УИД 24RS0036-01-2022-000372-63
Дело № 2-361/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Мотыгино 12 сентября 2022 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Каптурова В.М.,
при секретаре Тесля С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО6 о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к ФИО7» о возложении на ФИО8 обязанности по исполнению предписания Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-Т.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление (далее – Енисейское управление Ростехнадзора) на основании распоряжения №-р/кр от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО10 в целях устранения нарушений, выявленных при проведении выполнения мероприятий, предусмотренных ранее выданным предписанием от ДД.ММ.ГГГГ №-Т, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ, по результатам, которой выявлены многочисленные нарушения Правил. Неисполнение ФИО9 предписания органа контроля влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц жителей <адрес> при прохождении отопительного периода, не получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2022-2023 годы.
Истец помощник прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Ответчики ФИО11 явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрение дела в его отсутствие.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФИО12
В соответствии с положениями ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора).
Согласно статье 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 « О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)» утверждено положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – Положение).
Согласно пункту 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю (надзору) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);органом государственного регулирования промышленной безопасности органом государственного горного надзора; органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора.
Пунктом 5.3.8 Положения установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 6.6 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 15.01.2019 № 13, утверждено Положение о Енисейском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Положение).
Согласно пунктам 5.6 и 5.7 Положения, Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет полномочия по применению предусмотренных законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений, по выдаче юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции.
Приказом министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» утверждены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее -Правила).
Судом установлено, что котельная № расположена в <адрес>Б находится в собственности ФИО13 с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ протокола о результатах торгов в форме конкурса по продаже имущества ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Енисейское управление (далее – Енисейское управление Ростехнадзора) на основании распоряжения №-р/кр от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФИО15 в целях устранения нарушений, выявленных при проведении выполнения мероприятий, предусмотренных ранее выданным предписанием от ДД.ММ.ГГГГ №-Т, срок исполнения которых истек ДД.ММ.ГГГГ, по результатам, которой выявлены многочисленные нарушения Правил.Так, в нарушение п. 2.3.1 Правил эксплуатация энергоустановок осуществляется не подготовленным персоналом, в нарушение п. 2.3.20 ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель не прошли проверку знаний в комиссии органов государственного энергетического надзора, в нарушение п. 2.3.15 персонал, эксплуатирующий тепловые энергоустановки не прошел проверку знаний, в нарушение п. 2.3.19 отсутствуют графики проверки знаний в организации, в нарушение п. 2.3.48 отсутствуют специально разработанные программы противоаварийных тренировок, в нарушение п. 2.3.48 противоаварийные тренировки на местах не проводятся, в нарушение п. 2.5.4 в организации не проводятся режимно –наладочные испытания и работы, по результатам которых составляются режимные карты, а также разрабатываются нормативные характеристики работы элементов системы теплоснабжения, в нарушение п. 2.5.4 отсутствует перечень тепловых энергоустановок, на которых запланировано проведение режимно – наладочных испытаний и работ, в нарушение п. 2.6.1, п. 2.6.5 периодическое техническое освидетельствование тепловых энергоустановок не проводятся, в наркшение п. 2.7.1 отсутствует перечень оборудования тепловых энергоустановок, подлежащего планово-предупредительному ремонту, в нарушение п. 2.7.16, п. 5.3.37 не разработаны технические решения и технологическая схема по проведению консервации оборудования тепловых энергоустановок, в нарушение п. 2.8.4 рабочие места не снабжены необходимыми инструкциями, составленными в соответствии с требованиями Правил, в нарушение п. 2.11.4 противопожарные тренировки не проводятся, в нарушение п. 2.11.5 отсутствует оперативный план тушения пожара, в нарушение п. 2.11.7 отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае возникновения пожара, в нарушение п. 2.8.1 отсутствует проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями, в нарушение п. 3.1.3 отсутствуют инструкции по эксплуатации зданий и сооружений, паспорта на каждое здание и сооружение, схема-генплан организации с нанесением на ней зданий и сооружений и границ деления территории, журналы технических осмотров строительных конструкций зданий и сооружений, в нарушение п. 3.2.1 отсутствует ограждение территории котельной, в нарушение п. 2.4.3, 3.2.7 отсутствует проект реконструкции дымовой трубы, в нарушение п. 3.3.3 отсутствует журнал технического осмотра зданий и сооружений, в нарушение п. 3.3.4 не проводятся обязательные осмотры зданий и сооружений тепловых энергоустановок, в нарушение п. 3.3.9 не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок, в нарушение п. 3.3.14 не осуществляются наблюдения за состоянием дымовых металлических труб при их эксплуатации, в нарушение п. 3.3.15 движение грузового, специального автотранспорта под вантовыми оттяжками металлических дымовых труб в местах их опускания и крепления к фундаментным массивам, в нарушение п. 3.3.29 отсутствует ежегодный план капитального ремонта зданий и сооружений котельной, в нарушение п. 4.1.4 не проводится инвентаризация поступившего и израсходованного на склад топлива, в нарушение п. 5.2.9 отсутствуют надписи на арматуре, определяющие ее назначение, а также указатели направления вращения штурвалов, в нарушение п. 5.3.7 не проведены режимно – наладочные испытания котлов, в нарушение п. 5.3.6 отсутствует режимная карта для ведения режима работы котла, составленная на основе испытаний оборудования и инструкции по монтажу и эксплуатации завода – изготовителя, в нарушение п. 5.3.25 на предохранительных клапанах отсутствуют таблички с указанием: давления срабатывания клапана, срока проведения испытания, срока следующего проведения испытания, в нарушение п. 5.3.63 в котельной отсутствует журнал сдачи, приемки смены, в нарушение п. 12.2 не предоставлены документы по организации водно – химического режима работы оборудования, в нарушение п. 12.3 не установлена периодичность химического контроля водно – химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией, в нарушение п. 12.9 отсутствует инструкция по ведению водно –химического режима, в нарушение п. 12.10 отсутствуют инструкции и режимные карты на рабочих местах персонала, в нарушение п. 12.13 не организовываются вырезки образцов наиболее теплонапряженных труб котлов, в нарушение п. 12.14 не производится периодическая чистка котлов, в нарушение п. 12.14 не определен способ проведения очистки оборудования, а также необходимость принятия других мер, препятствующих коррозии и образованию отложений, в нарушение п. 13.1 не организован контроля за состоянием основного и наплавленного металла тепловых энергоустановок.
Кроме того, в нарушение п. 5.4.8 Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 Мпа (0,7 кгс/см), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388К (115 градусов по Цельсию), утвержденных приказом Минстроя России от 28.08.1992 № 205 просрочен срок проведения поверки всех манометров, в нарушение п. 4.7 отсутствует надпись о запрещении входа в котельную посторонним лицам на входной двери помещения котельной с наружной стороны.
В связи с выявленными нарушениями органом контроля ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 выдано предписание №-Т со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, информация об исполнении указанного предписания в адрес Енисейского управления Ростехнадзора не поступила до настоящего времени.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В судебном заседании истец пояснил, что неисполнение ФИО17 предписания органа контроля влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц жителей п. Мотыгино при прохождении отопительного периода, а также не получения паспорта готовности муниципального образования к отопительному периоду 2022-2023 годы.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору представила в материалы дела отзыв, согласно которому с момента выдачи предписания до настоящего времени в адрес Управления от ФИО18 не поступало заявлений и ходатайств о продлении срока исполнения предписания либо о его полном или частичном исполнении. Не устранение нарушений указанных в предписании не позволяет подготовить источник тепловой энергии к современному и качественному оказанию услуг по поставке теплоносителя потребителям. Также неисполнение предписания не позволяет гарантировать безаварийную работу котельной, а так же повышает риск возникновения инцидентов на теплогенерирующем оборудовании, что в свою очередь повлечет отключение потребителей тепловой энергии без горячего водоснабжения при отрицательных температурах наружного воздуха.
Ответчик ФИО19 в своем отзыве на исковое заявление пояснил, что в настоящее время котельная передана во временное пользование ФИО20 сроком на 11 месяцев, что подтверждается договором аренды от 27 января 2021 года.
Между тем, указанный договор аренды не содержит сведений о возложении на арендатора обязанности по исполнению предписания №-Т.
Кроме того, срок действия вышеуказанного договора истек 31 декабря 2021 года.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком требования предписания №-Т не исполнены, доказательств обратного ответчиком ФИО21» суду не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать ФИО22 исполнить предписание Енисейского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №-Т в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 сентября 2022 года.
Судья: