.В.Агафонова
РљРћРџРРЇ ВЕРНА,
СЃСѓРґСЊСЏ