РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 января 2015 г. г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малаевой В.Г.
при секретаре < Ф.И.О. >2,
рассмотрев в судебном заседании заявление < Ф.И.О. >1 к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3, представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4,
в отсутствие не явившихся представителей: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, администрации муниципального образования г. Краснодар, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
установил:
< Ф.И.О. >7 обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости - <...> рубля, а также установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости - <...> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ему на праве аренды принадлежит: земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, пер. Гаражный, 5/1, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения складских и административных помещений. Согласно кадастровому паспорту от 26 февраля 2013 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> рублей; земельный участок, с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Согласно кадастровому паспорту от 17 мая 2013 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> рублей. < Ф.И.О. >7 обратился в Торгово-промышленную палату Краснодарского края для проведения независимой рыночной оценки вышеуказанных земельных участков. По результатам оценки 19 марта 2014 г. подготовлены отчеты «Об оценке рыночной стоимости земельных участков». Согласно отчету <...> от 19 марта 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей на дату оценки 01 января 2011 г. Согласно отчету <...> от 19 марта 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей на дату оценки 01 января 2011г.
При таких обстоятельствах, < Ф.И.О. >7 полагает, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышена, в связи с чем нарушаются его права, как арендатора, плательщика арендной платы.
В ходе судебного разбирательства представитель истца по доверенности < Ф.И.О. >3 уточнила заявленные требования, просила суд установить по состоянию на дату оценки (<...>) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: Российская <...>, категория земель: земли населенных пунктов, в размере его рыночной стоимости - <...> рубля, а также установить по состоянию на дату оценки (1 января 2011 г.) кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов в размере его рыночной стоимости - <...> рублей.
На основании ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением суда (т. 1 л.д. 119) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края.
В судебном заседании представитель истца по доверенности < Ф.И.О. >3 поддержала доводы заявления с учетом уточнений и просила его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4 возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление, просил отказать в его удовлетворении.
Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, ТУ Росимущества в Краснодарском крае, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, в материалы дела представили возражения против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление, просили отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрации муниципального образования г. Краснодар, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц: < Ф.И.О. >1, администрации муниципального образования г. Краснодара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ТУ Росимущества в Краснодарском крае, не представивших доказательства уважительности причин своего отсутствия и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, учитывая наличие в деле доказательств их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3, представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >4, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ГПК РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции, в том числе гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что на основании договора от 09 декабря 2013 г. об уступке прав по договору аренды земельного участка от 7 ноября 2013 г. № <...>, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю 17 декабря 2013 г. № <...>, < Ф.И.О. >1 на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
< Ф.И.О. >1 также на основании договора от <...> об уступке прав по договору аренды земельного участка от 7 ноября 2013 г. № <...>, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю 19 декабря 2013 г. № <...>, на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, расположенный по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения складских и административных помещений.
Поскольку согласно условиям вышеуказанных договоров аренды спорных земельных участков арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о наличии у < Ф.И.О. >1 правовой заинтересованности в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью, так как изменение размера кадастровой стоимости влияет на величину арендных платежей.
Кадастровая стоимость земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, устанавливалась ранее на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 февраля 2010 г. № 58 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края».
В настоящее время кадастровая стоимость земельных участков земель населенных пунктов установлена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 г. № 1756 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края».
Соответствующая кадастровая стоимость согласно данному нормативному правовому акту определена по состоянию на 1 января 2011 г.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <...> от 17 мая 2013 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> рублей.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером <...> от 26 февраля 2013 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет <...> рублей.
Несогласие с определенным размером кадастровой стоимости спорных земельных участков ввиду их несоответствия рыночной стоимости стало основанием для обращения < Ф.И.О. >1 в суд с указанным выше заявлением.
Положения п. 3 ст. 66 ЗК РФ (вне зависимости от ее редакции) предусматривают возможность определения кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, установленном нормативно- правовыми актами, но и исходя из его рыночной стоимости.
В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил). Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, п. 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 ЗК РФ, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету «Об оценке рыночной стоимости земельного участка» <...> от 19 марта 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рубля по состоянию на 01 января 2011 г.
В соответствии с выводами экспертного заключения НП «Межрегионального союза оценщиков» от 31 марта 2014 г. <...> отчет <...> от 19 марта 2014 г. «Об оценке рыночной стоимости земельного участка» соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО «НКСО».
Согласно отчету «Об оценке рыночной стоимости земельного участка» <...> от 19 марта 2014 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> составляет <...> рублей по состоянию на 01 января 2011 г.
В соответствии с выводами экспертного заключения НП «Межрегионального союза оценщиков» от 31 марта 2014 г. <...> отчет <...> от 19 марта 2014 г. «Об оценке рыночной стоимости земельного участка» соответствует требованиям закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО «НКСО».
Экспертные заключения НП «Межрегионального союза оценщиков» от 31 марта 2014 г. №№ <...>, <...> соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК РФ, а также требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в части, применимой к рассматриваемым правоотношениям, и Федеральным стандартам оценки ФСО № 1, № 2, № 3, утвержденным Приказами Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 254, № 255, № 256.
Выбор оценщиком метода оценки в рамках сравнительного подхода обоснован. Отказ от применения доходного и затратного метода обоснован.
Расчет стоимости объектов оценки соответствуют описанным в отчете методам, приведены в отчете в полном объеме и позволяют проверить полученный результат. Расчеты выполнен без пропусков. Допущения, использованные оценщиком в отчетах, обоснованы.
В отчетах не выявлены технические ошибки, допущенные оценщиком при составлении отчетов, приводящие к нарушению требований законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, достоверность выводов эксперта по проведенным отчетам сторонами сомнению не подвергалась.
При этом ни от ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, ни от администрации муниципального образования г. Краснодар, ни от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ни от департамента имущественных отношений Краснодарского края, ни от ТУ Росимущества в Краснодарском крае не поступило возражений по относимости и допустимости результатов проведенных оценок.
На основании изложенного, суд считает возможным положить выводы, изложенные в экспертных заключениях, в основу решения суда и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов в размере его рыночной стоимости - <...> рубля по состоянию на 1 января 2011 г., а также установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов в размере его рыночной стоимости - <...> рублей по состоянию на 1 января 2011 г.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Поскольку кадастровая стоимость как земельного участка (<...> рублей) с кадастровым номером <...> значительно превышает его рыночную стоимость (<...> рубля), так и кадастровая стоимость (<...> рублей) земельного участка с кадастровым номером <...> значительно превышает его рыночную стоимость (<...> рублей), что подтверждается выводами экспертных заключений НП «Межрегионального союза оценщиков» от 31 марта 2014 г. №№ <...>, <...>-<...> составленных в соответствии со стандартами оценки, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, равной их рыночной стоимости.
При этом, суд полагает необходимым отметить, что в результате удовлетворения заявленных требований, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, их законные интересы не нарушаются и на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Доводы возражений представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю», действующей на основании доверенности, < Ф.И.О. >5 о том, что оспаривание кадастровой стоимости спорного земельного участка путем установления его рыночной стоимости направлено на оспаривание результатов кадастровой стоимости, утвержденных Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края № 1756, суд полагает необоснованными, поскольку из настоящего заявления усматривается, что требования заявителя направлены на определение кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, установленной в результате индивидуальных характеристик спорных объектов недвижимости в соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ, предусматривающей возможность определения кадастровой стоимости земельного участка не только в порядке, установленном нормативно- правовыми актами, но и исходя из его рыночной стоимости в соответствии нормами действующего Земельного законодательства.
При этом для ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости в силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» является настоящее решение с момента вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Краснодарский краевой суд
решил:
Заявление представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >3 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости - <...> рубля по состоянию на <...>
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> площадью <...> кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости - <...> рублей по состоянию на <...>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 января 2015 г.
Судья Краснодарского краевого суда В.Г. Малаева