Решение по делу № 33-13326/2023 от 17.07.2023

                            Судья Гиниятуллин И.Р.                                            УИД 16RS0002-01-2023-000065-92

№ 33-13326/2023

учёт № 211г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2023 года                                                                                     город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Валиуллина А.Х.,

судей Муллагулова Р.С., Рашитова И.З.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Гилемзяновой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                       Муллагулова Р.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» Кудрявцева Р.В. на решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах удовлетворить.

Признать противоправными бездействие общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» выразившиеся по несоблюдению требований статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 272, 279, 282 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» (ИНН 1603008019) устранить выявленные нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: ежегодно, до проведения обработки пестицидами и агрохимикатами обеспечить оповещение населения, проживающего на границе с территориями, подлежащими обработке, через средства массовой информации не позднее чем за 5 календарных дней, при наземном способе обработки пестицидами и агрохимикатами расстояние от населенных пунктов должно составлять не менее 300 метров, при авиационной обработке пестицидами и агрохимикатами должны соблюдаться следующие расстояния: от населенных пунктов, источников питьевого водоснабжения населения, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников, скотных дворов, птицеферм, рыбохозяйственных водоемов - не менее 2 километров; от мест постоянного размещения медоносных пасек - не менее 5 километров; от мест выполнения сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, употребляемых в пищу без тепловой обработки (лук-перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры), - не менее 2 километров. При невозможности соблюдения этих условий авиационную обработку не проводить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ в Нурлатском, Аксубаевском, Алькеевском, Черемшанском районах обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» о признании бездействие по неисполнению санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства. В обоснование требований истец ссылается на то, что 15.08.2022 и 25.10.2022 в адрес истца поступили обращения граждан о нарушении ответчиком требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, в частности о нарушении сроков оповещения населения о применении пестицидов при наземной и авиационной обработки в непосредственной близости от населенных пунктов Интернациональная, Алга, Тукай, Трудолюбово, Индустриальный, Октябрь, Культура, Котловка, Сунчелеево, Караса, Кривоозерки, Новая Александровка, Новое Демкино, Тахтала, Старые Савруши, Васильевка, Новый Татарский Адам, Старый Татарский Адам, Нижняя Татарская Майна Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан, о нарушениях при обработке полей инсектицидами при авиационной обработке над населенным пунктом Индустриальный Аксубаевского района Республики Татарстан. В адрес ООО «Агрофирма «Аксу-Агро» направлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 29.08.2022. ....-С, от 03.11.2022 ....-С. Невыполнение ответчиком требований Федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, нарушает гарантированную государством охрану здоровья и благополучия окружающей среды, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Тимирясов А.С. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Агрофирма «Аксу Агро» по доверенности Кудрявцев Г.В. в судебном заседании в удовлетворении иска просил отказать.

Районный суд принял решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителем ответчика ООО «Агрофирма «Аксу Агро» по мотиву незаконности и необоснованности ставится вопрос об отмене решения. В обоснование указывается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на неисполнимость вынесенного решения.

В письменных возражениях представитель истца Управления Роспотребнадзора по РТ просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

По результату рассмотрения дела судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, требования заявителя о признании противоправными бездействия ответчика по недопущению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, заявлены на основании положений статей 17 и 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с установленными в ходе проверки хозяйственной деятельности ответчика фактов нарушения статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 272,279,282 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, в связи с чем, поданная представителем общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» Кудрявцевым Р.В. апелляционная жалоба направлена районным судом на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан.

В судебном заседании судебной коллегией поставлен на обсуждение вопрос о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства в соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьёй 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет своё нарушенное или оспариваемое право (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объёме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определённых в законе.

Между тем из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином (организацией) по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряжённым исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделённых публично-властными полномочиями.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.2014 года № 28-П указано, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и, тем самым, обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применяемого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

По смыслу приведённых положений, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Учитывая изложенные нормы закона, их официальное разъяснение и толкование, а также характер заявленных государственным органом требований, судебная коллегия приходит к выводу, что данное дело по апелляционной жалобе представителя общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» Кудрявцева Р.В. не может быть рассмотрено по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства с передачей дела на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.

Руководствуясь частью 3 статьи 33.1, статьями 199, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам административного судопроизводства.

Передать данное дело с апелляционной жалобой представителя общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Аксу Агро» Кудрявцева Р.В. на решение Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2023 года на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан.

Мотивированное определение составлено 20 сентября 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-13326/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан)
Ответчики
ООО Агрофирма Аксу-Агро
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
17.07.2023Передача дела судье
14.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее