Дело № 2-769/2022
УИД №
Мотивированное решение изготовлено 04.08.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 28 июля 2022 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Кривоноговой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Рожковой Л.В.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Петровой А.В.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Исмагулова К.Е.,
представителя ответчика Управления образования администрации Любинского муниципального района Омской области Жаргаковой К.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Любинского района к МБОУ «Северо-Любинский СОШ», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области о возложении обязанности по проведению эксплуатационного контроля,
УСТАНОВИЛ:
В Любинский районный суд Омской области с вышеназванным исковым заявлением обратился и.о. прокурора Любинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Северо-Любинский СОШ», Управлению образования Любинского района, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что МБОУ «Северо-Любинский СОШ» осуществляет деятельность в здании, принадлежащем на праве собственности администрации Любинского муниципального района Омской области, переданном образовательному учреждению в оперативное управление. При этом, в нарушение требований закона, техническое обследование эксплуатируемого здания, в том числе в установленном порядке проводилось, что в свою очередь может привести к ухудшению состояния муниципального имущества, а также к его повреждению. Бездействие образовательного учреждения угрожает жизни и здоровью несовершеннолетних, поскольку безопасность образовательного процесса при эксплуатации здания, обследование которого в установленные сроки не проводилось, не обеспечивается. В адрес главы администрации Любинского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены в связи с отсутствием денежных средств. Обращение прокурора с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределённого круга, в том числе, несовершеннолетних, поскольку безопасность образовательного процесса при эксплуатации здания, обследование которого в установленные сроки не проводилось, не обеспечена, просил обязать ответчиков организовать проведение эксплуатационного контроля здания образовательного учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Исмагулов К.Е. исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Северо-Любинский СОШ» участия в рассмотрении дела не принимал, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.
Представитель ответчика Управления образования Любинского муниципального района Жаргакова Г.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании требования признала, показала предпринимаются меры к устранению нарушения, нарушения будут устранены.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 1.4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей, соблюдения гарантий их прав.
В соответствии ст.15 ч.3, ч.6, ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения входит создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь, здоровье и охрану обучающихся, работников образовательной организации, за невыполнение или ненадлежащее выполнение которых, а также реализацию не в полном объеме образовательная организация несет ответственность в установленном законом порядке.
Пунктом 3 ч. 4 указанной статьи Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Пунктом 2 ч.3 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации отнесены материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
В соответствии с ч.7 вышеуказанной статьи Федерального закона №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.ч.1, 5, 6, 7, 8, 9 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
В соответствии с ч.4 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Частью 5 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Согласно ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Частью 1 ст.36 Технического регламента определено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Кроме того, согласно ч.5 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Порядок организации эксплуатационного контроля в настоящее время установлен Сводом правил «Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения» СП255.1325800.2016, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 24.08.2016 № 590/пр. (далее по тексту - СП 255.1325800.2016)
В соответствии с п.8.1 СП 255.1325800.2016 эксплуатационный контроль технического состояния зданий (сооружений) включает в себя общий мониторинг технического состояния здания (сооружения) с помощью системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций, осмотры здания (сооружения), технический мониторинг систем инженерно-технического обеспечения, обследования.
Пунктом 8.2 СП 255.1325800.2016 установлены следующие виды осмотров: текущие, сезонные, внеочередные.
Текущие осмотры осуществляют ежедневно – для зданий (сооружений) повышенного уровня ответственности или еженедельно – для зданий (сооружений) иных уровней ответственности.
Сезонные осмотры осуществляют два раза в год:
весенний общий осмотр проводят после таяния снега в целях выявления появившихся за зимний период повреждений элементов здания (сооружения), систем инженерно-технического обеспечения, системы общего мониторинга технического состояния несущих строительных конструкций и элементов благоустройства, примыкающей к зданию (сооружению) территории. При этом уточняют объем работ по текущему ремонту на летний период и по капитальному ремонту на будущий год;
осенний общий осмотр проводят по окончании летних работ по текущему ремонту для проверки готовности здания (сооружения) к эксплуатации в зимних условиях.
Внеочередные осмотры проводят после явлений стихийного характера (например, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений), аварий в системах инженерно-технического обеспечения и при выявлении деформаций оснований не позднее двух дней после стихийного бедствия или техногенной аварии.
На основании результатов осмотров лицом, осуществляющим эксплуатацию, может быть принято решение о необходимости проведения: аварийного ремонта, текущего ремонта, внеочередного обследования, внеплановых мероприятий по обслуживанию здания (сооружения).
Также в результате проведения осмотров уточняют данные, необходимые для проведения ремонта.
Установлено, что в адрес главы администрации Любинского муниципального района прокурором направлено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, законодательствах несовершеннолетних, об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
В судебном заседании установлено, что до настоящего нарушения, указанные прокурором, не устранены, проверка и (или) мониторинг технического состояния оснований, строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения здания образовательного учреждения не проводятся, доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие указанных прокурором мероприятий не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав детей, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, обязать ответчиков организовать проведение эксплуатационного контроля здания образовательного учреждения.
В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина.
Между тем, на основании п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд, исходя из имущественного положения ответчика, считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины, поскольку учреждение является бюджетным, его финансирование осуществляется из средств местного бюджета, дополнительных источников дохода оно не имеет.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Любинского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Северо-Любинский СОШ» удовлетворить.
Обязать МБОУ «Северо-Любинский СОШ», Управление образование администрации Любинского муниципального района Омской области организовать в соответствии с требованиями ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение эксплуатационного контроля здания МБОУ «Северо-Любинский СОШ».
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.С. Кривоногова