Решение по делу № 2-7484/2020 от 19.10.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

ДД.ММ.ГГ года                                                                   <адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Шкаленковой М.В.

При секретаре Червоной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фирсовой Е. В., Базылева В. В.ча к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, Министерству образования Московской области о признании распоряжений незаконным, обязании включить в список,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Фирсова Е.В. и Базылев В.В. обратились в суд с вышеуказанным иском, указав в его обоснование, что Базылев В. В.ч родился ДД.ММ.ГГ в <адрес> Л. <адрес> Московской области, Фирсова (до вступления в брак - Базылева) Е. В. родилась ДД.ММ.ГГ в <адрес> Л. <адрес> Московской области, являются родными братом и сестрой; относятся к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

В несовершеннолетнем возрасте истцы остались без попечения родителей в связи с тем, что их одинокая мать пропала без вести.

Постановлением Главы А. Л. <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ Базылева Р.Т. была назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Базылевой Е.В. Постановлением Главы А. Л. <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ Базылева Р.Т. была назначена опекуном над несовершеннолетним внуком Базылевым В.В.

Постановлением Главы поселка Котельники от ДД.ММ.ГГ - за Базылевым В.В. и Базылевой Е.В. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

C рождения Фирсова (Базылева) Е.В. и Базылев В.В. зарегистрированы и проживают в 2-х комнатной квартире общей площадью 38,4 кв.м, жилой площадью 24,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В период, когда истцы были несовершеннолетними и на момент достижения ими возраста 18 лет, по указанному адресу были зарегистрированы и проживали 10 человек, в том числе, бывший опекун (затем - попечитель) истцов - бабушка Базылева Р.Т.

Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» Московской области от ДД.ММ.ГГ -ПГ опекун Базылева Р.Т. в составе семьи из 6 человек (она, муж, три внука, внучка) была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с указанным распорядительным актом Фирсова (Базылева) Е.В. и Базылев В.В. с ДД.ММ.ГГ и до настоящего времени состоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Л. городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ, оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГ, Базылевой Е.В. и Базылеву В.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Решение суда мотивировано тем, что истцы достигли возраста 23 лет и не обратились с заявлением о предоставлении жилых помещений по категории лиц из числа детей-сирот.

В связи с изменением с ДД.ММ.ГГ федерального законодательства, регулирующего правоотношения по формированию Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ДД.ММ.ГГ Базылев В.В. и Фирсова Е.В. обратились в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино с заявлениями о включении в Список по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ .

Письмами начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ/ Фирсовой Е.В. и Базылеву В.В. (соответственно) было сообщено, что основания для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, отсутствуют. Указано, что Фирсова Е.В. и Базылев В.В. состоят на жилищном учете по общим основаниям, а также о наличии ранее вынесенных судебных актов в отношении Фирсовой Е.В. и Базылева В.В.

Распоряжениями Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ -Р и Базылеву В.В. и Фирсовой Е.В. (соответственно) отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в связи с тем, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в А. городского округа Котельники и имеется решение суда об отказе в признании права в обеспечении их жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.

Базылев В.В. и Фирсова Е.В. просят признать незаконными и отменить распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ -Р и -Р, обязать ответчика включить истцов в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области.

В судебном заседании Базылев В.В., Фирсова Е.В. и их представитель по устному заявлению Головань А.И. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, Министерства образования Московской области возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель третьего лица А. городского округа Котельники Московской области просил в иске отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Выслушав мнение сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Федеральный закон № 267-ФЗ), вступившим в силу с ДД.ММ.ГГ, внесены изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, касающиеся порядка формирования Списка детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и круга лиц, подлежащих включению в Список.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 267-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При этом, в пункте 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с вышеуказанными правовыми нормами, никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.

Из положений пунктов 3, 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 267-ФЗ) прямо следует, что основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона № 267-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ утверждены:

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - Правила формирования списка);

форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно пункту 1 Правил формирования списка, настоящие Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее соответственно - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В пункте 3 Правил формирования списка установлено, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГ или после ДД.ММ.ГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с пунктом 4 Правил формирования списка, заявление о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями (подпункт «г»).

Из системного применения вышеуказанных правовых норм следует, что формирование субъектом Российской Федерации Списка, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законодательством оснований для реализации указанной категорий лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. В Список включаются, в том числе, лица, которые ранее относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГ

Согласно части 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Базылев В. В.ч родился ДД.ММ.ГГ в <адрес> Л. <адрес> Московской области, Фирсова (до вступления в брак - Базылева) Е. В. родилась ДД.ММ.ГГ в <адрес> Л. <адрес> Московской области; являются родными братом и сестрой.

В несовершеннолетнем возрасте истцы остались без попечения родителей в связи с тем, что их одинокая мать пропала без вести.

Постановлением Главы А. Л. <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ Базылева Р. Т. назначена опекуном над несовершеннолетней внучкой Базылевой Е.В.

Постановлением Главы А. Л. <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ Базылева Р. Т. назначена опекуном над несовершеннолетним внуком Базылевым В.В.

Постановлением Главы поселка Котельники от ДД.ММ.ГГ - за Базылевым В.В. и Базылевой Е.В. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

C рождения Фирсова (Базылева) Е.В. и Базылев В.В. зарегистрированы и проживают в 2-х комнатной квартире общей площадью 38,4 кв.м, жилой площадью 24,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Как следует из выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГ, выданной МБУ МФЦ г.о. Котельники Московской области, в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, зарегистрированы по месту жительства 11 человек.

Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» Московской области от ДД.ММ.ГГ - опекун истцов Базылева Р.Т. в составе семьи из 6 человек (она, муж, 3 внука, внучка) принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с указанным распорядительным актом Фирсова (Базылева) Е.В. и Базылев В.В. с ДД.ММ.ГГ и до настоящего времени состоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Л. городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ, оставленным в силе апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГ, Базылевой Е.В. и Базылеву В.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Единственным доводом суда, послужившим основанием для отказа в исковых требованиях Базылевой Е.В. и Базылева В.В., стало то, что они достигли возраста 23 лет и не обратились с заявлением о предоставлении жилых помещений по категории лиц из числа детей-сирот.

ДД.ММ.ГГ Базылева Е. В. заключила брак с Фирсовым А. В., после заключения брака ей присвоена фамилия Фирсова. Брак Фирсовой Е.В. И Фирсова А.В. прекращен ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ Базылев В.В. и Фирсова Е.В. обратились в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино с заявлениями о включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, по форме, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ .

Письмами начальника Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ/ Фирсовой Е.В. и Базылеву В.В. (соответственно) сообщено, что основания для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, отсутствуют. В письмах ответчика указано, что Фирсова Е.В. и Базылев В.В. состоят на жилищном учете по общим основаниям, а также о наличии ранее вынесенных судебных актов в отношении Фирсовой Е.В. и Базылева В.В.

Распоряжениями Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ -Р и Базылеву В.В. и Фирсовой Е.В. (соответственно) отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области в связи с тем, что они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в А. городского округа Котельники и имеется решение суда об отказе в признании за ними права в обеспечении жилым помещением специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области.

С указанными выводами ответчика суд не может согласиться как не основанными на положениях изменившегося федерального законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Обращение истцов ДД.ММ.ГГ в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино с заявлениями о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, было обусловлено изменениями федерального законодательства, а именно - вступлением в силу с ДД.ММ.ГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 267-ФЗ, которым внесены изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, и принятием постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ , которым утверждены Правила формирования списка.

Указанными нормативными актами установлено новое правовое регулирование, касающееся правоотношений о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые относились к категории детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Положениями пунктов 1, 3 и 4 Правил формирования списка прямо предусмотрены подача заявлений и включение в список лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГ

Согласно указанным положению Правил формирования списка, единственным условием для включения в Список лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, является то, что в соответствии с законодательством Российской Федерации они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГ или после ДД.ММ.ГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Базылев В.В. достиг возраста 18 лет - ДД.ММ.ГГ, Фирсова (Базылева) Е.В. достигла возраста 18 лет - ДД.ММ.ГГ

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (вступившего в силу ДД.ММ.ГГ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью настоящей статьи случаев.

В пункте 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ) было установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Следовательно, в период с ДД.ММ.ГГ (достижение Базылевым В.В. совершеннолетия) и с ДД.ММ.ГГ (достижение Фирсовой (Базылевой) Е.В. совершеннолетия), истцы, как состоящие с ДД.ММ.ГГ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации (в силу ст.ст. 51, 57 ЖК РФ, в редакции, действовавшей в указанный период) имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма.

Нуждаемость истцов в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма была установлена еще до достижения ими возраста 18 лет.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ -О-О по жалобе гражданина Юнусова Л. Л.ча на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако, в установленном порядке по достижении возраста 18 лет истцы не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и не реализовали право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Суд приходит к выводу, что Базылев В.В. и Фирсова Е.В. в полной мере отвечают требованиям, установленным в пункте 3 Правил формирования списка, для включения их в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение Л. городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГ, которым Базылевой Е.В., Базылеву В.В. отказано в удовлетворении исковых требований о признании права на обеспечение жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, основано на действующих в указанный период времени положениях законодательства.

Доводы Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино указанные в распоряжениях от ДД.ММ.ГГ -Р и -Р о том, что решением Л. городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГ, истцам отказано в признании права в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Московской области, применительно к положениям пунктов 1, 3, 4 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ , правового значения не имеют.

Пункты 3 и 4 Правил формирования списка, в которых установлен круг граждан, имеющих право на подачу заявления о включении в Список и подлежащих включению в Список, и иные положения Правил формирования списка не содержит ограничений для подачи заявления и для включения в Список лиц, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, и достигли возраста 23 лет, в отношении которых до ДД.ММ.ГГ вынесены судебные постановления, которыми признано, что они утратили право на льготное обеспечение жилыми помещениями в связи с достижением возраста 23 лет.

Применительно к настоящему спору правовое значение имеет то обстоятельство, что на момент достижения Базылевым В.В. и Фирсовой (Базылевой) Е.В. совершеннолетия (ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ соответственно), истцы состояли на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, их нуждаемость в обеспечении жилыми помещениями была установлена уполномоченным органом, и, следовательно, в силу положений статей 51, 57 ЖК РФ, в редакции, действующей в указанный период времени, в качестве граждан, относившихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по льготной категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указанное право по состоянию на ДД.ММ.ГГ истцы не реализовали.

До настоящего времени Базылев В.В. и Фирсова Е.В. сохраняют нуждаемость в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, продолжают состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указанное обстоятельство подтверждено документами, представленными в судебном заседании представителем третьего лица - А. городского округа Котельники Московской области.

Как установлено в пункте 14 Правил формирования списка, акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.

Однако, распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ -Р, -Р, которыми Базылеву В.В. и Фирсовой Е.В. (соответственно) отказано во включении в Список, не соответствует требованиям пункта 14 Правил, так как не содержит ссылку на соответствующую норму Федерального закона № 159-ФЗ, и в связи с этим обстоятельством также подлежат признанию незаконным и отмене.

Суд приходит к выводу, что распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино от ДД.ММ.ГГ -Р, -Р, которыми Базылеву В.В. и Фирсовой Е.В. (соответственно) отказано во включении в Список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, не соответствует положениям пунктов 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 267-ФЗ), пунктов 1, 3, 4, 14 Правил формирования списка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ , в их системном единстве, следовательно, являются незаконными и подлежат отмене.

Учитывая, что оспариваемые истцами акты являются незаконными, требования истцов об обязании ответчика включить их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

решил:

    Иск Фирсовой Е. В., Базылева В. В.ча к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Люберцы, Дзержинский, Котельники и Лыткарино, Министерству образования Московской области о признании распоряжений незаконными, обязании включить в список, удовлетворить.

    Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ -р об отказе Базылеву В. В.чу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

         Обязать Министерство образования Московской области включить Базылева В. В.ча в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

    Признать незаконным и отменить распоряжение Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГ -р об отказе Фирсовой Е. В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области.

         Обязать Министерство образования Московской области включить Фирсову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области

    Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                             М.В. Шкаленкова

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГ

2-7484/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Базылев Валерий Валерьевич
Фирсова Екатерина Валерьевна
Ответчики
Управление опеки и попечительства
Министерство образования МО
Другие
Администрация г.о. Котельники МО
Суд
Люберецкий городской суд Московской области
Судья
Шкаленкова Марина Васильевна
Дело на сайте суда
luberetzy.mo.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2022Дело оформлено
02.08.2022Дело передано в архив
16.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее