Дело № 2-9216/2023
(УИД 50RS0021-01-2022-010743-38)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года г.о. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Шабановой Т.И.,
при помощнике судьи Шинёвой М.В.,
с участием представителя истца – Мелёшиной М.И., представившей доверенность 77 АД 0206139 от 06 июня 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Андрея Юрьевича к ТСЖ «Эдем» о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ТСЖ «Эдем» о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, штрафа.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5 <адрес>, ЭЖК «ЭДЕМ», квартал XX, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности. В многоквартирный <адрес> квартале XX экспериментального жилого комплекса «ЭДЕМ» осуществляется централизованная подача горячего водоснабжения и отопления с использованием автономной крышной котельной, расположенной по адресу: ФИО5 <адрес>, экспериментальный жилой комплекс «ЭДЕМ», квартал XV, <адрес> (далее – Котельная).
Начисления за услуги отопления и горячего водоснабжения в МКД, в том числе и по принадлежащему истцу жилому помещению производит ТСЖ «Эдем» на основании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов № и 5 (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). которыми Котельная была передана в ФИО3 ТСЖ «Эдем».
Тариф на оплату коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения ответчиком установлен в размере 29 рублей с квадратного метра помещения основываясь на протоколе общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> Котельная внесена в реестр выявленного бесхозяйного имущества муниципального округа. На основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> теплотрасса от Котельной до <адрес> квартала XX экспериментального жилого комплекса «Эдем» внесена в реестр бесхозяйного имущества муниципального округа.
Решением Красногорского городского суда ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по гражданскому делу по заявлению Администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> о признании движимых вещей бесхозяйными и права муниципальной собственности на эти вещи, установлено, что собственник не проявляет интереса в обеспечении сохранности и совершении действий направленных на дальнейшее использование своего имущества по назначению и фактически отказался от данного имущества, в связи с чем, движимое имущество в Котельной признано бесхозяйным и передано в муниципальную собственность.
Исходя из вышеуказанных нормативных актов следует, что собственник, а равно и организация, осуществляющая ФИО3 Котельной, в настоящем ответчик, начиная с марта 2019 года фактически оставили котельную без должного обслуживания, не проявляли интерес к сохранности имущества и не совершали никаких действий, направленных на использование котельной и находящегося в ней оборудования по назначению, а именно не обеспечили потребителей коммунальными услугами горячего водоснабжения и отопления.
Вышеуказанные факты стали известны истцу ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме у Главы Администрации, в связи с чем, в адрес ТСЖ «Эдем» была направлена Претензия от ДД.ММ.ГГГГ с требованием произвести перерасчет, а именно снять начисления по услугам горячего водоснабжения и отопления, начисленных ответчиком по принадлежащему истцу жилому помещению. В ответе на претензию ответчик отказался снимать незаконные начисления по коммунальным услугам ввиду того, что он несет расходы по приготовлению и подаче коммунальных ресурсов потребителям, что в свою очередь не подтверждается документально и с чем истец не согласен, полагая, что для начисления размера платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения необходимо учитывать особенности расчета платы за каждую коммунальную услугу, оснований устанавливать единый фиксированный тариф у ответчика также не имелось, поскольку для каждой услуги тариф рассчитывается исходя из объема использованных при производстве ресурсов в каждом отдельном расчетном периоде.
Исходя из письма №ТГ-37979 от ДД.ММ.ГГГГ Государственной ФИО2 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ единственной легитимной управляющей организацией, осуществляющей обслуживание общего имущества МКД, в том числе и внутридомовых инженерных сетей, которые используются для предоставления коммунальных услуг, является МУП «ФИО2 трест».
Таким образом, ответчик не осуществляет обслуживание общего имущества МКД, а так же с марта 2019 года не обслуживает котельную и оборудование, предназначенное для обеспечения потребителей в многоквартирном доме коммунальными услугами, однако это не препятствует ответчику неосновательно производить начисления и взымать плату за указанные коммунальные услуги с собственников помещений МКД в нарушение норм и правил предоставления коммунальных услуг.
Просил признать действия ТСЖ «Эдем» по начислению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ФИО5 <адрес>. г.о. Красногорск, <адрес>, ЭЖК «Эдем», квартал XX, <адрес>, в размере 29 рублей с квадратного метра помещения в месяц – незаконными начиная с марта 2019 года, взыскать с ТСЖ «Эдем» в пользу ФИО4 неосновательное обогащение в размере 59 438 рублей 40 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей 00 копеек, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направлял.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направлял.
Суд признает неявку ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
На основании части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, среди прочего, плату за горячую воду, тепловую энергию.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах", утвержденных Постановлением Правительства N 354 от ДД.ММ.ГГГГ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. "Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа ФИО3 многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии исходя из: объема тепловой энергии, определенном по показаниям общедомового прибора учета; общей площадй квартиры; Общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Тарифа на тепловую энергию, утвержденного для региона и поставщика этой услуги". При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года показания индивидуального и (или) общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии используются при проведении корректировки за прошедший год».
В силу части 7 статьи 155 ФИО2 кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо ФИО2 кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и ФИО3 которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с п. 6 Правил Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, с кадастровым (условным) номером 50-50-11/115/2010-284, общей площадью 48,8 кв.м., этаж 4, расположенная по адресу: ФИО5 <адрес>, ЭЖК «Эдем», квартал XX, <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> № внесены в реестр выявленного бесхозяйного имущества городского округа Красногорск бесхозяйные объекты, в том числе согласно п. 1 Постановления котельная, расположенная по адресу: ФИО5 <адрес>, г.о. Красногорск, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал 15, <адрес>. В целях предотвращения угрозы разрушения бесхозяйного имущества, его утраты, возникновения чрезвычайных ситуаций поручено ПАО «Красногорская теплосеть» обеспечить эксплуатацию (содержание и обслуживание) бесхозяйных тепловых сетей, указанных в п. 1 Постановления.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации городского круга Красногорск ФИО5 <адрес> № о постановке на учет бесхозяйного объекта в реестр выявленного бесхозяйного имущества городского округа Красногорск внесен объект теплотрасса от котельной до <адрес> квартала 20 ЭЖК «Эдем», расположенная по адресу: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал XV, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ решением Красногорского городского суда ФИО5 <адрес> заявление Администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> о признании движимых вещей бесхозяйными и права муниципальной собственности на движимые вещи удовлетворены.
Указанным решением объекты движимого имущества, выявленные в нежилом помещении, расположенном по адресу: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал XV, <адрес> признаны бесхозяйными, а также признано право муниципальной собственности на бесхозяйные движимые вещи в указанном жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с претензией о неправомочности вынесения ответчиком вопроса на общее собрание об установлении тарифа на содержание котельной (отопление и горячее водоснабжение) для собственников помещений в многоквартирных домах № и № в квартале XX в размере 29 рублей 00 копеек за квадратный метр, такое решение является ничтожным в силу закона.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на претензию ответчик сообщил, что поскольку, вопрос о снабжении жителей данных домов отоплением и горячим водоснабжением силами АО «Красногорская теплосеть» без участия Товарищества, не решен по существу, во избежание угрозы безопасности людей, отказ Товарищества от поставки необходимых для производства отопления и горячего водоснабжения не представляется возможным. Вместе с тем, ответчик указал, что поскольку расходы на эксплуатацию котельного оборудования с момента передачи имущества с сентября 2020 года несет АО «Красногорская теплосеть», на основании решения Правления ТСЖ «Эдем» (п. 3 Протокола заседания Правления ТСЖ «Эдем» № от ДД.ММ.ГГГГ) и распоряжения управляющего директора ТСЖ «Эдем» от ДД.ММ.ГГГГ Товариществом произведен перерасчет в адрес собственников помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах.
При этом, в своем ответе ответчик отказал истцу в проведении перерасчета за период с 2012 года. указав, что доводы претензии не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а соответственно требования истца удовлетворению не подлежат.
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ФИО6 Администрацией городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> дано разъяснение, что нежилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем» квартал XV, <адрес> пом. VIII, общей площадью 41,1 кв.м.. кадастровый №, и нежилое помещение, расположенное по адресу: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем» квартал XV, <адрес>, общей площадью 15,3 кв.м., кадастровый №, приняты в муниципальную собственность городского округа Красногорск в соответствии с Постановлением администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ №/ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанные объекты объединены в нежилое помещение – котельная, общей площадью 56,4 кв.м., объединенные объекты поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и присвоен кадастровый №. Также сообщено, что ведутся работы по изменению наименования объекта с «нежилое помещение» на наименование «Котельная», по завершению будут заключены договора с поставщиками энергоресурсов, а также последующее закрепление объекта за АО «Водоканал Павшино» с назначением гарантирующего поставщика посредством проведения конкурса по выбору эксплуатирующей организации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <адрес> «Государственная ФИО2 <адрес>» в ответ на обращение ФИО6 сообщено, что многоквартирные дома расположенные по адресу: ФИО5 <адрес>, г.о. Красногорск, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал 1, <адрес> квартал 20, <адрес> включены в реестр лицензий ФИО5 <адрес> и находятся в сфере ФИО3 МУП «ФИО2 трест» с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, единственной легитимной управляющей организацией по вышеуказанным домам является управляющая компания МУП «ФИО2 трест».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 <адрес> «Государственная ФИО2 <адрес>» в ответ на обращение ФИО6 сообщено, что коммунальные услуги отопления т горячего водоснабжения изготавливаются с помощью оборудования котельной, которое принадлежит администрации г.о. Красногорск ФИО5 <адрес>, техническое обслуживание осуществляет АО «Красногорская теплосеть».
Кроме того, в ответе указано, что в адрес ТСЖ «Эдем» направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований ФИО2 законодательства указания в выставляемых платежных документах наименований предоставляемых коммунальных услуг, так и в адрес администрации г.о. Красногорск о необходимости определить исполнителя коммунальных услуг (ресурсоснабжающую организацию), предоставляющей коммунальные услуги на многоквартирные дома, а также установить (определить) собственника (ответственного за содержание) внутриквартальных инженерных коммуникаций систем тепло-, водо-, электроснабжения.
В соответствии с п. 16 ст. 12 ЖК РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы отнесено к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области ФИО2 отношений.
Таким образом, общее собрание собственников помещений (членов ЖСК, ТСЖ) не вправе устанавливать иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (изменять методику расчета), а также принимать решение о направлении суммы, полученной в результате корректировки платы за услугу отопление в свой резервный фонд (иные цели).
Помимо прочего, как установлено судом, собственником котельной расположенной по адресу: ФИО5 <адрес>, г.о. Красногорск, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем» квартал 15, <адрес>, общей площадью 56,4 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0020402:4823 является Администрация городского округа Красногорск ФИО5 <адрес>.
Управляющей организацией является МУП «ФИО2 трест» с ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, Комитетом по ценам и тарифам Администрации городского округа Красногорск ФИО5 <адрес> тариф на тепловую энергию по вышеуказанным объектам для ТСЖ «Эдем» установлен не был.
Судом также установлено, что Ответчик ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» было создано в 2009 г. решением общего собрания собственников помещений в ЭЖК «Эдем» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ на Ответчика возложены функции по ФИО3 экспериментальным жилым комплексом «Эдем».
В целях предоставления собственникам помещений в ЭЖК коммунальных услуг Ответчиком заключены и надлежащим образом исполняются договоры с ресурсоснабжающими организациями:
с ОАО "Мосэнергосбыт" на поставку электроэнергии,
с филиалом "Химкимежрайгаз" ГУП МО "Мособлгаз" на поставку природного газа и техническое обслуживание объектов газового хозяйства, с АО "Мосводоканал" на поставку питьевой воды,
с ОАО "Химкинский водоканал" на прием сточных вод, с ООО «Рузский РРО" на вывоз и утилизацию бытовых отходов.
Ответчик ТСЖ "Эдем" в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания счетной комиссии по итогам голосования на общем собрании в форме заочного голосования собственников помещений ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет ФИО3 названным жилым комплексом.
Теплоснабжение (горячее водоснабжение и отопление) в многоквартирных домах по адресам: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем» ТЕР, квартал 20, <адрес> квартал 20 <адрес>, осуществляется посредством автономной крышной котельной, расположенной в административном здании по адресу: ФИО5 <адрес>, д. Гаврилково, квартал 15, <адрес>.
Котельная МКД №, 5 находилась на обслуживании Ответчика исключительно в силу трехстороннего соглашения от 24.08.2010г. между администрацией <адрес>, ООО «Эдем-Инвест» и ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», согласно которому котельная передавалась во временное пользование ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» до момента определения титульного собственника. Обязанность по определению титульной собственности котельной возлагалась на ООО «Эдем-Инвест», которая не была исполнена.
02.10.2010г. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов № и № (п.п.2,3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и п.п.2,3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ) крышная котельная по адресу: <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал 15, <адрес>, была передана в ФИО3 ТСЖ «Эдем».
Ответчику ТСЖ «Эдем» поручено предоставлять услугу «отопление и ГВС», собственниками данных домов была установлена плата за услугу «отопление и ГВС» в размере 23 руб. с 1 кв.м. общей площади помещений в месяц.
Данное решение Общего собрания не отменно.
Согласно ст. 44 ЖК РФ Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом ФИО3 многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях ФИО3 многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей.
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Как установлено судом истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение - квартира, с кадастровым (условным) номером 50-50-11/115/2010-284, общей площадью 48,8 кв.м., этаж 4, расположенная по адресу: ФИО5 <адрес>, ЭЖК «Эдем», квартал XX, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, ранее принятые решения собственников для Истца являются обязательными.
Согласно ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
05.07.2018г. Ответчик обращался в адрес собственников помещений многоквартирных домов 4 и 5 с обращением инициировать общее собрание собственников с целью решить вопрос с ремонтов котельной и оборудования.
Однако на письменное обращение Ответчика провести ОСС с целью определения источника финансирования ремонта котельной, а также установления размеры платы за содержание котельной и предоставление коммунальных услуг по методике соответствующего действующему законодательству в 2018г. никакой реакции от собственников не последовало.
Собственники продолжали получать тепло и горячую воду, изготовленную Ответчиком в помещении, которое он продолжать обслуживать и содержать.
Истцом доказательств, что данный вид коммунальных ресурсов как отопление и горячее водоснабжение изготавливался и поставлялся каким-либо иным лицом суду не предоставлено.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания
данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также
правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако, на предложение Ответчика о проведении ОСС собственники никак не отреагировали и проигнорировали.
Ввиду того, что утвержденный (рассчитанный) в 2010 г. платеж за услугу «отопление и ГВС» (23,00 руб.) с 2013 г. не покрывал затраты на предоставление данной услуги решением общего собрания членов ТСЖ «Эдем» (п.7 Протокола ОСЧ ТСЖ «Эдем» от ДД.ММ.ГГГГ) размер платы за услугу «отопление и ГВС» для собственников помещений в МКД № и № был увеличен до 29,00 руб. с 1 кв.м.
Расчет такого размера платы за «услугу отопление и ГВС» был произведен в соответствии с порядком, предусмотренным Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», согласно которому плата определяется исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс, а также с учетом расходов/затрат на эксплуатацию, ремонт и иных затрат, необходимых для обеспечения бесперебойной работы котельной.
При этом следует отметить, согласно названному постановлению при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые Ответчиком у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации. Объем использованных при производстве тепла и ГВС коммунальных ресурсов определяется по показаниям приборов учета, установленных в котельной.
Судом данный вопрос не исследован, в ресурсоснабжающую организацию или в адрес собственника котельной запрос о тарифе на 2012г. не ставился.
Для целей надлежащей эксплуатации и ее технического обслуживания, а также поставки необходимых для создания тепла и горячей воды ресурсов Ответчиком заключались соответствующие договоры.
Товарищество неоднократно обращалось в администрацию городского округа о невозможности продолжения эксплуатации котельного оборудования, в том числе, ввиду убыточности.
По инициативе Ответчика Администрацией г.о. Красногорск проведено слушанье по вопросу недопущения чрезвычайной обстановки по обеспечению горячей водой и отоплением жителей многоквартирных домов 4 и 5.
ДД.ММ.ГГГГ г. решением ГО и ЧС администрации городского округа Красногорск было определено: КУМИ администрации провести работу по признанию бесхозяйным имущества, расположенного в д. Гаврилково, <адрес>а МО, квартал XV, <адрес> (теплосети и оборудования котельной) с последующей их передачей в муниципальную собственность, а ТСЖ «Эдем» - обеспечивать бесперебойную подачу теплоносителя в жилые дома (квартал 20 <адрес> 5) бессрочно, ОАО «Красногорская теплосеть» - провести мероприятия по оценке технического состояния имущества и определить объемы восстановительных работ, а администрации городского округа - предусмотреть финансирование первоочередных мероприятий по ремонту котельной
До настоящего времени ОАО «Красногорская теплосеть» не провела мероприятия по оценке технического состояния имущества и не определила объемы восстановительных работ, а администрация городского округа - не предусмотрела финансирование первоочередных мероприятий по ремонту котельной.
Постановлениями Администрации городского округа Красногорск № от и № от ДД.ММ.ГГГГ данное имущество решено внести в реестр выявленного бесхозяйного имущества г.о. Красногорск, а обязанность по его эксплуатации (содержанию и обслуживанию) возложить на АО «Красногорская теплосеть».
ТСЖ «Эдем» передало, а КУМИ администрации г.о. Красногорск приняло по акту приема-передачи техническую документацию на котельное оборудование, также
ТСЖ «Эдем» передало по договору дарения №/ДД.ММ.ГГГГ два нежилых помещения площадью 15.3 кв.м, и 41.1 кв.м., расположенные по вышеуказанному адресу, и продолжило оказание услуг «отопление и ГВС».
В отопительный сезон 2018-2019 г.г. и 2019-2020 г.<адрес> ТСЖ «Эдем» продолжило осуществлять эксплуатацию и содержание указанного имущества, обеспечивая собственников данных домов отоплением и ГВС, ввиду того, что ОАО «Красногорская теплосеть» данное имущество не смогло принять в эксплуатацию как объект теплоснабжения (котельная) по объективным причинам.
Лишь 10.12.2019г. сотрудниками АО «Красногорская теплосеть» совместно с представителем администрации г.о. Красногорск и представителем Ответчика ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» был осуществлен осмотр оборудования.
11.12.2019г. техническая документация на оборудования передана Ответчиком в АО «Красногорская теплосеть».
Ни администрация г.о. Красногорск, ни АО «Красногорская теплосеть», ни единственная легитимная управляющая организация МУП «ФИО2 трест» вопрос ремонта котельной, подписания договора передачи в состав общего имущества МКД котельную и оборудование, подписания договора поставки ресурса не решала.
С ДД.ММ.ГГГГ АО «Красногорская теплосеть» приступила к эксплуатации котельной и обеспечению теплоснабжения домов.
Однако, учитывая, что расчеты за потребляемые котельной ресурсы Теплосеть не производит, а снабжение необходимыми для подготовки тепла и ГВС ресурсами (газом, электричеством, водой) осуществляется Ответчиком, последнее продолжает взимать плату за услугу «отопление и ГВС».
Поскольку, вопрос о снабжении жителей данных домов отоплением и ГВС силами АО «Красногорская теплосеть» в соответствии с действующим законодательством, без участия Ответчика, не решен по существу, во избежание угрозы безопасности людей, отказ Ответчик от поставки необходимых для производства тепла и ГВС ресурсов не представлялся возможным.
В отопительный сезон 2018-2019 г.г. и 2019-2020 г.<адрес> ТСЖ «Эдем» продолжило осуществлять эксплуатацию и содержание указанного имущества, обеспечивая собственников данных домов отоплением и ГВС.
Истцом доказательств, что эксплуатацию и содержание указанного имущества, обеспечивало иное лицо, а собственников данных домов обеспечивал отоплением и ГВС суду не представлено.
Данное обстоятельство также подтверждает АО «Красногорская теплосеть» в письме исх. 03/10-854 от 06.02.2020г. -
«До настоящего времени потребители тепловой энергии ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» не производили в адрес АО «Красногорская теплосеть» оплату за потребленные коммунальные ресурсы, в связи с чем оснований для компенсации нашей организацией понесенных ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» расходов на эксплуатацию и обслуживание данной энергоустановки (в том числе в части затрат на топливо, энергетическую энергию и т.п.) отсутствуют».
«Кроме того, для организации надлежащей эксплуатации описываемого Вами объекта теплоснабжения («котельной20 необходимо осуществление процедур переоформления на АО «Красногорская теплосеть» действующих договорных обязательств по соответствующим договорам поставки и транспортировки природного аза, купли-продажи (поставки) электрической энергии и других энергоресурсов, а также договоров теплоснабжения с конечным потребителем тепловой энергии».
12.03.2020г. администрация г.о. Красногорск отвечая на письменное обращение ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» по вопросу эксплуатации объекта теплоснабжения расположенных по адресу г.о. Красногорск, <адрес>, ЭЖК "ЭДЕМ", сообщает что обратилось в адрес АО «Красногорская теплосеть» с просьбой начать полноценное обслуживание объектов согласно Постановлений администрации городского округа Красногорск № от 06.11.2019г. и № от 22.10.2019г.:
заключить договор на поставку газа с поставщиком;
заключить договор с управляющей организацией МУП «ФИО2 трест» на получение услуги горячего водоснабжения и центрального отопления.
До утверждения статуса котельной пользоваться тарифом, выбранным на общем собрании собственников многоквартирных домов.
27.06.2020г. Ответчик в очередной раз обращался в администрацию г.о. Красногорск по вопросу реализации решений администрации и комиссии по ГО и ЧС в отношении имущества - котельной.
Дополнительно информируя о том, что ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» является некоммерческой организацией, осуществляющей свою хозяйственную деятельность в соответствии со сметой, утвержденной общим собранием членов ТСЖ, и не располагает свободными средствами, которые могли быть направлены на финансирование эксплуатации и капитального ремонта котельной, не являющейся собственностью ТСЖ и общим имуществом собственников помещений в ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», в связи с чем расходы на содержание/обслуживание данного имущества фактически несут и собственники помещений, которые не являются потребителями ресурса, вырабатываемого этой котельной,. е. являются необоснованными.
07.09.2020г. АО «Красногорская теплосеть» обращается в адрес Ответчика с просьбой -
«на основании изложенного просим Вас в рамках действующего законодательства рассмотреть вопрос на общем собрании членов ТСЖ о распределении затрат, связанных с эксплуатацией недвижимого имущества и обеспечении бесперебойного теплоснабжения и горячего теплоснабжения членов ТСЖ, с учетом того, что приобретение ресурсов (газ, электроэнергия, вода и т.п.) будет осуществляться по- прежнему Вашим ТСЖ.
15.09.2020г. Ответчик ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» направило письмо в адрес АО «Красногорская теплосеть» с просьбой подписать акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в сетях газоснабжения крышной котельной МН-120 производительностью 3.5 мВТ по вышеуказанному адресу в срок до 25.09.2020г.
24.09.2020г. ОАО «Красногорская теплосеть» направила ответ в адрес Ответчика ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» - законные основания для согласования (подписания) акта разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности в сетях газоснабжения у АО «Красногорская теплосеть» отсутствуют.
05.11.2020г. ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» в очередной раз обращался в администрацию г.о. Красногорск по вопросу реализации решений администрации и комиссии по ГО и ЧС в отношении имущества - котельной.
Ответчик просит администрацию г.о. Красногорск провести совещание с привлечением вех заинтересованных лиц и разрешить по существу вопросов надлежащей эксплуатации котельного оборудования, теплоснабжения указанных жилых домов в отопительный сезон 2020-2021г., в частности обоснованности приема Ответчиком платеже от жителей за услуги.
17.12.2020г. администрация г.о. Красногорск направило ответ в адрес Ответчика -
«Взаиморасчеты за потребленные котельной ресурсы в рамках правового поля производить не представляется возможным ввиду отсутствия у объекта статуса источника теплоснабжения и невозможности применения, установленного для ОАО «Красногорская теплосеть» тарифа для населения Комитетом по ценам и тарифам ФИО5 <адрес>.
Вопрос о заключении договоров на покупку ресурсов в настоящее время прорабатывается совместно с АО «Красногорская теплосеть».
Довод Истца о том, что статус ТСЖ «Эдем» по отношению к Истцу не установлен, и ФИО3 общего имущества осуществляется МУП «ФИО2 трест» с 01.11.2018г., а Истец обязанности по оплате услуг по содержанию общего имущества котельной и оборудования, предназначенного для обеспечения потребителей в многоквартирном доме коммунальными услугами не обязан, является несостоятельным, поскольку в силу положений ФИО2 законодательства Истец, как собственник жилого помещения, обязан оплачивать оказанные ему услуги лицу, осуществляющему их предоставление, независимо от статуса последнего; иное влекло бы ущемление прав и законных интересов истца и неосновательное обогащение ответчика.
При этом факт оказания ТСЖ «Эдем» услуг по содержанию общего имущества - котельной и оборудования подтвержден совокупностью представленных доказательств; сведений о том, что аналогичные услуги оказывала иная компания, которой Истец оплачивал соответствующие услуги, им не представлено. Также Истцом не представлено доказательств о том, что услуги Ответчиком не оказывались либо оказывались ненадлежащим образом.
Истец в исковом заявлении просит суд признать действия ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», по начислению платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в многоквартирном доме, расположенном по адресу г.о. Красногорск, <адрес>, ЭЖК "ЭДЕМ", квартал XX, <адрес>, в размере 29 рублей с квадратного метра помещения в месяц - незаконными начиная с марта 2019 года.
Вместе с тем, стороной истца не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что эксплуатацию и содержание указанного имущества, а также обеспечение отоплением и ГВС иным лицом.
В связи с изложенным суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в вышеуказанной части.
Разрешая исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истица неосновательного обогащения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из указанной правовой нормы обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трёх условий:
имело место приобретение или сбережение имущества, при этом имеется в виду увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества;
приобретение или сбережение произведено за счёт другого лица - как правило, это означает, что имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать;
отсутствие правовых оснований
приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
Согласно пункту 4 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
По смыслу названных правовых норм истец, требующий взыскания неосновательного обогащения, обязан доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счёт другого лица (истца) и отсутствие правовых оснований для сбережения или приобретения имущества одним лицом за счёт другого.
В то же время ответчиком должны быть представлены доказательства, подтверждающие намерения истца одарить ответчика на оплаченную сумму, предоставление истцом денежных средства приобретателю с целью благотворительности.
Судом установлено, что обслуживание Котельная МКД №, 5 находилась на обслуживании Ответчика в силу трехстороннего соглашения от 24.08.2010г. между администрацией <адрес>, ООО «Эдем-Инвест» и ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ», согласно которому котельная передавалась во временное пользование ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» до момента определения титульного собственника;
ФИО3 02.10.2010г. Решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов № и № (п.п.2,3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и п.п.2,3 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ) крышная котельная по адресу: <адрес>, д. Гаврилково, ЭЖК «Эдем», квартал 15, <адрес>, была передана в ФИО3 ТСЖ «Эдем»;
Производство и поставка ресурса ДД.ММ.ГГГГ Решением ГО и ЧС администрации городского округа Красногорск было определено ТСЖ «Эдем» - обеспечивать бесперебойную подачу теплоносителя в жилые дома (квартал 20 <адрес> 5) бессрочно
Следовательно, оснований для удовлетворения требований о взыскании с ТСЖ «ЭЖК «ЭДЕМ» неосновательное обогащение в размере 59 438 руб. 40 коп. в пользу ФИО4 не имеется, так как Ответчиком приобретение или сбережение основано на законе (иных правовых актах), на сделке, прежде всего договоре, те. происходит основательно.
Разрешая исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда"
под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а
под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из- за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Принимая во внимание, что судом отказано в удовлетворении основных исковых треований, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, поскольку требования о компенсации морального вреда являются производными от основных исковых требований в удовлетворении которых судом отказано.
Разрешая исковые требования в части взыскания штрафа, суд приходит к следующему.
Согласно п.6. ст. 13 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Как указывает Истец, 19.05.2022г. он обратился с претензией о перерасчёте, а именно снять начисления по услугам горячего водоснабжения и отопления, начисленных ответчиком.
В соответствии с Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам.. .» перерасчет (доначисление или уменьшение) платы за коммунальные услуги производится в следующих случаях: пользование жилым помещением временно проживающими потребителями, предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, то есть, в тех случаях, когда на стороне Исполнителя услуг (управляющей организации) возникает неосновательное обогащение.
За указанный период (с 2012 г.) по настоящее время от Истца не поступало заявлений о некачественном оказании услуги «отопление и ГВС», а также иных обращений, которые могли стать основанием для производства перерасчета.
Таким образом, обстоятельства, указанные в исковом заявлении, не соответствуют фактическим, а требования в части производства перерасчета с 2012 г. не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, поскольку расходы на эксплуатацию котельного оборудования с момента передачи имущества с сентября 2020 г. несет АО «Красногорская теплосеть», на основании решения Правления ТСЖ «Эдем» (п.З протокола заседания Правления ТСЖ «Эдем» № от ДД.ММ.ГГГГ) и распоряжения управляющего директора ТСЖ «Эдем» от 24.04.2022г. Товариществом произведен перерасчет в адрес собственников помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах.
Данный перерасчет отражен в платежных документах за июнь 2022 г., сумма к перерасчету по лицевому счету № Истца и составил 4 089, 60 рублей.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца судебного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова Андрея Юрьевича к ТСЖ «Эдем» о признании действий незаконными, взыскании неосновательного обогащения, морального вреда, штрафа – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течении месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2023 года.
Судья Т.И. Шабанова