УИД 03RS0005-01-2023-003453-85
Дело № 2- 3417/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2023 года г.Уфа
Октябрьский районный суд г.Уфа Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,
при секретаре Бадретдиновой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района города Уфы Республики Башкортостан к Муниципальному унитарному предприятию Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, конкурсному управляющему Муниципального унитарного предприятия Управление Электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Уфа РБ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МУП «УИТ ГО г.Уфа», Администрации ГО г.Уфа РБ, в котором просит:
обязать МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны на защитном сооружении гражданской обороны с инв. №157-7-3 по адресу: <адрес>, отраженные с пятого абзаца первой страницы по первый абзац третьей страницы в представлении прокуратуры Советского района г.Уфы от 20 января 2023 года №/Прдп7-23-20800008, а именно:
- оборудовать помещение защитного сооружения и пути эвакуации людей аварийным освещением;
- устранить нарушения целостности резиновой детали уплотнения на двери, установленной в тамбуре;
- провести техническое обслуживание защитно-герметических дверей и ставней;
- проводить контролируемым лицом мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств;
- производить контролируемым лицом техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем и специального оборудования; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения, конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- оборудовать помещения защитного сооружения автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать помещения защитного сооружения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей;
- согласовать и заверить копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, являющиеся обязательными приложениями к паспортам защитных сооружений гражданской обороны органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- осуществлять подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения, укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми;
обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, на защитном сооружении гражданской обороны с инв. №157-7-3 по адресу: <адрес>, отраженные с пятого абзаца первой страницы по первый абзац третьей страницы в представлении прокуратуры Советского района г.Уфы от 20 января 2023 года №7-3-2023/Прдп7-23-20800008,а именно:
- оборудовать помещение защитного сооружения и пути эвакуации людей аварийным освещением;
- провести техническое обслуживание защитно-герметических дверей и ставней;
- проводить контролируемым лицом мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств;
- производить контролируемым лицом техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем и специального оборудования; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения, конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- оборудовать помещения защитного сооружения автоматической пожарной сигнализацией;
- устранить нарушения целостности резиновой детали уплотнения на двери, установленной в тамбуре;
- оборудовать помещения защитного сооружения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей;
- согласовать и заверить копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, являющиеся обязательными приложениями к паспортам защитных сооружений гражданской обороны органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- осуществлять подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения, укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны в деятельности МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее- ЗС ГО) с инв. № 157-7-3 по адресу: г.Уфа, бульвар Хадии Давлетщиной, 5, в ходе которой выявлены нарушения законодательства. В нарушение ч.1 ст.89, п.4 ч.1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.7.6.3 СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* помещение защитного сооружения и пути эвакуации людей не оборудованы аварийным освещением. В нарушение п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (далее Правила №583), на двери, установленной в тамбуре нарушена целостность резиновой детали уплотнения. В нарушение п.3.2.1 Правил № 583 не проведено техническое обслуживание защитно-герметических дверей и ставней. В нарушение абз.2 п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года №804 (далее – Положение №804), абзаца второго подпункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п.4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5 Правил №583 не проводятся контролируемым лицом мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств. В нарушение абз.2 п.10 Положения №804, абз. 2 пп.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687 (далее – Положение №687), п.п.5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 Правил №583 не производится контролируемым лицом техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем и специального оборудования; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения, конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения. В нарушение п.4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», ч.ч. 1, 4, 5 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения защитного сооружения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. В нарушение п.7.2 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, табл. 2 разд. 7 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» помещения защитного сооружения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В нарушение п.3.5.1 Правил № 583, п.60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки огнетушителей. В нарушение п.2.2 Правил №583 не согласованы и не заверены копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, являющиеся обязательными приложениями к паспортам защитных сооружений гражданской обороны органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В нарушение абз.2 п.10 Положения №804, абз.2 пп.16.4 Положения №687, п.п.6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.6, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.3, 6.4.4, 6.4.5 Правил №583 не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения, укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми. По вышеперечисленным нарушениям прокуратурой в адрес директора – конкурсного управляющего МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» 20 января 2023 года внесено представление № 7-3-2023/Прдп7-23-20800008, которое последним перенаправлено в адрес МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа», поскольку договором аренды от 12 декабря 2022 года № 158, заключенного между вышеуказанными муниципальными учреждениями, во временное владение МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» передано имущество в целях организации пассажирских перевозок, эксплуатации, содержания, обслуживания инфраструктуры и подвижного состава городского электротранспорта, включая объекты ЗС ГО. Представление рассмотрено МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа», но нарушения не устранены. В ответе МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» от 15 марта 2023 года № 1-1/153 ссылается, что в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан будут направлены обращения для финансирования мероприятий по устранению нарушений в ЗС ГО в связи с их значительной расходной частью. Названные обстоятельства свидетельствуют о неготовности ЗС ГО к приему граждан, создают угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.
Определением от 22 мая 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен конкурсный управляющий МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»- Идрисова А.А.
Определением от 18 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ.
Определением от 1 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ МЧС по РБ.
Представитель истца- Туктамышева А.И. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители ответчика МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» Макурина А.Р., действующая по доверенности № 31 от 3 апреля 2023 года, Ямпольский А.Л., действующий по доверенности от 11 сентября 2023 года, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что мероприятия выполняются, разработан план, ежемесячно выделяется 20 000 рублей, мероприятия по восстановлению защитных сооружений выполнить не представляется возможным ввиду недостаточности финансирования.
Представитель ответчика- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан- Мирасов А.М., действующий по доверенности от 31 июля 2023 года, № 01-05-02754/13, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что правовое обоснование иска не соответствует требованиям законодательства, приведенные нормы на защитные сооружения гражданской обороны не распространяются.
Представитель ответчика- конкурсного управляющего МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»- Хасанова Г.Р., действующая по доверенности 02АА 6271965 от 21 февраля 2023 года, в судебном заседании подтвердила, что объект находится у МУЭТа, просят Администрацию исправить нарушения.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России Васильев А.С. в судебном заседании пояснил, что из всех нарушений на сегодняшний день устранено нарушение целостности резиновой детали уплотнения на двери, установленной в тамбуре, остальные нарушения на сегодняшний день не устранены.
Представитель Финансового управления Администрации ГО г.Уфа РБ- Муслимов И.Н., действующий по доверенности от 17 декабря 2021 года, возражал против удовлетворения иска, пояснив, что состоялось заседание комиссии по бюджетным проектировкам, необходим срок для устранения нарушений не менее шести месяцев.
Представитель третьего лица- ТУ Росимущества в РБ- Валиев А.Г., действующий по доверенности № 02-06/5414 от 15 мая 2023 года, в судебном заседании пояснил, что объект гражданской обороны должен содержаться собственником- муниципальным образованием.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны в деятельности МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) с инв. № 157-7-3 по адресу: г.Уфа, <адрес> в ходе которой выявлены нарушения законодательства.
Согласно справке о результатах проверки от 13 апреля 2023 года установлены следующие нарушения:
- в нарушение ч.1 ст.89, п.4 ч.1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», п.7.6.3 СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95* помещение защитного сооружения и пути эвакуации людей не оборудованы аварийным освещением;
- в нарушение п.3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 (далее Правила № 583) на двери, установленной в тамбуре нарушена целостность резиновой детали уплотнения;
- в нарушение п.3.2.1 Правил № 583 не проведено техническое обслуживание защитно-герметических дверей и ставней;
- в нарушение абз.2 п.10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 (далее – Положение №804), абзаца второго подпункта 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, п.п.4.1.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.1.5, 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 4.3.1, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.5, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.9, 4.3.10, 4.3.11, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4, 4.4.5, 4.5.1, 4.5.2, 4.5.3, 4.5.4, 4.5.5 Правил №583 не проводятся контролируемым лицом мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств;
- в нарушение абз.2 п.10 Положения № 804, абз. 2 пп.16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687 (далее – Положение №687), п.п.5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.1.7, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.3.1, 5.3.2, 5.3.3, 5.3.4 Правил №583 не производится контролируемым лицом техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем и специального оборудования; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения, конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- в нарушение п.4.4 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», ч.ч. 1, 4, 5 ст.83 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения защитного сооружения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение п.7.2 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, табл. 2 разд. 7 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» помещения защитного сооружения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- в нарушение п.3.5.1 Правил № 583, п.60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года №1479, не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки огнетушителей;
- в нарушение п.2.2 Правил № 583 не согласованы и не заверены копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, являющиеся обязательными приложениями к паспортам защитных сооружений гражданской обороны органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- в нарушение абз.2 п.10 Положения № 804, абз.2 пп.16.4 Положения №687, п.п.6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3, 6.2.4, 6.2.5, 6.2.6, 6.3.1, 6.3.2, 6.3.3, 6.3.4, 6.3.5, 6.3.6, 6.4.1, 6.4.2, 6.4.3, 6.4.4, 6.4.5 Правил № 583 не осуществляется подготовка к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения, укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми (т.1 л.д.9-15).
20 января 2023 года прокуратурой в адрес директора – конкурсного управляющего МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» внесено представление № 7-3-2023/Прдп7-23-20800008 об устранении нарушений законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, поскольку договором аренды от 12 декабря 2022 года № 158, заключенного между вышеуказанными муниципальными учреждениями, во временное владение МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» передано имущество в целях организации пассажирских перевозок, эксплуатации, содержания, обслуживания инфраструктуры и подвижного состава городского электротранспорта, включая объекты ЗС ГО (т.1 л.д.16-17).
По итогам рассмотрения представления МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» направлено письмо исх.№ 1-1/153 от 15 марта 2023 года, в котором указано, что на момент проверки все имущество принадлежало МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан», договор аренды с МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» заключен 12 декабря 2022 года, последний в свою очередь, обязуется поэтапно решать вопросы приведения в соответствие защитных сооружений. Для этих целей будут определены необходимые мероприятия, закреплены исполнители и будут поданы обращения за поддержкой в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для финансирования мероприятий со значительной расходной частью (т.1 л.д.18).
Также 16 апреля 2023 года МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» дан ответ прокурору, в котором сослались на заключение договора аренды с МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» и указали, что защитные сооружения гражданской обороны находятся под контролем Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на основании постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 24 августа 2020 года № 1094 «Об утверждении Положения об объектах гражданской обороны городского округа город Уфа Республики Башкортостан»; имущество, закрепленное за МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» на праве хозяйственного ведения, является собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т.1 л.д.19-20).
Согласно паспорта убежища № 157-7-3 оно принадлежит МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа», принято в эксплуатацию 29 мая 1978 года, назначение убежища по проекту: склад материалов (т.1 л.д.32).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 19 июля 2023 года защитное сооружение на праве хозяйственного ведения принадлежит МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Право хозяйственного ведения зарегистрировано на основании приказа УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 февраля 2022 года № 27нф во исполнение мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда РБ от 28 октября 2020 года по делу № А07-13166/2017.
Передача указанного имущества МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» подтверждается приложением к Договору № 158 от 12 декабря 2022 года (строка №263).
Из ответа ТУ Росимущества в РБ от 25 июля 2023 года № 02-Фл-03/8713 следует, что на ЗС ГО с инв. № 157-7-3 в соответствии с Перечнем №2 зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа г.Уфа РБ.
Из акта проверки от 30 августа 2023 года следует, что нарушения, указанные в справке от 13 апреля 2023 года не устранены, за исключением восстановления целостности резиновой детали уплотнения на двери, установленной в тамбуре.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 6 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно пункту 2 которого к объектам гражданской обороны относятся:
убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
специализированное складское помещение (место хранения) - помещение, предназначенное для хранения размещенного в нем имущества гражданской обороны и выдачи его в установленном порядке;
санитарно-обмывочный пункт - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для смены одежды, обуви, санитарной обработки населения, контроля радиоактивного заражения (загрязнения) кожных покровов, средств индивидуальной защиты, специальной и личной одежды людей;
станция обеззараживания одежды - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки одежды, обуви, а также для пропитки одежды защитными составами;
станция обеззараживания техники - комплекс помещений, технических и материальных средств, предназначенных для специальной обработки подвижного состава транспорта;
иные объекты гражданской обороны - объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
Согласно п.8 Порядка федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На основании ст.210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из содержания п.3 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений из Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Исходя из положений п.2.1.37 указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Пунктом 15 указанного постановления предусмотрено, что управления и распоряжение защитными сооружениями осуществляет Правительство РФ.
Приказом МЧС РФ от 21 июля 2005 года № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Согласно п.2 Приказа МЧС РФ от 21 июля 2005 года № 575 содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию.
При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по их подготовке и содержанию в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
В соответствии с п.п.1.3, 1.7, 1.8 данных Правил №583 в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся.
В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;
по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На основании п.п.1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО.
Важнейшими из этих требований являются:
исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления;
надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления;
исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых;
подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Ввиду изложенного, принимая во внимание необходимость совершения планомерных систематических действий по обеспечению надлежащей эксплуатации защитного сооружения, суд находит обоснованными заявленные исковые требования об устранении выявленных нарушений, об обязании поддерживать защитные сооружения в состоянии постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583.
В силу п.1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные управления.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 сентября 2009 года № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» утверждено положение о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в РБ.
Исходя из постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года № 432, Положения о ТУ Росимущества в РБ, объекты гражданской обороны относятся к федеральной собственности, соответственно подлежат включению в реестр федерального имущества.
Как установлено в судебном заседании, защитное сооружение гражданской обороны с инв. № 157-7-3 находится в собственности муниципального образования, на основании договора аренды передано в ведение МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа», СЗ ГО включено в Перечень № 2 защитных сооружений.
Ответчиком заявлено, что на ЗС ГО не распространяются требования об обеспечении объектов автоматической пожарной сигнализацией.
Между тем, согласно п.3.5.1 Раздела «Противопожарные требования» Приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» при эксплуатации ЗС ГО части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения ЗС ГО в мирное время.
Требования пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» содержат требования о монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. При осуществлении монтажа, ремонта и обслуживания указанных средств должны соблюдаться требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.
Таким образом, применение нормативных документов в части, касающейся оборудования и обслуживания систем противопожарной защиты обосновано.
Согласно п.3.2.1 приказа МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасносго пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, как и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств.
Сохранность всех вышеуказанных средств достигается своевременным техническим обслуживанием, отсутствие понятия технического обслуживания в п.3.2.1 не исключает требования по его проведению.
Правила по проведению технического обслуживания также указаны в приказе МЧС РФ от 15 декабря 2002 года № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (раздел V).
Из писем МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от 19 ноября 2015 года, 9 июня 2020 года следует, что обращения о предоставлении финансирования на приведение защитного сооружения в надлежащее состояние направлялись.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения по настоящее время не устранены, объект находится во владении МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» на основании заключенного с МУП «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» договора, суд удовлетворяет требования прокурора о возложении на МУП «Управление инфраструктурой транспорта городского округа город Уфа» обязанности по устранению нарушений, а именно:
- оборудовать помещение защитного сооружения и пути эвакуации людей аварийным освещением;
- провести техническое обслуживание защитно-герметических дверей и ставней;
- проводить контролируемым лицом мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств, системы фильтровентиляции и герметичности, фильтров-поглотителей, системы водоснабжения и канализации, энергетических устройств;
- производить контролируемым лицом техническое обслуживание технических систем защитных сооружений гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью, в том числе техническое обслуживание и ремонт технических систем и специального оборудования; планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание средств связи и оповещения, конструкций; техническое обслуживание средств связи и оповещения;
- оборудовать помещения защитного сооружения автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать помещения защитного сооружения системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- обеспечить соблюдение сроков перезарядки огнетушителей;
- согласовать и заверить копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта гражданской обороны, являющиеся обязательными приложениями к паспортам защитных сооружений гражданской обороны органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- осуществлять подготовку к проведению мероприятий по приведению защитных сооружений гражданской обороны в готовность к приему укрываемых, в том числе: обозначение защитных сооружений гражданской обороны; маршрутов движения, укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны; порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны укрываемыми.
Поскольку объект находится в муниципальной собственности, финансирование устранения нарушений следует возложить на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Согласно п. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает Администрации ГО г.Уфа РБ срок- шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства на устранение нарушений законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, МУП «УИТ ГО г.Уфа срок- в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств устранить нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны на защитном сооружении гражданской обороны.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░ 0276097173, ░░░░ 1050204343474) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. № 157-7-3 (░░░░░░░░░░░ №), ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░» (░░░ 0277916516, ░░░░ 160280123761) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░. № (░░░░░░░░░░░ №), ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.