РЕШЕНИЕ

       РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

 

 

04 апреля 2024 года                                                                                                  адрес

 

Кузьминский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-119/24 по административному иску фио Кайбкулу оглы к Инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по адрес, Управлению Федеральной налоговой службы по адрес о признании задолженности безнадежной к взысканию,

 

          УСТАНОВИЛ:

Административный истец Байрамов Р.К. обратился в суд с административным иском к ИФНС России № 21 по адрес, УФНС России по адрес о признании задолженности безнадежной к взысканию. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при получении справки 16.10.2023 года о наличии отрицательного сальдо ЕНС узнал о включении налоговым органом в ЕНС задолженности, срок взыскания которой истек. Включение данной задолженности в ЕНС привело к формированию отрицательного сальдо. В связи с этим 26.10.2023 года им была подана жалоба в УФНС России по адрес, которая оставлена без удовлетворения. В отношении данной задолженности налогоплательщиком судебные приказы были отменены. Налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания вышеуказанной задолженности, включение которой в ЕНС ведет к неправильному формированию сальдо. В настоящее время налоговый орган утратил право на взыскание задолженности в связи с истечением сроков давности для взыскания недоимки. В связи с этим административный истец просил признать безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2015-2020 годы в сумме сумма и по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере сумма, обязать административного ответчика списать данную задолженность и начисленные по ней пени с лицевого счета налогоплательщика.  

Административный истец Байрамов Р.К. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.

Представитель административного истца – фио в судебное заседание явилась, представила заявление об уточнении административных исковых требований, просила признать безнадежной к взысканию задолженность по транспортному налогу за 2015-2016, 2018-2020 годы в сумме сумма и по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере сумма, обязать административного ответчика списать данную задолженность и начисленные по ней пени с лицевого счета налогоплательщика.  

Представитель административного ответчика ИФНС России № 21 по адрес фио в судебное заседание явилась, уточненные административные исковые требования полностью не признала, поддержала ранее представленный отзыв на административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика УФНС России по адрес фио в судебное заседание явился, уточненные административные исковые требования также полностью не признал, представил письменные возражения на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России № 27 по адрес в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителей административного истца и административных ответчиков, проверив материалы дела, суд находит уточненные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу данной конституционной нормы, налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну (налог), на что обращено внимание в постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 года № 20-П.

В соответствии с положениями ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из положений законодательства о налогах и сборах следует, что имущественные налоги (транспортный налог, налог на имущество и земельный налог) уплачиваются физическими лицами по единому сроку, 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Кодекса.

На основании п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу). Иных оснований для прекращения (приостановления) транспортного налога не установлено.

Согласно полученной налоговым органом информации из регистрирующих органов административный истец Байрамов Р.К. являлся собственником следующих транспортных средств: марка автомобиля, регистрационный знак ТС, с 20.12.2014 года по 18.01.2015 года; марка автомобиля, регистрационный знак ТС, с 13.11.2013 года по 30.06.2018 года; марка автомобиля Шанс», регистрационный знак ТС, с 14.01.2019 года по 14.01.2019 года; марка автомобиля, регистрационный знак ТС, с 28.02.2014 года по 24.05.2019 года; марка автомобиля, регистрационный знак ТС, с 18.12.2018 года по 28.05.2019 года; «318I», регистрационный знак ТС, с 28.08.2010 года по настоящее время.

В силу п. 5 ст. 83 НК РФ, местом нахождения для транспортных средств, за исключением водных транспортных средств, признается место жительства (место пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство.

На вышеуказанные транспортные средства административному истцу налоговым органом был начислен транспортный налог: за 2014 год сумма, за 2015 год сумма, за 2016 год сумма, за 2017 год сумма, за 2018 год сумма, за 2019 год сумма, за 2020 год сумма.

В соответствии со ст. 15 НК РФ, налог на имущество физических лиц и земельный налог являются местными налогами, следовательно, зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых в соответствии со статьей 85 НК РФ органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В адрес сведения об объектах недвижимого имущества и их собственниках поступают в налоговые органы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес.

Согласно сведениям, полученным налоговым органом из Управления Росреестра по адрес, Байрамов Р.К. являлся собственником объектов недвижимости по адресам: адрес, 129-120; адрес.

Данные объекты налогообложения администрирует ИФНС России № 27 по адрес и ИФНС России № 24 по адрес. В связи с внедрением с 01.01.2023 года института Единого налогового счета в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», по состоянию на 21.02.2024 года в ЕНС Байрамова Р.К. отражено отрицательное сальдо: по транспортному налогу по ОКТМО 45387000 в сумме сумма, по транспортному налогу по ОКТМО 46748000 в сумме сумма 858.рублей сумма, по налогу на имущество по ОКТМО 45921000 в сумме сумма, по налогу на имущество по ОКТМО 45909000 в сумме сумма.

Согласно ст.ст. 391, 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы регистрирующими органами.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, налоговые уведомления на бумажном носителе по почте не направляются. Согласно информационному ресурсу налогового органа, дата регистрации административного истца фио в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» - 04 июня 2019 года.

Инспекцией в отношении административного истца были сформированы следующие налоговые уведомления: за 2018 год № 75347455 от 22.08.2019 года со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 года, за 2019 год № 62793123 от 01.09.2020 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2020 года, за 2020 год № 74642114 от 01.09.2021 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2021 года, за 2021 год № 45454848 от 01.09.2022 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2022 года, за 2022 год № 125228673 от 15.08.2023 года со сроком уплаты не позднее 01.12.2023 года. Данные налоговые уведомления были выгружены в личный кабинет налогоплательщика. 

20 февраля 2024 года в целях проведения корректного анализа принятых мер принудительного взыскания Инспекцией направлен запрос в ИФНС России № 27 по адрес о предоставлении документов и сведений по принятым мерам в соответствии со ст. 48 НК РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом.

Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.  

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки, независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

ИФНС России № 21 по адрес было сформировано и направлено в личный кабинет налогоплательщику Байрамову Р.К. требование об уплате задолженности № 2296 от 16.05.2023 года, срок уплаты по требованию истек 15 июня 2023 года.

Также ИФНС России № 27 по адрес были сформированы и направлены мировому судье судебного участка № 19 адрес заявления № 247 от 26.09.2018 года и № 18463 от 29.04.2020 года о вынесении судебных приказов по взысканию с фио транспортного налога, налога на имущество физических лиц и пени. Судебные приказы были вынесены и впоследствии отменены на основании  возражений административного истца, что не оспаривается в административном исковом заявлении.  

Кроме того, решением Зюзинского районного суда адрес от 11 марта 2021 года были удовлетворены административные исковые требования ИФНС России № 27 по адрес о взыскании с фио задолженности по транспортному налогу.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ, порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 59 НК РФ, органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

Приказом ФНС России № ЕД-7-8/1131@ от 30.11.2022 года утверждены Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию.

В соответствии с пп. «а» п. 1 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, числящейся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшей формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих наличие оснований, установленных пунктами 1, 4 статьи 59 Кодекса, принимается решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, по форме, приведенной в приложении к настоящему Порядку.

Законность и обоснованность начисления налогов и пени, а также сам факт наличия задолженности, административным истцом не оспаривается. Налоговым органом в адрес налогоплательщика фио направлялись налоговые уведомления и требования с информацией по уплате налогов, о чем свидетельствуют вынесенные в связи с их неисполнением судебные приказы.  

В этой связи признание спорной задолженности безнадежной к взысканию будет препятствовать исполнению обязательств административного истца по уплате обязательных платежей, установленных действующим законодательством, в бюджет РФ.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

По смыслу положений ст. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 ст. 44 и пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Как видно из материалов дела, налоговый орган последовательно совершал действия для поступления в соответствующий бюджет налогов, начисленных Байрамову Р.К., формировал уведомления, выставлял требования, обращался к мировому судье.

Таким образом, факт пропуска налоговым органом срока обращения в суд сам по себе не является безусловным основанием для признания задолженности по налогам и пени безнадежной к взысканию.

Кроме того, данный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин его пропуска. Решение суда, которым налоговому органу было отказано  во взыскании задолженности административного истца по налогам и пени в связи с пропуском срока  обращения в суд либо отказано в восстановлении такого срока, в отношении административного истца фио не выносилось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

 

       РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 21 ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

 

 

 

         ░░░ ░░░░░░░

 

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0119/2024

Категория:
Административные
Истцы
Байрамов Р.К.о.
Ответчики
Инспекция ИФНС России №21 по г. Москве, Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
Суд
Кузьминский районный суд Москвы
Судья
Вересов М.О.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
01.02.2024Регистрация поступившего заявления
05.02.2024Заявление принято к производству
05.02.2024Подготовка к рассмотрению
04.03.2024Рассмотрение
04.04.2024Вынесено решение
06.05.2024Обжаловано
23.10.2024Вступило в силу
26.11.2024Обжаловано в кассации
05.02.2024У судьи
17.05.2024В канцелярии
03.06.2024Направлено в апелляционную инстанцию
11.11.2024В канцелярии
28.11.2024Направлено в кассационную инстанцию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее