ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Низовцева А.В.
Дело № 33-5146 поступило 1 декабря 2017 г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Улан-Удэ 31 января 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.,
судей Дампиловой Ц.В., Кушнаревой И.К.,
секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тункинского района Республики Бурятия Быкова Д.А. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район» о признании незаконным бездействия ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район», возложении обязанности выполнить ремонтные работы объектов теплоснабжения на территории Тункинского района, принять меры по организации теплоснабжения на территории Тункинского района по апелляционной жалобе представителя администрации МО «Тункинский район» по доверенности Базарова Е.С. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 12 октября 2017 года, которым постановлено:
Удовлетворить частично исковое заявление прокурора Тункинского района Республики Бурятия Быкова Д.А. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район» о признании бездействия ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район», возложении обязанности выполнить ремонтные работы объектов теплоснабжения на территории Тункинского района, принять меры по организации теплоснабжения на территории Тункинского района.
Признать бездействие ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район», выразившееся в непринятии мер к проведению ремонтных работ объектов теплоснабжения на территории Тункинского района, по организации теплоснабжения на территории Тункинского района.
Обязать ООО «Теплострой» провести в срок до 01.11.2017 г. мероприятия по подготовке котельных к отопительному сезону 2017-2018 г.г. путем:
- устранению выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытанию оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
- шуровке тепловых сетей, вырезке из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;
- промывке оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;
- испытанию тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя;
- разработке эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятия по их внедрению.
Обязать ООО «Теплострой», администрацию МО «Тункинский район» принять меры к проведению ремонтных работ в котельной «Квартальная» с. Кырен, в том числе проведение работ по замене дымососа ... в срок до 01.11.2017 г.
Обязать ООО «Теплострой», администрацию МО «Тункинский район» принять меры к проведению ремонтных работ в котельной «Центральная» с. Кырен, в том числе проведение работ по ремонту карстки котла «Универсал 0,6» в срок до 01.11.2017 г.
Обязать ООО «Теплострой», администрацию МО «Тункинский район» принять меры к проведению ремонтных работ по замене 500 м. тепловых сетей котельной «Квартальная» с. Кырен в срок до 01.11.2017 г.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав явившихся лиц, ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тункинского района Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам в котором просил признать бездействие ответчиков незаконными, выразившиеся в непринятии мер к проведению ремонтных работ объектов теплоснабжения, по организации теплоснабжения, обязать выполнить ремонтные работы объектов теплоснабжения, принять меры по организации теплоснабжения.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО «Теплострой», администрации МО «Тункинский район». Проверкой установлено, что предоставление услуг по теплоснабжению на территории с. Кырен Тункинского района РБ осуществляет ООО «Теплострой» по концессионному соглашению от 17.10.2016 г. Согласно указанному соглашению администрацией МО «Тункинский район» передано муниципальное имущество, в том числе котельные. В нарушение Правил технической эксплуатации тепловых установок, мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 г.г. не проведены. В целях устранения выявленных нарушений 19.07.2017 г. генеральному директору ООО «Теплострой» внесено представление. Согласно ответу ООО «Теплострой» следует, что меры по устранению нарушений, указанных в представлении по состоянию на 17.08.2017 г. обществом не устранены.
Полагает, что поскольку администрация МО «Тункинский район» является законным владельцем объектов теплоснабжения на территории района, то несет ответственность за надлежащее состяние муниципального имущества и обязано провести ремонтные работы объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки к отопительному сезону. Согласно распоряжению главы-руководителя администрации от 07.04.2017 г. ... «О подготовке к отопительному сезону 2017-2018 г.г.» утвержден план мероприятий МО «Тункинский район» по подготовке объектов жилищно-коммунального –хозяйства и бюджетной сферы к отопительному сезону 2017-2018 г.г. Согласно плану, срок окончания работ – 01.08.2017 г. Вместе с тем установлено, что по состоянию на 238.08.2017 г. ни одно из запланированных мероприятий не исполнено.
В судебном заседании помощник прокурора Матвеев Н.М. отказался в части исковых требований, пояснил, что устранены не все нарушения, обнаруженные в ходе проверки. Просил обязать ООО «Теплострой» провести мероприятия по подготовке котельных к отопительному сезону 2017-2018 г.г. путем организации и проведения мероприятий по:
- устранению выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;
- испытание оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;
- шурфовка тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;
- промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;
- испытание тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;
- разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятия по их внедрению.
Обратить решение к немедленному исполнению в целях недопущения неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц.
Обязать МО «Тункинский район» обеспечить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону 2017-2018 г.г. путем реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий МО «Тункинский район» по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы к отопительному сезону 2017-2018 г.г., а именно:
- замена дымососа ... ... в котельной «Квартальная» с. Кырен;
- ремонт карстки котла «Универсал 0,6» в котельной «Центральная» с. Кырен;
- проведение мероприятий по замене 500 м. тепловых сетей котельной «Квартальная» с. Кырен.
Представитель ответчика МО «Тункинский район» по доверенности Базарова Е.С. иск не признала, пояснила, что между администрацией и ООО «Теплострой» заключено концессионное соглашение, по условиям которого общество обязано поддерживать объект Соглашения (систему коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства) в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения. При это, администрацией принимаются все необходимые меры по выполнению условий Соглашения. Также просила учесть, что прокурором не представлено достаточных доказательств, подтверждающих ветхое состояние тепловых и водопроводных сетей.
Представитель ответчика ООО «Теплострой» Гыргешкинов В.С. в судебное заседание не явился, по неизвестным суду причинам. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «Теплострой».
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МО «Тункинский район» по доверенности Базарова Е.С. просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, что повлекло принятие незаконного решения. В частности, автор жалобы ссылается на то, что суд не принял во внимание то, что согласно концессионному соглашению ООО «Теплострой» обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить капитальный и текущий ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки к отопительному сезону 2017-2018 г.г. Кроме того, судом не учтено, что работы по организации проведения ремонтных работ невозможно выполнить по вступлению решения в законную силу, поскольку на данные цели в бюджете района должны быть предусмотрены денежные средства. Полагает, что в рамках заявленных требований на администрацию, может быть возложена лишь обязанность, предусмотреть расходы в бюджете района на ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства.
В судебное заседание представители ответчиков МО «Тункинский район», ООО «Теплострой», будучи извещенными надлежащим образом не явились. Заявили ходатайство о рассмотрении жалобы без их участия.
Прокурор Бадмацыренова Ю.С. возражала против удовлетворения жалобы, просила решение суда оставить в силе.
Проверив материалы дела, в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия полагает, что решение суда в целом постановлено законно и обоснованно.
В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением главы-руководителя администрации МО «Тункинский район» ... от 07.04.2017 г. «О подготовке к отопительному сезону 2017-2018 г.г.» утвержден план мероприятий МО «Тункинский район» по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы к отопительному сезону 2017-2018 г.г. срок окончания работ согласно Плану мероприятий – 01.08.2017 г.
Между МО «Тункинский район» и ООО «Теплострой» заключено концессионное соглашение, согласно которому ООО «Теплострой» обязано поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить ремонт, нести расходы на содержание объекта.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности ООО «Теплострой» и МО «Тункинский район» в ходе, которого установлено, что мероприятия по подготовке к отопительному периоду 2017-2018 г.г. в настоящее время ООО «Теплострой» проведены не в полной мере.
19 июля 2017 г. прокурором района вынесено предписание для устранения нарушения закона. Согласно ответу ООО «Теплострой», общество не имеет возможности устранить нарушения в связи с отсутствием финансирования.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что администрация МО «Тункинский район», являясь законным владельцем объектов теплоснабжения на территории Тункинского района, в силу ст.210 ГК РФ, несет ответственность за надлежащее состояние муниципального имущества и обязано провести ремонтные работы объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках подготовки к отопительному сезону 2017-2018 г.г.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, оснований для иной оценки не имеется.
Так, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 295 ГК РФ определено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
При этом в силу ч. 1.1 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива (п. 5).
В соответствии с вышеизложенным, обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления, а в рассматриваемом случае администрацию МО «Тункинский район».
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, постановил правильное по существу решение.
Довод о том, что передав объекты теплоснабжения в пользование по концессионному соглашению ООО «Теплострой», администрация утратила возможность совершать в отношении нее фактические действия, а также, что ООО «Теплострой» является тем потребителем, на который возложена обязанность по установке за свой счет ремонтные работы подлежат отклонению.
Из данного договора не следует о том, что ООО «Теплострой» обязано за свой счет осуществлять мероприятия по приобретению имущества в пользу администрации района и, которое необходимо для эксплуатации имущества собственника.
Довод жалобы об отсутствии денежных средств в бюджете района не могут служить основанием для отмены решения суда. Так, в материалах дела имеется Распоряжение ... от 07.04.2017 г. «О подготовке к отопительному сезону 2017/2018 года», согласно которому принят План мероприятий по подготовке объектов ЖКХ и бюджетной сферы к отопительному сезону 2017/2018 года, который подразумевает планирование денежных средств, для выполнения названных мер.
Довод жалобы о том, что представленный прокурором акт проверки недопустимым доказательством, поскольку прокуратура не является органом, в права и обязанности которого входят, проведение технических осмотров объектов теплоснабжения на предмет подготовки к отопительному сезону судебной коллегией опровергаются. Так, прокуратурой района проведена проверка в рамках соблюдения требований законодательства в сфере теплоснабжения. Прокуратурой проверены исполнение мероприятий в соответствии с Планом подготовки к отопительному сезону 2017/20187 года. Технического осмотра объектов теплоснабжения на предмет подготовки к отопительному сезону не проводилось
Доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства по делу, направлены на переоценку представленных доказательств, оснований для которой коллегия не усматривает, поэтому на законность принятого решения повлиять не могут.
Разрешая спорные правоотношения, суд в соответствии со ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, надлежаще в соответствии со ст. 67 ГПК РФ оценил представленные по делу доказательства, а также правильно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судебной коллегией также не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 12 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ихисеева М.В.
Судьи: Дампилова Ц.В.
Кушнарева И.К.