<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2013 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Комлева К.В.,
при секретаре судебного заседания Головченко А.А.,
с участием представителя заявителя Фещенко А.О. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Посохова Р. В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», связанных со снятием с учета нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства,
установил:
Решением начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» (далее начальник 3 отдела РУЖО) № 08-44/40 от 28 октября 2013 года Посохов снят с учета военнослужащих нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Заявитель просит военный суд:
- признать незаконными указанные выше действия начальника 3 отдела РУЖО;
- обязать начальника 3 отдела РУЖО поставить (восстановить) его на учет военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства в городе Санкт - Петербург составом семьи 2 человека.
Обосновывая свои требования, Посохов в заявлении, а его представитель в суде указали, что приведенным выше решением должностного лица нарушается его право на получение жилого помещения в избранном месте жительства, предусмотренное законом, в связи с предстоящим увольнением с военной службы.
Руководитель 3-го отдела РУЖО МО РФ, надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени проведения судебного заседания в суд не прибыл, своего представителя в суд не направил каких - либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, что в соответствии со ст. 257 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения заявления.
Возражая против удовлетворения требований заявителя, начальник 3 отдела РУЖО в заявлении указал, что Посохов снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения, так как у его супруги имеются в собственности жилые помещения в городе Петропавловск - Камчатском.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их допустимость, относимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Так, из выписки из послужного списка военнослужащего, справки УМТО войсковой части № от 1 марта 2012 года № 186, исследованных в суде, усматривается, что Посохов проходит действительную военную службу и подлежит увольнению с военной службы в связи с организационно – штатными мероприятиями, при этом его календарная выслуга составляет более 28 лет.
Как явствует из копии уведомления начальника 3 отдела РУЖО от 28 октября 2013 года и решения № 08-44/40 от 28 октября 2013 года исследованных в суде, Посохов снят с учета военнослужащих нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства по причине наличия у семьи заявителя в собственности жилых помещений в городе Петропавловске – Камчатском по улице <адрес> (общей площадью 30,5 кв.м.) и по улице <адрес> (общей площадью 60,6 кв.м.).
Такое решение должностного лица, по мнению военного суда, противоречит действующему законодательству и нарушает права военнослужащего, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволенными с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 6 того же Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных нормативных предписаний позволяет сделать вывод о том, что избрание военнослужащим перед увольнением с военной службы соответствующего места жительства, не совпадающего с его последним местом службы, является самостоятельным правовым основанием, для его признания нуждающимся в получении жилого помещения в этом избранном месте жительства.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона обеспечение жильем военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы, и членов их семей, при перемене места жительства, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органам исполнительной власти, в котором федеральным законам предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Следовательно, обязанность учета военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по последнему месту службы и выразивших желание быть обеспеченными таковым по избранному месту жительства, отличному от места службы, в связи с увольнением с военной службы по указанным выше основаниям, возложена на соответствующие органы того федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили (проходят) военную службу.
Применительно к Министерству обороны РФ таковыми являются Департамент жилищного обеспечения данного министерства и его структурные подразделения, поскольку именно этими органами данные военнослужащие после увольнения в запас и будут обеспечиваться жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Основания и порядок признания военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения по избранному месту жительства регламентирован Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года. Данные правила действуют в части не противоречащей Жилищному кодексу РФ и Федеральным законам.
Подпунктом «и» пункта 7 Правил, в качестве основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений в избранном месте жительства установлено избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Как усматривается из ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется соответствующим органом на основании заявления гражданина о принятии на учет.
Перечень документов и порядок совершения действий для решения этого спорного вопроса определен Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, введенной в действие приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2012 № 1280.
Из исследованного в суде решения заместителя начальника ФГУ «Востокрегионжилье» № 2278 от 11 мая 2012 года, видно, что Посохов был принят и состоял на учете (Реестре Минобороны РФ) военнослужащих нуждающихся в получении жилья по договору социального найма с 28 марта 2012 года по избранному месту жительства в городе Санкт – Петербурге.
Из исследованной в суде справки УМТО войсковой части № от 24 октября 2013 года № 598 в состав семьи заявителя входит супруга ФИО1
Таким образом, военный суд приходит к выводу, что право заявителя на нахождение его на учете (в Едином реестре) военнослужащих Минобороны РФ нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства, отличном от места прохождения военной службы, было нарушено должностным лицом – начальником 3 отдела РУЖО.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» нарушенное право гражданина должно быть восстановлено в полном объеме.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, военный суд полагает необходимым обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» поставить (восстановить) Посохова на учете военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства в городе Санкт - Петербурге на состав семьи 2 человека.
Кроме этого, удовлетворяя требования заявителя, военный суд также исходит из того, что приведенные выше правовые нормы устанавливают самостоятельное основание для признания военнослужащих перечисленных категорий нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) - перемена ими в связи с увольнением с военной службы места жительства.
При этом, наличие у заявителя или членов его семьи других жилых помещений, равно как совершенные с этими жилыми помещениями действия и гражданско-правовые сделки, должны учитываться при предоставлении военнослужащему жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, но не при решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий).
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ военный суд,
решил:
Заявление военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Посохова Р. В. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», связанных со снятием с учета нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства, - удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ», связанные со снятием Посохова Р.В. с учета нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства.
Обязать начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ» поставить (восстановить) Посохова Р. В. на учет военнослужащих нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства в городе Санкт - Петербурге составом семьи 2 человека, приняв соответствующее решение.
Решение может быть обжаловано в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Председательствующий по делу К.В. Комлев