УИД: 76RS0014-01-2022-002945-67
Дело № 2а-43/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
адрес 02 марта 2023 года
Пресненский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Карповой А.И., при помощнике судьи фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-43/2023 по административному иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Правительству адрес, Департаменту охраны окружающей среды и природопользования адрес о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Кировский районный суд адрес с настоящим иском к Росгидромет и ФГБУ «Центральное УГМС» о признании незаконным бездействия последних, выразившееся в неустановлении на территории адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич адрес стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов» и возложении на ответчиков обязанности установить на территории названных городов стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с указанным ГОСТом, ссылаясь на то, что в результате проведенной Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой исполнения законодательства установлено об охране окружающего воздуха установлено, что в настоящее время на территории адрес ответчиками как уполномоченными органами государственной власти мониторинг за состоянием атмосферного воздуха не проводится, в названных городах стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха отсутствуют, тогда как, учитывая численность проживающего в них населения, необходимо функционирование как минимум по одному посту наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Определением Кировского районного суда адрес от 07.09.2022 по ходатайству ответчика ФГБУ «Центральное УГМС» дело передано на рассмотрение настоящего суда, которым принято к производству 24.10.2022.
Определением настоящего суда по заявлению административного истца в порядке ст. 41 КАС РФ в качестве административных соответчиков к участию в деле были привлечены - Правительство адрес и Департамент охраны окружающей среды и природопользования адрес.
Представитель административного истца Ярославского межрайонного природоохранного прокурора по доверенности фио в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) по доверенности фио в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований просила отказать в полном объеме по доводам письменных возражений, ссылаясь, в том числе на то, что при вынесении решения по настоящему делу следует учитывать конституционный принцип исполнимости решения, а также объективные финансовые возможности федеральной службы, поскольку финансирование текущей деятельности Росгидромета осуществляется Правительством РФ, ежегодно выделяемый объем бюджетных ассигнований позволяет Росгидромету обеспечивать деятельность только действующей государственной наблюдательной сети без возможности её развития, поскольку открытие новых постов потребует увеличения ежегодных расходов на их эксплуатацию, но федеральная служба регулярно направляет предложения о выделении дополнительного финансирования на развитие данного направления, в том числе при подготовке в 2021 году проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», которые не были поддержаны курирующим должностным лицом Правительства РФ, в то время как пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются в административных центрах субъектов РФ, городах с населением более 100 000 человек и крупных промышленных центрах, в связи с чем правовые основания для расходования выделяемых средств федерального бюджета на организацию наблюдений в городах с численностью населения менее 100 000 человек, к числу которых относятся адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич, у административного ответчика отсутствуют, вместе с тем органами исполнительной власти адрес такие посты наблюдения в рамках формирования территориальной системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на их территории вопреки действующему соглашению с Росгидрометом о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды № С-140-90 от 14.12.2017 не организованы, при этом утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 № 1370 предусмотрен перечень мероприятий, на которые регионы смогут направлять поступившие в их бюджет экологические платежи, среди которых мероприятие 9 - «Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды», а потому финансовый механизм для организации стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории данных городов у органов исполнительной власти региона имеется. Кроме того, отсутствует информация о хозяйствующих субъектах названных городов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, экспертные заключения о необходимости стационарных пунктов наблюдений, принимающие во внимание не только требования п. 2.6 ГОСТа 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», но и положения 2.5 данного ГОСТа об учете площади населенного пункта, рельефа местности, уровня развития промышленности, наличие сети магистралей с интенсивным транспортным движением и др., а также наличие подвижных пунктов наблюдений в адрес, в связи с чем Росгидрометом, на который возложена лишь обязанность по согласованию размещения постов территориальными органами исполнительной власти в области гидрометеорологии, приняты исчерпывающие меры, направленные на обеспечение финансирования организации стационарных постов наблюдения, вина федеральной службы при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, отсутствует.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Центральное УГМС» по доверенности фио в судебном заседании в удовлетворении заявленных административных исковых требований просил отказать в полном объеме по доводам письменных возражений, ссылаясь, в том числе на то, что ФГБУ «Центральное УГМС» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, отсутствуют основания для признания его виновным в неразмещении стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в адрес, поскольку оно, как подведомственная Росгидромету организация, не наделено государственными или иными полномочиями по самостоятельной организации и стационарных пунктов наблюдений, вместе с тем согласно пункта 154 Приказа Минприроды Российской Федерации от 30.07.2020 № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением» пункты наблюдений локальных систем наблюдений, создаваемые в зоне воздействия влияния промышленных объектов, размещаются на выделенном земельном участке в области наибольшей плотности населения селитебной территории в пределах зоны влияния и с учетом наибольших приземных концентраций, полученных по результатам расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в связи с чем осуществление мониторинга окружающей среды за загрязнением атмосферного воздуха должно осуществляться и владельцами предприятий адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич адрес, которые относятся к категории I,II,III степени опасности, при этом формирование системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха относится полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые должны организовать пункты наблюдений с учетом таких требований к информации о состоянии природной среды, как обеспечение ее достоверности и исключение существенного влияния на точность измерений, а в данном случае Правительством адрес, у которого имеется финансовый механизм для организации стационарных пунктов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на территориях указанных городов. Кроме того, срок на обращение с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия ФГБУ «Центральное УГМС» истек 10.07.2021, так как представление административного истца было получено 10.03.2021 года.
Административный ответчик Правительство адрес в судебное заседание своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в удовлетворении заявленных административных требований просило отказать по доводам ранее представленных письменных возражений, ссылаясь, в том числе на то, что формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъектов РФ, при этом органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и в иных сферах является департамент охраны окружающей среды и природопользования адрес, а потому Правительство адрес не осуществляет полномочия по участию в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований в отношении департамента охраны окружающей среды и природопользования адрес, поскольку обязанность по формированию и обеспечению функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на органы исполнительной власти субъектов РФ законодательно не возложена, а административное исковое заявление не содержит требований об установлении стационарных постов наблюдения.
Административный ответчик Департамент охраны окружающей среды и природопользования адрес в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, возражений на административное исковое заявление не представил.
В соответствии со ст. 150 и ст. 152 КАС РФ решение по делу постановлено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Ярославский межрайонный природоохранный прокурор указывал на отсутствие на территории адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич адрес стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, тогда как, учитывая численность проживающего в них населения, необходимо функционирование как минимум по одному посту наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Из материалов дела видно, что согласно ответу № 10/01-06-408 от 09.04.2021 Ярославского ЦГМС – филиала ФГБУ «Центральное УГМС» число стационарных постов в адрес, адрес, адрес с учетом их зависимости от численности населения соответствует требованиям ГОСТ 17.2.3.01-86, вместе с тем адрес, Ростов, Тутаев и Углич не являются промышленными центрами России, при этом открытие новых постов государственной наблюдательной сети не относится к компетенции ФГБУ «Центральное УГМС». Кроме того, Ярославский ЦГМС много лет выполнял работы по обследованию территорий области по определению качества атмосферного воздуха по контракту с департаментом охраны окружающей среды и природопользования адрес, однако в настоящий момент обследуются по контракту только адрес, целевое финансирование из федерального бюджета на установление охранных зон пунктов наблюдений не выделялось, тогда как административным ответчиком самостоятельно изыскана возможность финансирования данного направления, а потому основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности отсутствуют.
В ответе № 312-09/01-07-1032 от 22.07.2022 на запрос административного истца Ярославский ЦГМС – филиал ФГБУ «Центральное УГМС» сообщил, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в адрес осуществляется на 8 стационарных постах, в том числе на 5 постах в адрес, 2 постах в адрес и 1 посту в адрес, при этом наблюдения в адрес Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич не входят в государственное задание и не проводятся. В адрес в соответствии с государственным контрактом № Ф.2022.12 от 27.05.2022 для Департамента охраны окружающей среды и природопользования адрес с мая 2022 года выполнены работы по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха в двух точках.
Департамент инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности адрес письмом № 29-1825/22 от 01.07.2022 информировал Ярославского межрайонного природоохранного прокурора о числе предприятий промышленного производства, среднесписочной численности работников промышленных предприятий, их среднемесячной заработной плате, объемах отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятиями промышленного производства, инвестициях в основной капитал таких предприятий.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1996 № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха» и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха» мониторинг атмосферного воздуха представляет собой систему наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха» государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды, обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 23 Федерального закона от 04.05.1996 № 96-Ф3 «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих адрес, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» участниками деятельности гидрометеорологической службы является федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и подведомственные организации.
Согласно ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды», организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, a также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 № 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды.
Пунктами 5.4.3 и 5.4.4 данного Положения установлено, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также осуществляет государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).
Согласно статье 10 Федерального закона № 113-ФЗ от 19.07.1998 «О гидрометеорологической службе» участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.
Положениями статьи 13 Федерального закона № 113-ФЗ от 19.07.1998 «О гидрометеорологической службе» установлено, что организация деятельности стационарных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляется в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидрометом), прекращение деятельности пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением Росгидромета. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков.
Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.
Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с пп. 2.5, 2.6, 2.7 ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10.11.1986 № 3395 (далее - ГОСТ 17.2.3.01-86), число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 17.2.3.01-86 установлены три категории постов наблюдений загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные.
адрес предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ. адрес предназначается для регулярного отбора проб в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся с помощью передвижного оборудования. адрес предназначен для отбора проб под дымовым (газовым) факелом с целью выявления зоны влияния данного источника.
Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей.
В населенных пунктах устанавливают один стационарный или маршрутный пост через каждые 0,5-5 км с учетом сложности рельефа и наличия значительного количества источников загрязнения.
Постановлением Правительства РФ от 09.08.2013 № 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» утверждено Положение о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды), которым установлено, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Из п.п. 2 и 3 названного Положения следует, что государственный экологический мониторинг осуществляется в том числе Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственного мониторинга атмосферного воздуха.
Согласно утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.09.2010 № 1458-р Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата) (далее - Стратегия) одной из основных задач, связанных с мониторингом загрязнения атмосферного воздуха, является проведение регулярных наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в городах с населением свыше 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-Ф3 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» отраслевой документ стратегического планирования РФ, к которому относится Стратегия, определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления.
Статья 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит участие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Развитие систем экологического мониторинга на территориях субъектов Российской Федерации предусмотрено пунктом 64 Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-p.
Требованиями к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524, с учетом Положения дифференцированы требования, предъявляемые к государственной наблюдательной сети, территориальным и локальным системам наблюдений за состоянием окружающей среды.
Так, в пункте 158 Требований указано, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются преимущественно в административных центрах субъектов Российской Федерации, городах с населением более 100 тыс. человек и крупных промышленных центрах.
Пункты наблюдений территориальных систем наблюдений организуются в городских и иных поселениях с населением менее 100 тыс. человек, а также в дополнение к пунктам государственной наблюдательной сети в целях получения детализированной информации о распределении концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на наблюдаемой территории.
В силу пункта 124 Требований на территориях (акваториях), где отсутствует стационарная наблюдательная сеть, наблюдения проводятся с использованием подвижных пунктов наблюдений, включающих платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Утвержденные Указом Президента РФ от 11.03.2019 № 97 Основы реализации государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу предусматривают в качестве одной из основных задач в данной области организацию мониторинга атмосферного воздуха в городах и крупных промышленных центрах Российской Федерации с населением свыше 100 тысяч человек, где отсутствуют наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
При этом, суд отмечает, что исходя из положений пп. 7 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-Ф3 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С 01.09.2022 вступили в силу Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», субъекта Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 02.08.2022 № 1370, которыми предусмотрен перечень мероприятий, на которые регионы смогут направлять поступившие в их бюджет экологические платежи, среди которых мероприятие 9 - «Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды».
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Возражая против заявленных требований, Росгидромет ссылался на то, что пункты наблюдений государственной наблюдательной сети организуются в административных центрах субъектов РФ, городах с населением более 100 000 человек и крупных промышленных центрах, в связи с чем правовые основания для расходования выделяемых средств федерального бюджета на организацию наблюдений в городах с численностью населения менее 100 000 человек, к числу которых относятся адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич, у него отсутствуют.
Так, из представленных Администрациями адрес следует, что численность населения адрес составляет 16 341 человек, Данилов - 14 416 человек, Любим (площадь 7 кв.км.) - 5 007 человек, Мышкин (площадь 536,63 га) - 5 486 человек, Пошехонье (площадь 803,4 га) – 5 639 человек, Ростов (площадь 3 204 га) – 30 145 человек, Тутаев - 39 603 человек, Углич (площадь 2 666 га) – 31 108 человек.
Вместе с тем Росгидромет указывал, что органами исполнительной власти адрес такие посты наблюдения в рамках формирования территориальной системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на их территории вопреки действующему соглашению с Росгидрометом о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды № С-140-90 от 14.12.2017 не организованы.
При этом статьей 2 соглашения между Росгидрометом и Правительством адрес о сотрудничестве в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния, загрязнения окружающей среды № С-140-90 от 14.12.2017 определены основные направления и формы взаимодействия сторон, в том числе обеспечение функционирования и совершенствования государственной наблюдательной сети и территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, её загрязнением на территории адрес.
В целях реализации указанного соглашения согласно статье 3 Росгидромет и Правительство адрес совместно решают вопросы, в том числе функционирования и совершенствования деятельности государственной наблюдательной сети, а также территориальной системы наблюдений состоянием окружающей среды, её загрязнением на территории адрес.
Как следует из пояснений ФГБУ «Центральное УГМС», оно является подведомственной Росгидромету организацией, не наделено государственными или иными полномочиями по самостоятельной организации и стационарных пунктов наблюдений, при том, что формирование системы наблюдений за состоянием атмосферного воздуха относится полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые должны организовать пункты наблюдений с учетом таких требований к информации о состоянии природной среды, как обеспечение ее достоверности и исключение существенного влияния на точность измерений.
При таких данных, учитывая, что открытие новых постов наблюдений в городах, не охваченных государственной наблюдательной сетью, требует выделения финансовых средств не только на приобретения поста наблюдений с установленными приборами и оборудованием, но и выделения дополнительного штата сотрудников, при том, что материалами дела установлено, что Росгидромет систематически принимает исчерпывающие меры, направленные на обеспечение финансирования организации дополнительных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с законодательством путем направления предложения о выделении дополнительного финансирования для выполнения работ по модернизации и развитию таких постов, которые в целом, как ненадлежащие и неэффективные расценены быть не могут, поскольку отвечают поставленным перед ответчиком целям и задачам, тогда как финансовое обеспечение реализации таких мероприятий в городах с численностью населения менее 100 000 человек, к числу которых относятся адрес, Данилов, Любим, Мышкин, Пошехонье, Ростов, Тутаев, Углич адрес, возложено на органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований о признании бездействия Росгидромета и подведомственного ему ФГБУ «Центральное УГМС» незаконным, а также обязании последних установить на территории названных городов стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».
Возражая против заявленных требований, Правительство адрес обращало внимание, что формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды является правом, а не обязанностью органов исполнительной власти субъектов РФ, а потому отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, в том числе в отношении департамента охраны окружающей среды и природопользования адрес.
Таким образом, суд учитывает положения статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» о наделении органов государственной власти субъектов РФ полномочиями на участие в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды с возможностью согласно п. 124 Требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, утвержденными приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 524, наблюдения с использованием подвижных пунктов наблюдений.
При этом в материалах дела отсутствуют данные о влиянии промышленных предприятий названных адрес на окружающую среду, экспертные заключения о необходимости стационарных пунктов наблюдений, а также информация о подвижных пунктах наблюдений в адрес.
Так, исходя из требований природоохранного законодательства, вопрос организации дополнительных пунктов наблюдений за качеством атмосферного воздуха на территории адрес в городах с населением менее 100 тысяч человек следует решать путем создания органами исполнительной власти адрес – правительством и департаментом охраны окружающей среды и природопользования, территориальной системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с учетом формирования хозяйствующими субъектами, расположенными на территориях указанных населенных пунктов, локальных систем наблюдений – стационарных и подвижных, в рамках производственного экологического контроля.
При таких данных, учитывая, что в материалах дела отсутствует информация о влиянии хозяйствующих субъектов указанных адрес на окружающую среду, экспертные заключения о необходимости стационарных пунктов наблюдений с учетом площади населенного пункта, рельефа местности, уровня развития промышленности, наличие сети магистралей с интенсивным транспортным движением, а также сведения о наличии подвижных пунктов наблюдений в адрес, что указывает на то, что бездействие административных ответчиков Правительства адрес и Департамента охраны окружающей среды и природопользования адрес соответствующими документами и установленными обстоятельствами дела не подтверждено, суд приходит к выводу, что заявленные административные требования к данным ответчикам также являются необоснованными и подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Правительству адрес, Департаменту охраны окружающей среды и природопользования адрес о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить оснащение сети наблюдений достаточным количеством стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Карпова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2023
1