Решение по делу № 2-1420/2014 от 30.06.2014

Дело №2-1420/2014 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2014 года г. Шуя

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе:

председательствующего судьи Козловой Л.В.,

при секретаре Вахтиной О.Н.,

с участием

представителя ответчика УПФ РФ в г.о.Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области Молевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Котовой Татьяны Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе,

У С Т А Н О В И Л:

Котова Татьяна Николаевна обратилась в Шуйский городской суд Ивановской области с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе. Заявленные требования мотивированы тем, что 16 августа 2013 года она обратилась в УПФ в г.о.Шуя и Шуйском муниципальном районе с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с наличием к нее 25-летнего стажа медицинского работника, осуществляющего лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, предусмотренного п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». 28 июня 2013 года ей было отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет, а именно, в специальный стаж не засчитали периоды работы:

- с 01.06.1987 года по 31.07.1991 года – в качестве медсестры совхоза «Васильевский»;

- с 01.08.1991 г. по 15.05.1992 г. – в качестве медсестры малого предприятия «Контакт»;

- с 16.05.1992 года по 25.08.1996 года – в качестве медсестры и сестры-массажистки ОПХ «Васильевский»;

- с 26.03.1988 г. по 21.05.1988 г. и с 22.05.1988 г. по 16.07.1988 г. – периоды отпуска по беременности и родам; и с 17.07.1988 г. по 22.05.1989 г. и с 23.05.1989 г. по 22.11.1989 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет;

- с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 года – в качестве медсестры ОГОУ для детей сирот «Васильевского детского дома»;

- с 01.01.2006 года по 31.03.2006 г. – в должности медсестры на 0,5 ставки Васильевского филиала Шуйской ЦРБ;

- с 05.04.1993 г. по 04.06.1993 г. и с 29.05.2008 г. по 16.06.2008 г. – курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы.

С данным отказом истец категорически не согласна, считает, что периоды: с 01.06.1987 года по 31.07.1991 года – в качестве медсестры совхоза «Васильевский»; с 01.08.1991 г. по 15.05.1992 г. – в качестве медсестры малого предприятия «Контакт»; с 16.05.1992 года по 25.08.1996 года – в качестве медсестры и сестры-массажистки ОПХ «Васильевский»; с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 года – в качестве медсестры ОГОУ для детей сирот «Васильевского детского дома»; с 01.01.2006 года по 31.03.2006 г. – в должности медсестры на 0,5 ставки Васильевского филиала Шуйской ЦРБ, должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, так как согласно должностным инструкциям она выполняла те же трудовые функции, что и медсестра учреждения здравоохранения.

Период с 26.03.1988 г. по 21.05.1988 г. и с 22.05.1988 г. по 16.07.1988 г. – периоды отпуска по беременности и родам; и с 17.07.1988 г. по 22.05.1989 г. и с 23.05.1989 г. по 22.11.1989 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, также должны быть включены в льготном исчислении 1 год работы как за 1 год 3 месяца, так как согласно п.21 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №5 «О порядке применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (утвержденных постановлением Минтруда РФ от 22. 05.1996 г. №29) в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений1 и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Лишь с принятием Закона РФ №3543-1 от 25.09.1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РСФСР).

Периоды с 05.04.1993 г. по 04.06.1993 г. и с 29.05.2008 г. по 16.06.2008 г. – курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы должны быть включены в льготный стаж, так как она была направлена на них по основному месту работы с сохранением средней заработной платы. Закрепленная законодателем норма в ст.54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» №5487-1 от 22.07.1993 г. предусматривает, что одним из обязательных условий для занятия медицинской деятельностью в Российской Федерации, является наличие у лица сертификата специалиста, выданного на основании послевузовского специального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). Сертификат специалиста выдается сроком на пять лет, следовательно каждые пять лет медицинские работники вынуждены проходить обучение, либо расторгать трудовой договор.

В судебное заседание заявитель Котова Т.Н. и ее представитель Кузьмина Т.В., действующая на основании доверенности от 31.03.2014 года не явились, просили дело рассмотреть без их участия. Ранее в ходе судебных заседаний заявленные требования полностью поддержали по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Просили требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель УПФ РФ (ГУ) в г.о.Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области Молева А.М., действующая на основании доверенности от 13.01.2014 г. №09-18/2, заявленные требования не признала, суду показала, что в специальный стаж истца не были включены оспариваемые в исковом заявлении следующие периоды: с 01.06.1987 года по 31.07.1991 года – в качестве медсестры совхоза «Васильевский»; с 01.08.1991 г. по 15.05.1992 г. – в качестве медсестры малого предприятия «Контакт»; с 16.05.1992 года по 25.08.1996 года – в качестве медсестры и сестры-массажистки ОПХ «Васильевский», так как Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлениями Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года и Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года, такие учреждения как совхоз «Васильевский», малое предприятие «Контакт», ОПХ «Васильевское» не предусмотрены и не являются учреждениями здравоохранения, не включены в соответствующую номенклатуру учреждений здравоохранения.

Периоды с 26.03.1988 г. по 21.05.1988 г. и с 22.05.1988 г. по 16.07.1988 г., рассматриваемые как периоды отпуска по беременности и родам и согласно уточняющей справки №6 от 28.03.2011 г. период с 17.07.1988 г. по 22.05.1989 г. и с 23.05.1989 г. по 22.11.1989 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, не могут быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца, поскольку они не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. При этом не осуществляется лечебная или иная деятельность по охране здоровья населения, то есть отсутствует факт работы в сельской местности.

Период с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 года – в качестве медсестры ОГОУ для детей сирот, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом» (ОКГОУ), не может быть включен в специальный стаж истца, так как Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 г. и Правительства РФ №781 от 29.10.2002 г., такое учреждение, как «Васильевский детский дом» не предусмотрено. Указанное учреждение не является учреждением здравоохранения и не включено в соответствующую номенклатуру учреждений. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Период работы с 01.01.2006 года по 31.03.2006 г. – в должности медсестры на 0,5 ставки Васильевского филиала Шуйской ЦРБ, не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы в должностях в учреждениях указанных в списке начиная с 01.11.1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Периоды с 05.04.1993 г. по 04.06.1993 г. и с 29.05.2008 г. по 16.06.2008 г. – курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, также не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку на основании пункта 5 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных Постановлением правительства РФ №516 от 11.07.2002 г., в специальный стаж засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Данный перечень построен по принципу исчерпывающего перечня периодов, включаемых в специальный стаж, и расширительному толкованию не подлежит.

Также управление возражает против исковых требований о взыскании судебных издержек, считая их завышенными, не соответствующими критериям разумности и справедливости.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Котовой Т.Н. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с действующим на время рассмотрения дела в суде подп. 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ).

В выслугу лет, дающую право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со Списком профессий, должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

В настоящее время (с 14.11.2002 г.) действуют Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденные Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Названные выше списки предусматривают такое наименование должности как «медицинская сестра», однако, ни указанные списки, ни правила не упоминают о возможности включения в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в совхозе, малом предприятии, опытно-производственном хозяйстве. Более того, закон указывает на необходимость осуществления медицинским работником, претендующим на досрочную пенсию, работы исключительно в учреждениях здравоохранения.

Согласно разъяснениям п.п.16,17 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 ФЗ РФ №173-ФЗ), период работы, подлежащий по мнению гражданина зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом, установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь ввиду, что в силу п.п.19 и 20 п.1 ст.27 ФЗ РФ №173-ФЗ право на досрочное назначении е пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В силу п.2 ст.120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием. Ри. этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. С позиции Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Таким образом, для оценки пенсионных прав «форма собственности» не является юридически значимым обстоятельством, а «организационно-правовая форма» юридического лица имеет определяющее значение.

В ходе судебного заседания установлено, что Котовой Т.Н. протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в г.о.Шуя и Шуйском муниципальном районе от 21.11.2013 г. №434 в установлении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы 30 лет, при наличии 12 лет 04 месяцев 01 дня было отказано. В специальный стаж истца не были включены периоды работы:

- с 01.06.1987 года по 31.07.1991 года – в качестве медсестры совхоза «Васильевский»;

- с 01.08.1991 г. по 15.05.1992 г. – в качестве медсестры малого предприятия «Контакт»;

- с 16.05.1992 года по 25.08.1996 года – в качестве медсестры и сестры-массажистки ОПХ «Васильевский».

Согласно справке на основании Приказа Министерства сельского хозяйства РСФСР №34 от 19.01.1960 г. был организован совхоз «Васильевский» на базе семи колхозов. На основании постановления Совета Министров РСФСР от 08.09.1960 г.№5704 совхоз «Васильевский» переименован в учхоз «Васильевское». Приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 21.04.1965 г. №93 учхоз переименован в совхоз «Васильевский». В соответствии с приказом №45 – ПК от 18.09.1991 г. Российской академии сельскохозяйственных наук элитно-семеноводческие совхозы научно-производственного объединения по картофелеводству преобразованы в опытно-производственные хозяйства указанного объединения, в том числе совхоз «Васильевский». Постановлением главы администрации Шуйского района Ивановской области ОПХ «Васильевское» перерегистрировано в ГУП ОПХ «Васильевское» №316 от 23.09.1999 г. В соответствии с постановлением президиума Российской академии сельскохозяйственных наук Государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство «Васильевское» переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Васильевское» Российской академии сельскохозяйственных наук протокол №14 от 28.12.2009 г.).

Согласно Уставу ОПХ «Васильевское», утвержденного директором 24.12.1991 г. основной задачей деятельности предприятия является производство сельскохозяйственной продукции. В данном Уставе ничего не говорится о том, что предприятие оказывало медицинскую помощь. Согласно справке директора ФГУП «Васильевское» от 24.07.2014 г. №71 в совхозе «Васильевский», малом предприятии «Контакт» и в ОПХ «Васильевское» был отдельный медицинский пункт для осуществления лечебной деятельности и в соответствии с должностной инструкцией работа в указанном медицинском пункте не отличалась от работы в органах здравоохранения.

Однако в ходе судебного заседания было установлено, в спорный период истец работала в совхозе «Васильевский», малом предприятии «Контакт» и в ОПХ «Васильевское», которые по своей организационно правовой форме не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях. В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что у истицы не возникло право на включение данного периода работы в специальный стаж.

Довод истца о том, что должностные обязанности медицинской сестры в совхозе «Васильевский», малом предприятии «Контакт» и в ОПХ «Васильевское» тождественны должностным обязанностям медицинской сестры в любом другом учреждении здравоохранении, суд признает несостоятельными, поскольку работа медицинской сестры по сложности, по характеру, условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности и работы в том или ином учреждении здравоохранения.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.03.2004 г. №81-О, закрепляя в ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода) при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в различных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Аналогичная позиция изложена и в определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2005 года №84-О. В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, занимающихся деятельностью по охране здоровья населения льготных условий для назначения трудовой пенсии по старости направлено главным образом на защиту от риска утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В связи с этим право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов. Поэтому законодатель выделил в особую категорию лиц, чья трудовая деятельность по охране здоровья населения проходила в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки.

Таким образом, оснований для включения указанных выше спорных периодов работы истца не имеется. По тем же основаниям не имеется оснований для включения периодов с 26.03.1988 г. по 21.05.1988 г. и с 22.05.1988 г. по 16.07.1988 г. – отпуска по беременности и родам; и с 17.07.1988 г. по 22.05.1989 г. и с 23.05.1989 г. по 22.11.1989 г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет в льготном исчислении в специальный стаж истца.

В специальный стаж истца Котовой Т.Н. не был включен период с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 года работы в качестве медсестры ОГОУ для детей сирот «Васильевского детского дома», так как Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года такое учреждение как «Васильевский детский дом» не предусмотрено, не является учреждением здравоохранения.

Указанный довод ответчика является необоснованным по следующим основаниям.

С 06.11.2002 года вступил в действие Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, который предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи и средний медицинский персонал, детский дом данным Списком не поименован.

Судом установлено, что Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Васильевский детский дом» является учреждением с круглосуточным пребыванием воспитанников (п.4.10 Устава).

Из Устава Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 31.10.2011 г., следует, что основными целями Казенного учреждения являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников охрана прав и интересов воспитанников. Для достижения указанных целей, учреждение осуществляет также и медицинскую деятельность (п.2.2.2 Устава).

Согласно штатному расписанию Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом», в указанном учреждении имеется должность врача, фельдшера, медсестры. Из справки Администрации ОГКОУ Васильевского детского дома от 15.08.2014 г. следует, что в учреждении имеется смотровой кабинет, процедурный кабинет и изолятор. Медицинский блок укомплектован мебелью, медицинское оборудование представлено в достаточном количестве, медицинский блок прошел лицензирование. Согласно справке от 21.08.2014 г. в спорный период с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 г. лицензии на медицинскую деятельность у учреждения не было, медицинский кабинет не подчинялся ЦРБ, однако отчеты о работе медицинского кабинета сдавались главному врачу по детству Шуйской ЦРБ Частухину С.Е.

Согласно лицензии от 23.08.2013 г. №ЛО-37-01-000737 она выдана Областному бюджетному учреждению здравоохранения «Шуйская центральная районная больница» на право осуществления медицинской деятельности по адресу х (место нахождения Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом»).

В должностные обязанности медицинской сестры Областного государственного казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом» входит: организация работы по гигиеническому воспитанию детей, проведение ежедневного осмотра персонала, организация профилактических осмотров, ведение установленной учетно-отчетной документации, организация и участие в проведении прививок, дезинфекционные мероприятия, профилактика травматизма, оказывание доврачебной помощи, применение по назначению врача консервативных методов лечения больных, проведение определенных лечебных процедур и т.д.

Таким образом, по совокупности указанных документов усматривается, что на протяжении времен с 01.04.2006 года по 15.08.2013 г. истец занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья. Суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение факт того, что истец Котова Т.Н. в спорный период с 01.04.2006 г. по 15.08.2013 г. выполняла обязанности медицинской сестры в учреждении, то есть осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.

В специальный стаж истца Котовой Т.Н. не был включен период с 01.01.2006 года по 31.03.2006 г. работы в должности медсестры на 0,5 ставки Васильевского филиала Шуйской ЦРБ. Указанный период работы не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды работы в должностях в учреждениях указанных в списке начиная с 01.11.1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Период с 05.04.1993 г. по 04.06.1993 г. и с 29.05.2008 г. по 16.06.2008 г. – курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы не были включены в специальный стаж истца, так как в данные периоды должна засчитываться работа, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.

Этот вывод комиссии является необоснованным в части не включения периода с 29.05.2008 года по 16.06.2008 года, так как прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст.ст.167, 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

Как усматривается из трудовой книжки истца, справки, уточняющей право на досрочное назначение трудовой пенсии медицинским работникам в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истец в спорные периоды выполняла функции: медсестры ОГОУ для детей сирот, оставшихся без попечения родителей «Васильевский детский дом» (ОКГОУ). На указанный период курсов повышения квалификации истец направлялась с сохранением средней заработной платы на основании приказа работодателя.

Период с 05.04.1993 г. по 04.06.1993 г. – курсы повышения квалификации приходится на время работы истца в качестве медицинской сестры и медицинской сестры-массажиста ОПХ «Васильевское», который не был включен в специальный стаж по основаниям, изложенным выше. Следовательно данный период курсов повышения квалификации также не подлежит включению в специальный стаж по тем же основаниям.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, поэтому указанный период нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпунктом 4 которых предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени). При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Поскольку в период нахождения на курсах повышения квалификации с истицей трудовой договор не расторгался, ей выплачивалась заработная плата, из которой работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд приходит к выводу, что спорный период следует зачесть в льготный стаж.

Однако, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истицы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, на дату ее обращения к ответчику (16 августа 2013 года) истица не имела необходимый для назначения льготной пенсии стаж.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Котовой Татьяны Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе Ивановской области об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФР в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Шуе и Шуйском муниципальном районе включить в специальный стаж Котовой Татьяны Николаевны периоды работы в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца: 01.04.2006 года по 15.08.2013 года в качестве медсестры ОГОУ для детей-сирот «Васильевского детского дома, с 29.05.2008 г. по 16.06.2008 г. – курсы повышения квалификации.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.В. Козлова.

В окончательной форме решение суда изготовлено 30 сентября 2014 г.

Председательствующий: Л.В. Козлова.

2-1420/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Котова Т.Н.
Ответчики
УПФ РФ в. г.о. Шуя и ШМР
Другие
Кузьмина Т.В.
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Дело на сайте суда
shuisky.iwn.sudrf.ru
30.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2014Передача материалов судье
02.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.07.2014Предварительное судебное заседание
29.07.2014Предварительное судебное заседание
13.08.2014Предварительное судебное заседание
19.08.2014Предварительное судебное заседание
25.08.2014Предварительное судебное заседание
25.09.2014Судебное заседание
30.09.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее