Решение по делу № 33-18686/2023 от 23.05.2023

Судья: Тягай Н.Н.                                                     Дело № 33-18686/2023

Уникальный идентификатор дела

50RS0048-01-2022-000077-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гирсовой Н.В., Петруниной М.В.,

при помощнике судьи Красновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2023 года апелляционные жалобы ФИО и Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 26 апреля 2022 года по делу по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о возложении обязанности предоставить меры государственной социальной помощи в виде социальной карты,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском (с учетом утончения заявленных требований) к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области, обязании выдать социальную карту жителя Московской области.

В обоснование иска указала, что с 30.08.2017 г. является пенсионером. С 08.08.2005 г. она постоянно проживает на территории мкр. Сходня г.о. Химки Московской области по адресу: <данные изъяты>, зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу. Истец считала, что в соответствии с нормами Закона Московской области «О социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области» имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области.

Министерством социального развития Московской области в предоставлении мер социально поддержки ФИО было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации по месту жительства в Московской области. Однако истец с отказом не согласна, поскольку отсутствие регистрации не исключает возможность установления судом факта проживания гражданина в определенной местности, а также не исключает возможности получения мер социальной поддержки.

Истец просила суд признать право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области,ризнать право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, обязать Министерство социального развития Московской области выдать социальную карту жителя Московской области.

Истец в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором также просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика представил возражения согласно которым, меры социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области «О социальной поддержки отдельных категорий граждан в Московской области» от 23 марта 2006 года N 36/2006-03 предоставляются лицам, имеющим место жительства в Московской области; местожительство, подтверждается регистрацией по месту жительства. В соответствии с документами, предоставленными ФИО, истец места жительства не имеет, в связи с чем, просила в иске отказать.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал за ФИО право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, предусмотренный пп. 1 п.1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области». Обязал Министерство социального развития Московской области выдать ФИО социальную карту жителя Московской области.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда изменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не усматривает.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда таким требованиям соответствует, исходя из следующего.

Часть 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации регламентирует, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальных поддержки граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан.

В соответствии со статьей 1.1. Закона Московской области указанный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно постановлению Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области» получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» и постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области», установил по делу обстоятельства, и пришел к выводу о том, что поскольку материалами дела подтверждается фактическое проживание ФИО на территории г.о. Химки Московской области, при наличии временной регистрации по месту пребывания, то в силу указанных норм ФИО имеет право на получение социальной карты жителя Московской области.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, ФИО с 2005 года проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>.

На основании договора найма служебного жилого помещения от <данные изъяты> от 27.04.2016 г. расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания с 21 июля 2016 года по 27 апреля 2021 года.

В настоящее ФИО заключен договор найма служебного жилого помещения <данные изъяты> от 18.02.2022 г., расположенного по адресу: <данные изъяты>, на основании чего ФИО подано заявление о регистрации по месту пребывания до 17.02.2027 г.

ФИО в Министерство социальной защиты населения подано заявление об оформлении социальной карты жителя Московской области.

По результатам рассмотрения указанного заявления 10.12.2021 г. Министерством социальной защиты населения принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги в связи с отсутствием места жительства у указанного лица на территории Московской области.

Как следует из Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 «Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области» получателем социальной поддержки является гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

Согласно указанному Постановлению социальная карта жителя Московской области - многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается получателю социальной поддержки, зарегистрированному в региональном регистре социальных карт.

Согласно п. 8.1.1 Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области.

Таким образом, отсутствие в паспорте отметки о постоянной регистрации по месту жительства в Московской области не ограничивает право на получение социальной карты, если возможно документально подтвердить место жительства в Московской области другими доказательствами.

Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В силу п. п. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

            Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

Из материалов дела усматривается, ФИО зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, является пенсионером с 30.08.2017 г.

Согласно трудовому договору, в период с августа 2005 года по апрель 2016 года, ФИО была предоставлена комната в АУ СН ЦПСК «Химки» СК «Дружба» по адресу: <данные изъяты>.

С 28.04.2016 г., согласно договору найма, ФИО вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>.

В подтверждение факта постоянного проживания с 08.08.2005 г. по 27.04.2016 г. по адресу: <данные изъяты> заявителем представлены следующие документы: свидетельство о регистрации по месту пребывания <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; копия трудовой книжки; копии справок из отдела кадров: <данные изъяты> от <данные изъяты>; <данные изъяты> от <данные изъяты>; <данные изъяты> от <данные изъяты>; копия справки об отсутствии задолженности <данные изъяты> от <данные изъяты>; копии квитанций об оплате ЖКУ («за жилье» как благотворительный взнос с 2005 года по 2010 год; с 2010 года по 2015 год квитанции за ЖКУ, за наем - ксерокопии вместе с чеками); копии ходатайств руководителей Сходненской городской больницы о предоставлении служебного жилья по указанному адресу <данные изъяты> от <данные изъяты>; <данные изъяты> от <данные изъяты>; <данные изъяты> от <данные изъяты>; заявления о регистрации по месту жительства <данные изъяты>; заявления № Ж-306 от <данные изъяты>; № Ж-5973 от <данные изъяты>; копия акта приема-передачи комнаты <данные изъяты>; копия Соглашения № ДС-846 от <данные изъяты>, в котором указана комн. <данные изъяты> в <данные изъяты>; копия Справки АУ СН ЦПСК «Химки» СК «Дружба» от <данные изъяты> об отсутствии задолженности за пребывание в комн. <данные изъяты> в <данные изъяты>; копия Договора <данные изъяты> от <данные изъяты> с ООО «ЮК ВЫХОД» где адрес Заказчика (ФИО) указан <данные изъяты>.

Подтверждением того, что <данные изъяты> является местом постоянного проживания ФИО с 28.04.2016 г. по настоящее время является: копия договора найма жилого помещения № <данные изъяты> от 27.04.2016 г.; копии квитанций об оплате ЖКУ; копии выписок из домовой книги от 27.03.2019 г.; от 21.08.2020 г.; от 10.12.2021 г.; копия финансово-лицевого счета <данные изъяты> от <данные изъяты>; копия справки от 01.03.2019 г. об отсутствии задолженности по платежам ЖКУ по адресу: <данные изъяты>; копия регистрации по месту пребывания <данные изъяты> с <данные изъяты> по <данные изъяты>; копия технического паспорта.

Доказательств не проживания ФИО в Московской области ответчиком не представлено.

Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Довод апелляционной жалобы истца о том, что суд первой инстанции не рассмотрел требования об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области, судебной коллегией отклоняется, поскольку судом первой инстанции вынесено определение от 17.02.2023 г. в части требования установления факта, которым суд оставил без рассмотрения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО и Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19.06.2023 года

Судья: Тягай Н.Н.                                                                  Дело 33-18686/2023

Уникальный идентификатор дела

            50RS0048-01-2022-000077-50

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

            31 мая 2023 года                                                                             г. Красногорск

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

    судей Гирсовой Н.В., Петруниной М.В.,

при помощнике судьи Красновой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу ФИО на определение Химкинского городского суда Московской области от 17 февраля 2023 года об оставлении искового заявления в части требований об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области без рассмотрения,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

ФИО обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании права на предоставление мер государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области, обязании выдать социальную карту жителя Московской области.

Решением Химкинского городского суда Московской области от 26.04.2022 г. суд признал за ФИО право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, предусмотренный пп. 1 п.1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», а также обязал Министерство социального развития Московской области выдать ФИО социальную карту жителя Московской области.

Определением суда от 17.02.2023 г. исковые требования об установлении факта постоянного проживания на территории Московской области оставлены без рассмотрения.

В частной жалобе истец просит определение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов частной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого определения не усматривает.

Оставляя исковые требования ФИО без рассмотрения, судья, применительно к положениям ст. 263 ГПК РФ, исходил из того, что из заявленных требований усматривается спор о праве на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, что исключает возможность рассмотрения заявления в порядке особого производства.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267 ГПК РФ).

Как усматривается из заявления, частной жалобы, установление факта постоянного проживания на территории Московской области необходимо для бесплатного проезда на общественном транспорте Московской области по социальной карте жителя Московской области.

Из изложенного видно, что в действительности имеет место спор не о факте, а о праве, которое порождает, по мнению заявителя, установление требуемого им факта.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого определения суда, частная жалоба не содержит.

Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы судебная коллегия не усматривает.

            Руководствуясь ст.ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия

            ОПРЕДЕЛИЛА:

                определение Химкинского городского суда Московской области от 17 февраля 2023 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО – без удовлетворения.

            Председательствующий

            Судьи

            Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 19.06.2023 года

33-18686/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Женевская Александра Владимировна
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Московский областной суд
Судья
Цуркан Л.С.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
31.05.2023Судебное заседание
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2023Передано в экспедицию
31.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее