Дело № 2-2395/2024
УИД №60RS0001-01-2024-002738-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2024 года г.Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Медончак Л.Г.,
при секретаре Терентьевой А.В.,
с участием:
представителя истца заместителя прокурора г.Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - помощника прокурора Пузанской Екатерины Александровны,
представителя ответчика Администрации г.Пскова - Прусаковой Елены Леонидовны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Пскова о возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к жилому дому,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г.Пскова, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Пскова о возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного жилого дома и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к жилому дому.
В обоснование требования указано, что по результатам мониторинга реализации муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пскова установлено наличие на территории полностью расселенного аварийного многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
22.03.2023 постановлением № Администрации г.Пскова «О списании муниципального имущества» названный объект, общей площадью 63,3 кв.м., 1958 года постройки, списан с полным износом.
Вместе с тем, по состоянию на 26.03.2024 снос жилого дома по адресу: <адрес>, не осуществлен, свободный доступ к нему не ограничен.
При этом, проектно - сметная документация в целях сноса объекта еще в 2023 году была разработана, однако в связи с отсутствием свободных лимитов выделить средства местного бюджета на такие цели не представилось возможным.
Поскольку отсутствие должного финансирования не освобождает компетентный орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности, просили суд возложить на Администрацию г.Пскова обязанность в срок до 31.12.2024 организовать работы по сносу расселенного аварийного дома по адресу: <адрес>, и обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к нему.
В соответствии со ст.16.1 КАС РФ суд 13.08.2024 перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, также в ходе разрешения спора по существу к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление городского хозяйства Администрации г.Пскова.
В ходе рассмотрения дела заместитель прокурора уточнил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ и просил суд возложить на Администрацию г.Пскова обязанность обеспечить проведение мероприятий по ограничению доступа к расселенному аварийному дому по адресу: <адрес>, и обязать организовать работы по сносу названного расселенного аварийного дома в срок до 01.10.2025.
30.10.2024 определением суда производство по гражданскому делу в части исковых требований заместителя прокурора г.Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению городского хозяйства Администрации г.Пскова об обеспечении проведения мероприятий по ограничению доступа к жилому дому по адресу: <адрес>, прекращено ввиду отказа от данных требований.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Пузанская Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г.Пскова Прусакова Е.Л. с исковыми требованиями согласилась, возражений не высказала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Согласно п.п.6, 8 ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п.8, 9 ст.14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
В соответствии с ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту – Положение №47).
В соответствии с п.7 Положения №47 признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п.47 Положения №47.
В силу абз.2 п.49 Положения №47 на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
На основании ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч.1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.12.2013 заключением №37 межведомственной комиссии города Пскова жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.29-30).
06.04.2016 постановлением №399 Администрации г.Пскова дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащем сносу (л.д.45-46).
В соответствии с Положением о переселении граждан из непригодных для проживания жилых помещений в г.Пскове в рамках подпрограммы «Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда» муниципальной программы «Обеспечение жильем жителей города Пскова», утвержденным Постановлением Администрации г.Пскова от 11.06.2015 №1286, проживающие в аварийном доме по адресу: <адрес>, были расселены, а аварийный дом списан с полным износом на основании постановления Администрации г.Пскова от 22.03.2023 №434.
Однако, на 24.05.2024 названный дом остается не снесенным.
При этом еще в декабре 2022 года прокуратурой г.Пскова в адрес Главы города Пскова было внесено представление об устранении нарушений требований жилищного законодательства, которое до настоящего времени не исполнено.
В ч.1 ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение.
В соответствии с п.п.7.1, 9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (далее – ФЗ №35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом на основании п.4 ст.5.2 ФЗ №35-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принимать меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Оценив доводы сторон и установив, что жилой дом по адресу: <адрес>, находится в заброшенном аварийном состоянии, ухудшает внешний облик города, при этом свободный доступ в его помещения не ограничен, что не исключает возможности совершения правонарушений, поджога и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, указанное здание является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности и общественной безопасности, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию г.Пскова обязанности по принятию мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в такое здание.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора г.Пскова, действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд находит в целом обоснованными и подлежащими удовлетворению и возлагает на Администрацию г.Пскова обязанность по обеспечению проведения мероприятий по ограничению доступа к расселенному аварийному дому по адресу: <адрес>, и организации работ по его сносу в срок до 01.10.2025.
Суд считает данный срок разумным и достаточным для организации указанных мероприятий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ 01.10.2025.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2024 ░░░░.