УИД: 11RS0002-01-2023-000535-68
г. Сыктывкар Дело № 2-1198/2023 г. (33-6979/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Константиновой Н.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Тимофеева Д.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2023 года, по которому:
требования Тимофеева Д.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Коми удовлетворены частично.
Обязано Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми включить Тимофееву Д.В. периоды с 20.11.1995 по 22.11.1995, с 12.08.2003 по 13.08.2003, 07.02.2006, 11.08.2009, 27.02.2010, 24.03.2011 - 08.04.2011, 31.08.2011 - 01.09.2011, 27.12.2011, 18.04.2012 - 28.04.2012, 10.06.2012, 25.07.2012, 22.08.2012 - 24.08.2012, 06.11.2012, 14.06.2013 - 28.06.2013, 01.07.2013 в стаж подземных работ по ведущим профессиям, учитываемым льготно – каждый полный год за 1 год и 3 месяца; периоды с 30.04.1993 по 03.08.1993, 12.08.1993, 24.01.1994 по 19.10.1994 в стаж подземных работ по другим профессиям, учитываемым календарно.
В удовлетворении остальной части требований Тимофееву Д.В. – отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Новоселовой М.М., судебная коллегия
установила:
Тимофеев Д.В. обратился в суд с иском к ОСФР по Республике Коми о включении периодов работы в специальный стаж, назначении ежемесячной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с 01.05.2022 и выплате недополученной суммы доплаты.
В обоснование иска указал, что 10.03.2022 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ, решением ответчика в установлении доплаты отказано ввиду отсутствия требуемого стажа. Ответчик определил стаж продолжительностью 17 лет 06 мес. 10 дней, тогда как стаж подземных работ превышает 25 лет, что дает истцу право на доплату к пенсии. Уточнив требования, просил включить периоды с 20.11.1995 по 22.11.1995, с 12.08.2003 по 21.08.2003, 07.02.2006, 11.08.2009. 27.02.2010, с 24.03.2011 по 08.04.2011, с 31.08.2011 по 01.09.2011, 27.12.2011, с 18.04.2012 по 28.04.2012, 10.06.2012, 25.07.2012, с 22.08.2012 по 24.08.2012, 06.11.2012. с 14.06.2013 по 28.06.2013, 01.07.2013, 16.09.2013. с 28.03.2014 по 30.03.2014 в стаж подземных работ по ведущим профессиям, учитываемым льготно – каждый полный год за 1 год и 1 год и 3 месяца, периоды с 30.04.1993 по 17.08.1993, с 24.10.1994 по 23.11.1994 в стаж подземных работ по другим профессиям, учитываемым календарно, дающий право на назначение пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначить доплату к пенсии с 01.05.2022, выплатить недополученную сумму.
Ответчик, представил письменный отзыв, в котором указал, что была произведена проверка периода работы с 30.04.1993 по 17.08.1993, занятость на подземных работах не менее 80% рабочего времени не подтверждена, в связи с отсутствием журналов спусков в шахту и подъема на поверхность, положения об участке. Период работы учеником проходчика не может быть включен, так как должность не предусмотрена Списком № 481. Ответчик согласен, что при исчислении стажа допущена техническая ошибка, стаж приведен в соответствие и составляет 18 лет 11 месяцев 04 дня.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит истец со ссылкой на неправильное применение норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в названной статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пунктом 1 которого предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
е) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет" (далее - Список № 481).
Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
- каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.
Из материалов дела следует, что Тимофеев Д.В., 1968 года рождения, являясь с 07.07.2013 года получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обратился 10.03.2022 к ответчику о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ.
Решением ответчика от 15.04.2022 в назначении ежемесячной доплаты истцу отказано в связи с отсутствием требуемого для назначения доплаты стажа. Стаж работы в подземных и открытых горных работах составил 18 лет 11 мес. 04 дня (ведущие профессии).
Приходя к выводу о включении в стаж работы, дающий право на назначение доплаты к пенсии периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, прохождения медкомиссии, предварительного обучения технике безопасности и охране труда, выполнения гос. обязанностей, нахождение в командировке с оплатой, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 167, 187, 212 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и исходил из того обстоятельства, что за указанные периоды работодателем уплачивались страховые взносы, за работником сохранялось рабочее место и заработная плата.
Включая в специальный стаж работы период с 30.04.1993 по 03.08.1993, 12.08.1993, с 24.01.1994 по 19.10.1994 суд исходил из того, что в данные периоды истец работал в качестве горнорабочего подземного с полным рабочим днем под землей, что подтверждается справками работодателя, а отсутствие архивных документов о спусках в шахту не может служить основанием для отказа.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований сторонами не оспаривается, в связи, с чем законность и обоснованность решения в указанной части в силу положений ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии иных периодов работы, суд исходил из отсутствия доказательств занятости истца в подземных условиях работы.
Отказывая в удовлетворении требований о назначении доплаты к пенсии, суд указал, что с учетом периодов, включенных ответчиком и судом, необходимый стаж работы составит менее требуемого - 25 лет.
Выражая несогласие с решением суда в части отказа в удовлетворении требований, истец в апелляционной жалобе каких-либо доводов, опровергающих выводы суда, не приводит, а неверное понимание норм права, регулирующих спорные правоотношения, не может быть основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Период работы с 17.02.1993 по 29.04.1993 не подлежит учету в стаж, дающий право на доплату к пенсии, так как истец в указанный период работал в должности электрослесаря поверхности.
Периоды с 04.08.1993 по 11.08.1993, с 13.08.1993 по 17.08.1993, с 12.08.2003 по 21.08.2003, 16.09.2013, с 28.03.2014 по 30.03.2014 не могут быть включены в специальный стаж, дающий право на доплату, поскольку являются отпусками без сохранения заработной платы и периодом без оплаты.
Отказывая в удовлетворении требований о включении периода работы в качестве ученика проходчика с 20.10.1994 по 22.11.1994, суд верно руководствовался п. 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Списком № 481 и исходил из того, что профессия «ученик проходчика» не поименована в Списке № 481.
Оснований для иного вывода не имеется, а доводы жалобы со ссылкой на п. 9 постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 № 29 о том, что профессия «ученик проходчика» является производной от профессии «проходчик» не свидетельствует об ошибочности вывода суда.
По смыслу приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г., а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
При этом порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Доводы жалобы о том, что суд, указав об отсутствии необходимого стажа – 25 лет, не привел итоговое количество специального стажа и не привел порядок его расчета, не влекут отмену судебного акта, поскольку в решении суда содержатся данные о количестве рассчитанного ответчиком стажа работы на момент обращения истца 18 лет 11 месяцев 04 дня, также в решении указаны периоды подлежащие включению в специальный стаж (всего 1 год 1 месяц), соответственно путем простых арифметических действий возможно произвести подсчет стажа, который, как верно указано судом первой инстанции, составит менее 25 лет.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимофеева Д.В. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 августа 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: