Дело №12-261/2024
РЕШЕНИЕ
«16» декабря 2024 года г. Тамбов
Судья Тамбовского районного суда Тамбовской области Паршина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Тамбовского района на определение мирового судьи судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области от 08.11.2024 г. о возвращении материала дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя главы администрации Тамбовского муниципального округа Яркина О.В.,
УСТАНОВИЛ:
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области от 08.11.2024 года возвращено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении с материалами дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении главы администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Яркина О.В.
Заместителем прокурора <адрес> на указанное определение принесен протест, в котором просит определение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, возвратить административный материал мировому судье судебного участка № <адрес> на стадию принятия к производству. В обосновании доводов протеста указано, что в адрес мирового судьи судебного участка № <адрес> поступил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении первого заместителя главы администрации Тамбовского муниципального округа Яркина О.В. по ст. 5.59 КоАП РФ. Из содержания указанного протокола следует, что указанным должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение установленного законодательства Российской Федерации порядка рассмотрения обращения граждан.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы администрации Тамбовского муниципального округа Яркина О.В. по ст. 5.59 КоАП РФ с приложенными к нему документами возвращён должностному лицу, составившему его, для принятия решения о прекращении производства по делу, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в установленный законом срок – ДД.ММ.ГГГГ, копия указанного постановления вручена должностному лицу в тот же день.
При этом, прокурор в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не обладает полномочиями рассматривать дела об административном правонарушении и принимать решение о прекращении производства по делу в соответствии с ч. 1 ст. 28.9 настоящего Кодекса. Данные обстоятельства при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении мировым судьей учтены не были. Указывает, что определение мирового судьи является не соответствует нормам федерального законодательства и подлежит отмене.
В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Забавина С.А. настаивала на удовлетворении протеста и отмене определения мирового судьи по приведённым в протесте основаниям.
Первый заместитель главы администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Яркин О.В. в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом. Направил в суд письменное заявление о проведении судебного заседания без его участия
Оценив доводы протеста, заслушав помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Забавину С.А., исследовав материалы дела об административном правонарушении в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 4 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Таким образом, одной из задач судьи на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению является выяснение обстоятельств, исключающих производство по делу, к числу которых относится истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.10.2024 г. заместителю главы администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Яркину О.В. вменяется административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, совершенное 06.08.024 г.
Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, составляет девяноста календарных дней
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 04.11.2024 г.
В соответствии с частью 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 настоящего Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
В нарушение требований части 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлено от 29.10.2024 г. поступило мировому судье 08.11.2024 г., то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Между тем применение положений части 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих правило о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение, является безусловным и не может зависеть от усмотрения органа, должностного лица, осуществляющих производство по делу.
Содержание части 2 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится судьей в том случае, если обстоятельства, предусмотренные статьей 24.5 КоАП РФ, наступили в суде. Приведенные нормы обязательны как для должностных лиц, так и для судей. Это значит, что если по делу об административном правонарушении любое из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, наступило до направления дела в суд, то должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязано вынести постановление о прекращении производства по делу, а не направлять его в суд. Данная позиция изложена в ответе на вопрос № 17 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года".
Учитывая, что материалы об административном правонарушении безосновательно направлены судье, исходя из положений, содержащихся в статьях 29.1 и 29.4 КоАП РФ, у мирового судьи имелись законные основания для их возвращения органу, направившему материалы.
При таких обстоятельствах, определение мирового судьи судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области от 08.11.2024 г. является законным и обоснованным, а протест заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ судья
РЕШИЛ:
Определение мирового судьи судебного участка № 3 Тамбовского района Тамбовской области от 08.11.2024 г. о возвращении материала дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ в отношении заместителя главы администрации Тамбовского муниципального округа Яркина О.В., оставить без изменения, протест заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.А. Паршина