дело № 2-202/2021
10RS0013-01-2021-000118-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Карелия кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что от гражданки ФИО4 поступило обращение по вопросу несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, в районе 16 км автомобильной дороги Петрозаводск-Лососинное. В ходе проверки специалистами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» установлено, что место несанкционированного складирования отходов производства и потребления расположено в квартале 107 Лососинского участкового лесничества в километре от конечной остановки маршрута автобуса Петрозаводск-Лососиное, по дороге в сторону Шапшозеро на расстоянии 1 км. По результатам осмотра собственник отходов не установлен. Администрация Прионежского муниципального района указывает на отсутствие полномочий органов местного самоуправления в вопросе ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Истец просит суд с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в границах земельного участка, собственность на который не разграничена на территории с географическими координатами ..., объемом 5.2 куб.м.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБОУ РК Карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского».
В судебном заседании представитель истца Пупышева Т.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворение исковых требований в заявленном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А., действующая на основании доверенности, полагала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, указала на наличие решения Петрозаводского городского суда в отношении рассматриваемой свалки.
Представитель ответчика ГБОУ РК Карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» Варламов Л.П., действующий по доверенности, возражал по заявленным требованиям, пояснил, что несанкционированная свалка образовалась до возникновения у учреждения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» своего представителя в судебное заседание не направило, представлен отзыв об обоснованности заявленных требований.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст.3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Частью 1 ст. 55 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу абзаца 1 ст.4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Положениями ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства можно заключить, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, что свидетельствует о том, что все отходы являются потенциально опасными.
В силу положений ч.6, ч.7 ст. 12 указанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки специалистами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» выявлено, что место несанкционированного складирования отходов производства и потребления расположено в квартале 107 Лососинского участкового лесничества в километре от конечной остановки маршрута автобуса Петрозаводск-Лососиное, по дороге в сторону Шапшозеро на расстоянии 1 км. В материалы дела представлены акты осмотра от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г.
Истец указывает, что несанкционированная свалка располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с географическими координатами, указанными в исковом заявлении ....
Судом в целях определения принадлежности земельного участка, на котором расположена свалка, получена информация от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», о том, что запрашиваемая территория ... относится к земельным участкам с кадастровыми № и №.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым № (единое землепользование): местоположение Республика Карелия, Прионежский район. Земельный участок расположен в кадастровом квартале №, площадь 82113, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание. В единое землепользование входят земельные участки с кадастровыми №, №, №. Правообладатель ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», вид права - постоянное бессрочное пользование, земельный участок находится в собственности Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. удовлетворены исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа в срок до хх.хх.хх г. ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов в виде двух навалов мусора, размещенную в Прионежском районе Республики Карелия на территории земельного участка с кадастровым №
Судом было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым № размещено два навала мусора в виде твердых бытовых отходов и строительных отходов. Поскольку на момент рассмотрения дела земельный участок находился в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, судом была возложена обязанность на администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку. При этом суд отметил, что свалка образовалась задолго до того, как земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», условия договора, а также положения главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возложение на ссудополучателя обязанности по ликвидации свалки.
Таким образом, учитывая, что судом уже были рассмотрены требования в отношении несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым №, решение суда не исполнено, оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки на ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» не имеется.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым №: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, Прионежский район, Прионежское лесничество, Лососинское участковое лесничество, кв.106-107, 115-117…, площадь 5100605 кв.м., категория земель - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - для заготовки древесины, для прочих объектов лесного хозяйства, правообладатель Российская Федерация, вид права- собственность, аренда в пользу ООО ...».
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 26-П установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Как следует из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 2 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены законом - федеральным или субъекта Российской Федерации - отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и с предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. Кроме того, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено п. 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Если же соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления городского округа в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.
В соответствии с ч.1 ст. 19 от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На территории Республики Карелия в соответствии с пп.7 п.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 октября 2017 г. №367-П, осуществление полномочий собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществление на землях лесного фонда охраны и защиты лесов возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Суду не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что обнаруженная свалка находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия и отказе в удовлетворении иска к администрации Прионежского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Карелия кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение составлено 02 июля 2021 года.
10RS0013-01-2021-000118-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 г. г.Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Смолиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Карелия кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
у с т а н о в и л :
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что от гражданки ФИО4 поступило обращение по вопросу несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, в районе 16 км автомобильной дороги Петрозаводск-Лососинное. В ходе проверки специалистами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» установлено, что место несанкционированного складирования отходов производства и потребления расположено в квартале 107 Лососинского участкового лесничества в километре от конечной остановки маршрута автобуса Петрозаводск-Лососиное, по дороге в сторону Шапшозеро на расстоянии 1 км. По результатам осмотра собственник отходов не установлен. Администрация Прионежского муниципального района указывает на отсутствие полномочий органов местного самоуправления в вопросе ликвидации несанкционированных свалок на земельных участках, собственность на которые не разграничена. Истец просит суд с учетом уточнения исковых требований обязать администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную в границах земельного участка, собственность на который не разграничена на территории с географическими координатами ..., объемом 5.2 куб.м.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБОУ РК Карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского».
В судебном заседании представитель истца Пупышева Т.В., действующая на основании доверенности, настаивала на удовлетворение исковых требований в заявленном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Прионежского муниципального района Волкова А.А., действующая на основании доверенности, полагала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, указала на наличие решения Петрозаводского городского суда в отношении рассматриваемой свалки.
Представитель ответчика ГБОУ РК Карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» Варламов Л.П., действующий по доверенности, возражал по заявленным требованиям, пояснил, что несанкционированная свалка образовалась до возникновения у учреждения права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» своего представителя в судебное заседание не направило, представлен отзыв об обоснованности заявленных требований.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст.3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Частью 1 ст. 55 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В силу абзаца 1 ст.4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Положениями ст.22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства можно заключить, что они преследуют своей целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу ст.4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности, что свидетельствует о том, что все отходы являются потенциально опасными.
В силу положений ч.6, ч.7 ст. 12 указанного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки специалистами ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» выявлено, что место несанкционированного складирования отходов производства и потребления расположено в квартале 107 Лососинского участкового лесничества в километре от конечной остановки маршрута автобуса Петрозаводск-Лососиное, по дороге в сторону Шапшозеро на расстоянии 1 км. В материалы дела представлены акты осмотра от хх.хх.хх г. и от хх.хх.хх г.
Истец указывает, что несанкционированная свалка располагается на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с географическими координатами, указанными в исковом заявлении ....
Судом в целях определения принадлежности земельного участка, на котором расположена свалка, получена информация от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», о том, что запрашиваемая территория ... относится к земельным участкам с кадастровыми № и №.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым № (единое землепользование): местоположение Республика Карелия, Прионежский район. Земельный участок расположен в кадастровом квартале №, площадь 82113, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - туристическое обслуживание. В единое землепользование входят земельные участки с кадастровыми №, №, №. Правообладатель ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», вид права - постоянное бессрочное пользование, земельный участок находится в собственности Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. удовлетворены исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, суд обязал администрацию Петрозаводского городского округа в срок до хх.хх.хх г. ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и строительных отходов в виде двух навалов мусора, размещенную в Прионежском районе Республики Карелия на территории земельного участка с кадастровым №
Судом было установлено, что на территории земельного участка с кадастровым № размещено два навала мусора в виде твердых бытовых отходов и строительных отходов. Поскольку на момент рассмотрения дела земельный участок находился в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа, судом была возложена обязанность на администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку. При этом суд отметил, что свалка образовалась задолго до того, как земельный участок был передан в постоянное бессрочное пользование ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского», условия договора, а также положения главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возложение на ссудополучателя обязанности по ликвидации свалки.
Таким образом, учитывая, что судом уже были рассмотрены требования в отношении несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым №, решение суда не исполнено, оснований для возложения обязанности по ликвидации свалки на ГБОУ Республики Карелия карельская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» не имеется.
Сведения Единого государственного реестра недвижимости содержат информацию о земельном участке с кадастровым №: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Карелия, Прионежский район, Прионежское лесничество, Лососинское участковое лесничество, кв.106-107, 115-117…, площадь 5100605 кв.м., категория земель - земли лесного фонда, виды разрешенного использования - для заготовки древесины, для прочих объектов лесного хозяйства, правообладатель Российская Федерация, вид права- собственность, аренда в пользу ООО ...».
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 26-П установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
Что касается полномочий органов местного самоуправления в области лесных отношений, то, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, они сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Как следует из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частью 2 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления могут быть наделены законом - федеральным или субъекта Российской Федерации - отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73) и с предоставлением необходимых для реализации этих полномочий материально-финансовых средств. Кроме того, полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть переданы органам местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено п. 7 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Если же соответствующие государственные полномочия органам местного самоуправления городского округа в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования.
В соответствии с ч.1 ст. 19 от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
На территории Республики Карелия в соответствии с пп.7 п.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 23 октября 2017 г. №367-П, осуществление полномочий собственника лесных участков, находящихся в собственности Республики Карелия, в пределах, установленных законодательством, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществление на землях лесного фонда охраны и защиты лесов возложено на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Суду не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что обнаруженная свалка находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований о ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на землях лесного фонда к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия и отказе в удовлетворении иска к администрации Прионежского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации Прионежского муниципального района, государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Карелия кадетская школа-интернат «Карельский кадетский корпус имени Александра Невского» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Панасенко
Мотивированное решение составлено 02 июля 2021 года.