Решение по делу № 2-5178/2024 от 09.10.2024

Изготовлено: «16» декабря 2024 года Дело № 2-5178/2024

76RS0014-01-2024-004597-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 6 декабря2024 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Русиновой Л.М.,

при секретаре Докторовой Д.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к КУМИ мэрии города Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании совершить действия,

установил:

Прокурор Кировского района города Ярославля обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать КУМИ мэрии города Ярославля в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: участок сети фекальной канализации к зданию по адресу: <адрес>; участок сети фекальной канализации к зданию по адресу: <адрес>, возложить на департамент городского хозяйства мэрии <адрес> в течение трех месяцев после постановки на учет указанных участков сети в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.

В судебном заседании прокурор Шокурова М.А. доводы и требования искового заявления поддержал. Представитель ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля мэрия г. Ярославля.

Согласно статье 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится, в том числе, осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления с учетом предоставленных ему законом полномочий.

В силу пунктов 2.4,2.5 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805 (далее - Порядок № 1805), комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети; информирует департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля о получении выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством (пункт 1.6 Порядка).

Из материалов дела следует, что на территории города Ярославля имеются объекты недвижимости: участки сети фекальной канализации, расположенные по адресам: <адрес> которые не являются муниципальной собственностью, на учет не поставлены, правообладатель и балансодержатель не определены. Технический план на данные участки сети канализации не изготовлен, кадастровые работы не проведены. В материалы дела представлен ответ комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, согласно которого соответствующие работы будут проведены при выделении бюджетных средств в необходимом размере. Обращение прокурора в суд связано с непринятием мэрией города Ярославля мер по надлежащему оформлению права собственности на вышеуказанные бесхозяйные объекты водоотведения на территории городского округа город Ярославль, установлению их владельца, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности и нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.

Как следует из статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.    

Непринятие мэрией города Ярославля мер по обращению в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов снижает степень антитеррористической защищенности объектов с пребыванием граждан (в том числе жителей многоквартирных домов, находящихся поблизости от водопровода), а, кроме того, увеличению риска причинения вреда жизни и здоровью граждан способствует отсутствие контроля за техническим состоянием бесхозяйных сетей водоотведения.

С учетом данных обстоятельств имеются основания для возложения на ответчика заявленных в исковых требованиях обязательств.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (ИНН ) обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: участки сетей фекальной канализации к зданиям по адресам: <адрес>

Возложить на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН в течение трех месяцев после постановки на учет указанного выше участка сети водоснабжения в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанный объект.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья Л.М.Русинова

2-5178/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля
Ответчики
КУМИ мэрии г. Ярославля
ДГХ мэрии г. Ярославля
Другие
Мэрия г. Ярославля
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
09.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2024Передача материалов судье
11.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2024Судебное заседание
06.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее