УИД 04RS0011-01-2024-001561-02
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ ИЗГОТОВЛЕНО 22.08.2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 г. с. Кабанск
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Онхоновой С.А., при секретаре Брянской Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Красно-Ярскаясредняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, Администрации МО «Кабанский район», МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» об устройстве территории для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Кабанского района Республики Бурятия обратился в суд с иском с учетом уточнений в интересах неопределенного круга лиц к МАОУ «Красно-Ярская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия (далее Школа) об обязании в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить территорию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов путем оборудования ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки;об обязании Администрации МО «Кабанский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выделение необходимого целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» (далее МКУ РУО) для проведения указанных мероприятий; об обязании МКУ РУО в течение 3 месяцев с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением на проведениеуказанных мероприятий.
Иск мотивирован тем, что по результатам проведенной проверки на территории Школы установлены нарушения требований законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, а именно контейнерная площадка не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21, тем самымне соблюдается санитарно-эпидемиологическое благополучие окружающей среды.
Представитель истца по доверенности Сотникова Е.С. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации МО «Кабанский район» Оганисян М.С. против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что действительно имеется необходимость в устранении указанных нарушений, однако просит увеличить срок для выделения денежных средств.
Представитель ответчика МКУ РУО Жабаев О.Ч. против удовлетворения иска не возражал, пояснив, что заявленный прокурором срок для исполнения решения суда, в случае поступления денежных средств от Администрации, для них достаточен.
Представитель ответчика СОШ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Дело подлежит рассмотрению по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Указанные требования предусмотрены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст. 13.4 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (п.3 ст. 8 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий",на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с п.2 ч.6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (далее Законот 29.12.2012 N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 41 Законаот 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Судом установлено, что прокуратурой Кабанского района Республики Бурятия была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что контейнерная площадка Школы не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21.
Из информации начальника МКУ РУО от 28.06.2024 следует, что причиной отсутствия ограждения является недостаток в финансовом обеспечении.
Из смысла указанных выше правовых норм исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению обустройству прилегающих к муниципальным образовательным организациям территорий является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в связи с чем исковые требования обоснованно заявлены к МО «Кабанский район» как к главному распорядителю бюджетных средств, учредителю образовательного учреждения, МКУ «РУО», наделенному соответствующими полномочиями по регулированию вопросов финансирования расходов образовательных учреждения.
При изложенных обстоятельствах суд считает заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчикам подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая финансовое положение Администрации МО «Кабанский район», а также требования разумности, длительность и сложность, подлежащих выполнению работ, планирование бюджета, в соответствии со ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить сроки исполнения обязанностей со дня вступления решения в законную силу для Школы в течение 12 месяцев, для Администрации МО «Кабанский район» – в течение 9 месяцев, для МКУ РУО – 1 месяц с момента поступления денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя прокурора Кабанского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать МАОУ «Красно-Ярская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия МО «Кабанский район» Республики Бурятия (ИНН0309009513) обустроить территорию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов путем оборудования ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию МО «Кабанский район» (ИНН 0309001634) в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить выделение необходимого целевого финансирования в МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» для проведения вышеуказанных мероприятий.
Обязать МКУ «Районное управление образования» Администрации МО «Кабанский район» (ИНН 0309005815) в течение 1 месяца с момента поступления денежных средств распределить их целевым назначением на проведение вышеуказанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательно форме путем подачи апелляционной жалобы через Кабанский районный суд Республики Бурятия
Судья С.А. Онхонова