66RS0045-01-2022-000911-23
Решения принято в окончательной форме 03.06.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.05.2022 г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего Двоеглазова И.А., при секретаре Березиной Ю.С., с участием истца Горбачевой Т.А., её представителя Нечаевой И.В., представителя ответчика Фроловой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Горбачева Т.А. к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании премии и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Горбачева Т.А. обратилась в суд с иском к ОМВД России по г. Полевскому об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания № 51 от 28.01.2022, взыскании премии в размере 7 676 рублей 25 копеек и компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. Истец мотивирует требования тем, что она осуществляет службу в ОМВД России по г. Полевскому с 10.03.2008, а в должности старшего инспектора группы по осуществлению административного надзора ОУУП и ПДН с 01.04.2018 по настоящее время. Приказом ОМВД России по г. Полевскому № от . . . на неё наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за совершение коррупционного правонарушения – пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от . . . N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от . . . N 342-ФЗ), выразившееся в предоставлении неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2020 г. (далее – сведения о доходах) на себя. Этим же приказом она лишена премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за один месяц со дня наложения взыскания. Истец не согласна с данным приказом, считает его незаконным, так как о том, что она в 2019 г. получила травму при исполнении служебных обязанностей, сотрудники ОМВД России по г. Полевскому знали. Кроме того, работодателем готовились и направлялись в страховую организацию документы на получение страховой выплаты. Сдавая в 2021 г. справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., ею были взяты за основу справка 2-НДФЛ за 2020 г. и справка для госслужащих ПАО Сбербанк России. В конце ноября 2021 г. она была уведомлена о проведении проверки по факту предоставления недостоверных сведений о доходах. 21.01.2022 она получила уведомление об окончании проверки и наличии в её действиях нарушения требований к служебному поведению, которое выразилось в непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В ознакомлении с заключением ей было отказано. Объяснение с неё также истребовано не было. . . . состоялось заседание аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, где она объяснила, что причиной отсутствия в справке сведений о полученном доходе в виде страховой выплаты послужило её мнение о том, что указанный доход должен быть отражен в справке 2-НДФЛ, она не считала, что страховая выплата является дополнительным доходом. Справка о доходах не была проверена сотрудниками ГРЛС, умысла на скрытие сведений не имелось.
В судебном заседании истец Горбачева Т.А. и её представитель Нечаева И.В. исковые требования и доводы искового заявления поддержали, суду пояснили, что порядок наложения на истца дисциплинарного взыскания был нарушен, не соответствует требованиям стать 51.1 Федеральный закон от . . . N 342-ФЗ, Указа Президента РФ от . . . N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее – Положение), так как не учтен характер нарушения, наказание чрезмерно суровое, так как она заблуждалась относительно порядка заполнения справки, а также времени получения дохода. Умысла на предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах у неё не было. С неё не запрошено объяснение, она не была ознакомлена с заключением проверки. Сведения о получении истцом травмы имелись у кадровой службы, они же знали о сборе документов в страховую организацию, следовательно, могли указать об ошибки в справке. Также не учтено, что истец не имела действовавших дисциплинарных взысканий, в связи с чем поступок Горбачевой Т.А. может быть отнесен к малозначительным.
Представитель ответчика Фролова К.О. исковые требования не признала, суду пояснила, что порядок привлечения Горбачевой Т.А. к дисциплинарной ответственности соблюден, 24.11.2021 Горбачева Т.А. была уведомлена о назначении в отношении неё проверки, ей разъяснен пункт «б» статьи 22 Положения. В ходе проведения проверки установлено, что Горбачева Т.А. не указала в справке о доходах доход в виде страхового возмещения от ООО СК «ВТБ Страхование» в размере 68 811 рублей 29 копеек. Сотрудники кадровой службы не обязаны проверять справку о доходах, сотрудник несет персональную ответственность за поданные им данные. Дисциплинарное взыскание, наложенное на истца оспариваемым приказом, соразмерно допущенному нарушению, оснований для признания его незаконным и подлежащим отмене не имеется.
Заслушав истца, её представителя, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от . . . N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 342-ФЗ) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Как указано в части 1 статьи 50 Федерального закона N 342-ФЗ на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
В силу части 3 статьи 50 Федерального закона N 342-ФЗ за каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 12 Федерального закона N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел обязан представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 342-ФЗ служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 2 этой же статьи).
В силу части 1 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.
Аналогичное положение предусмотрено частью 8 статьи 51 Федерального закона N 342-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 342-ФЗ дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 342-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.
Как следует из подпункта «а.1» пункта 10 Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации», утвержденного указом Президента РФ от . . . N 1066 (далее – Положение), основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
Согласно подпункту "а" пункта 13 Положения кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку самостоятельно.
Из пункта 14 Положения следует, что кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения.
В силу пункта 15 Положения при осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 13 настоящего Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе:
а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим;
б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
г) направлять в установленном порядке, в том числе с использованием государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - система "Посейдон"), запрос (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-розыскной деятельности или ее результатов) в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных государственных органов, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения (далее - государственные органы и организации) об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению;
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
е) осуществлять (в том числе с использованием системы "Посейдон") анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
Как указано пункте 22 Положения руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает:
а) уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта "б" настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения;
б) проведение в случае обращения государственного служащего беседы с ним, в ходе которой он должен быть проинформирован о том, какие сведения, представляемые им в соответствии с настоящим Положением, и соблюдение каких требований к служебному поведению подлежат проверке, - в течение семи рабочих дней со дня обращения государственного служащего, а при наличии уважительной причины - в срок, согласованный с государственным служащим.
Из пункта 23 Положения следует, что по окончании проверки соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В силу пункта 24 Положения государственный служащий вправе:
а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;
б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;
в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте "б" пункта 22 настоящего Положения.
В силу пункта 27 Положения руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.
Из пункта 28 Положения следует, что по результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из указанных в данном пункте предложений, в том числе о применении к государственному служащему мер юридической ответственности или о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Как указано в пункте 31 Положения должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений, в том числе применить к государственному служащему меры юридической ответственности или представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Согласно статье 50.1 Федерального закона N 342-ФЗ за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от . . . N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Статьей 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ предусмотрен специальный порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения.
Как указано в части 2 этой статьи взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.
В силу части 3 статьи 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Как указано в части 4 статьи 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.
Из содержания части 5 статьи 5.1 Федерального закона N 342-ФЗ следует, что взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается сторонами, что Горбачева Т.А. проходит службу в ОМВД России по г. Полевскому в должности инспектора группы по осуществлению административного надзора отдела УУП и ПДН ОМВД России по г. Полевскому.
Приказом начальника ОМВД России по г. Полевскому от 28.01.2022 № 51 на Горбачеву Т.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора за нарушение требований пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона N 342-ФЗ, выразившееся в предоставлении неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера за отчетный период 2020 г. на себя. Также она лишена премии за добросовестное исполнение служебных обязанностей за один месяц со дня наложения дисциплинарного взыскания.
Проведение проверки по данному факту было инициировано на основании рапорта руководителя ГРЛС ОМВД России по г. Полевскому Кислых Н.М. от 24.11.201 (л.д. 43), из которого следует, что в ходе сверки достоверности и полноты сведений, предоставляемых федеральными государственными служащими, выявлено, что инспектором группы по осуществлению административного надзора отдела УУП и ПДН ОМВД России по г. Полевскому Горбачевой Т.А. при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя при заполнении раздела 1 (сведения о доходах) не указан доход, полученный от наступления страхового случая при исполнении служебных обязанностей (травма). На рапорте содержится резолюция «провести проверку».
24.11.2021 руководителем ГРЛС ОМВД России по г. Полевскому Кислых Н.М. Горбачева Т.А. была уведомлена о проведении проверки достоверности и полноты предоставленных ею сведений о доходах, расхода, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2020 г., что подтверждается её подписью в уведомлении (л.д. 47).
В рамках проверки был направлен запрос в ООО СК «ВТБ Страхование» о предоставлении сведений о полученной Горбачевой Т.А. страховой выплаты в 2020 г. (л.д. 48).
ООО СК «ВТБ Страхование» предоставило сведения о том, что Горбачева Т.А. получила страховую выплату в размере 68 811 рублей 29 копеек 26.03.2020 платежным поручением № 41176 (л.д. 50) по страховому случаю от 03.10.2019 (л.д. 49).
Заключением руководителя ГРЛС ОМВД России по г. Полевскому Кислых Н.М. от 21.01.2022 установлено, что при проведении сверки с журналом регистрации, выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел 10.03.2020 в «ВТБ Страхование» были переданы документы на выплату страховой суммы Горбачевой Т.А. Доход от получения страховой выплаты не указаны Горбачевой Т.А. в справке о доходах при заполнении раздела 1 (сведения о доходах). В ходе проверки данные факты были подтверждены ответом ООО «СК ВТБ «Страхование». Сама Горбачева Т.А. не оспорила данный факт в ходе беседы 25.11.2021. Установив данные обстоятельства, а также личные и деловые качества Горбачевой Т.А., руководитель ГРЛС ОМВД России по г. Полевскому Кислых Н.М. принял решение о рассмотрении заключения на Аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов ОМВД России по г. Полевскому.
Об окончании проверки Горбачева Т.А. была 21.01.2022 уведомлена (л.д. 40), как и о заседании 28.01.2022 Аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов ОМВД России по г. Полевскому 25.01.2022 (л.д. 41)
28.01.2022 состоялось заседание Аттестационной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов ОМВД России по г. Полевскому, что следует из протокола № 1 (л.д. 31-39). На заседании Горбачева Т.А. пояснила, что она считала, что страховую выплату указала в справке 2019 г. и указанная страховая выплата была указана в справке 2-НДФЛ, умысла на укрытие денежных средств у неё не было, она не знала, что страховая выплата является дополнительным доходом. По итогам заседания комиссия решила рекомендовать начальнику ОМВД России по г. Полевскому применить к Горбачевой Т.А. меру дисциплинарного взыскания в виде «строгого выговора», за что проголосовали 8 членов комиссии, против 2 члена комиссии (л.д. 31-39).
Оценивая процедуру и основания привлечения истца к дисциплинарной ответственности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 стати 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ взыскания за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
В данном случае специальный порядок привлечения Горбачевой Т.А. к ответственности за несоблюдение требований Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статей 8 которого на государственного служащего возложена обязанность по предоставлению сведений о доходах, соблюден. Горбачева Т.А. привлечена к дисциплинарной ответственности на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При привлечении за данное нарушение к ответственности статья 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ не требует в обязательном порядке получение письменных объяснений, так как эти объяснения могли быть поданы сотрудником в период проверки достоверности сведений о доходах, о чем прямо указано в пункте 24 Положения. При этом Положение также не содержит обязанности работодателя затребовать объяснение. Горбачева Т.А. была уведомлена о начале проверки, однако, не представила объяснение, что является её правом. Кроме того, сама Горбачева Т.А. в ходе судебного заседания пояснила, что от неё потребовали пояснения по данному факту при уведомлении о начале проверки, однако, она данное объяснение не представила.
Отсутствие письменного объяснения работника по допущенному коррупционному нарушению не влечет незаконность привлечения к дисциплинарной ответственности.
Письменное объяснение сотрудника органов внутренних дел необходимо только в случае привлечения к ответственности на основании доклада кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, при условии согласия сотрудника органов внутренних дел, признания им факта совершения коррупционного правонарушения. Поскольку в данном случае Горбачева Т.А. привлечена к ответственности не на основании доклада кадрового подразделения, а на основании рекомендации аттестационной комиссии, объяснение в обязательном порядке не требовалось. Кроме того, на заседании комиссии Горбачевой Т.А. была предоставлена возможность объяснить причину нарушения.
Срок привлечения Горбачевой Т.А. к дисциплинарной ответственности, установленной частью 5 статьи 51.1 Федерального закона N 342-ФЗ, не нарушен.
Подлежат отклонению и доводы истца о том, что она не была ознакомлена с результатами проверки.
Пункт 23 Положения обязывает кадровую службу ознакомить государственного служащего с результатами проверки, а не с материалами проверки. Форма ознакомления с результатами проверки не установлена. В уведомлении от 21.01.2022 указаны результаты проверки, а именно указано на установленный факт несоблюдения требований к служебному поведению. При этом из уведомления от 24.11.2021 Горбачева Т.А. точно знала о том, по какому поводу проводится проверка, а также из устной беседы с работником кадровой службы при получении уведомления. Таким образом, с результатами проверки Горбачева Т.А. была ознакомлена.
Что касается доводов истца и её представителя о несоответствии допущенного нарушения назначенному наказанию, суд с данными доводами не соглашается.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, определения от 21 декабря 2004 года N 460-П, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О и от 21 ноября 2013 года N 1865-О).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25 сентября 2014 года N 1858-О указал, что процедурами, указанными в Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 обеспечивается обоснованность соответствующих решений коллегиального органа (комиссий), носящих рекомендательный характер, и окончательного решения представителя нанимателя, принимающего его на основе всесторонней оценки полученных документов, сведений и мнений.
Таким образом, определение соразмерности применяемого взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении взыскания.
Руководителем ОМВД России по г. Полевскому по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах принято решение о наличии в действиях Горбачевой Т.А. факта представления неполных сведений о своих доходах и наличии по этой причине оснований для привлечения её к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора. Тем самым в рамках компетенции руководителя определена соразмерность применяемого к сотруднику органов внутренних дел взыскания с учетом тяжести совершенного им проступка. При этом, следует, учесть, что за совершение коррупционного проступка допустимо применение такого дисциплинарного взыскания как увольнение. В связи с этим применение такого дисциплинарного взыскания как строгий выговор является допустимым и обоснованным. При этом пункт 1 части 2 статьи 49 Федерального закона N 342-ФЗ относит к грубым нарушениям служебной дисциплины несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе законодательства о противодействии коррупции.
При таких обстоятельствах признать малозначительным не полное предоставление сведений о доходах на сумму 68 811 рублей 29 копеек невозможно. В данном случае наказание соразмерно совершенному проступку.
Приведенные выше суждения опровергают и доводы истца, её представителя в совокупности с показаниями свидетеля о предвзятом отношении руководства ОМВД России по г. Полевскому к истцу. Суд полагает, что какой-либо дискриминации со стороны руководства ответчика допущено не было, дисциплинарное взыскание соответствует характеру и тяжести допущенного нарушения.
Как указано в пункте 35 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.03.2021 N 181 на основании приказа руководителя премия за один месяц не выплачивается сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: "строгий выговор", "предупреждение о неполном служебном соответствии", "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел".
На основании данного пункта Горбачевой Т.А. не была выплачена премия один месяц в феврале 2022 г. Данный факт ответчиком также признается.
Учитывая, что суд пришел к выводу об обоснованности применения к Горбачевой Т.А. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора за неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, к ней обоснованно были применены положения пункта 35 приведенного Порядка и она лишена премии за один месяц.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требовании Горбачевой Татьяны Анатольевны к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Полевскому об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании премии и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения принята в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий И.А. Двоеглазов