Дело № 2-1920/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 30 ноября 2016 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре БУРАВЛЕВОЙ Е.Н.
с участием истца ГУСЕВОЙ В.В.,
представителя ответчика СТОЛЯРОВОЙ Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гусевой В.В. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» о признании действий ответчика неправомерными и возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Истица Гусева В.В. обратилась в суд с иском пояснив, что она неоднократно обращалась в Управление социальной защиты населения Борисоглебского района с заявлением о назначении ей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и получала отказ по тому основанию, что якобы ею не представлен полный пакет документов.
Как утверждает истица, 05 октября 2016 года она вновь написала заявление в Управление социальной защиты населения о предоставлении ей субсидии, и 11 октября 2016 года ею получен письменный ответ о том, что субсидия не может быть предоставлена по причине того, что заявление подано не на бланке утвержденной формы и помимо того, у нее имеется долг в сумме 3 163 руб. 53 коп.
Как считает истица, в правилах о предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не говорится, что заявление должно быть установленной формы.
Истица утверждает, что за период февраль 2015 - июль 2015 года она получила субсидию в сумме 8 012 руб. 98 коп. Разница в расчетах управления социальной защиты населения с расчетами Гусевой В.В. составляет 10 252,46 руб. – 8012,98 руб. = 2239,48 руб. По мнению истицы, у нее нет долга перед ответчиком.
За тот же период она уплатила коммунальных платежей на сумму 7461,64 руб., это без учета платы за капремонт.
Истица просит признать действия ответчика КУ Воронежской области «Управления социальной защиты населения Борисоглебского района» неправомерными, обязать ответчика назначить субсидию на оплату услуг ЖКХ за период октябрь 2016 - март 2017 года включительно.
Истица Гусева В.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика КУ Воронежской области «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» Столярова Н.Ю., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005г. № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 2 Правил Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют, в том числе собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или части жилого дома) (п.п. «г» п. 3 Правил)
Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей (п. 4 Правил).
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (п. 6 Правил).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (п. 7 Правил).
Пункт 8 Правил предусматривает, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения;
е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в редакции от 03.07.2016г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
В силу ст. 13 данного Федерального закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом ДТиСР Воронежской области от 08.02.2012г. № 454/ОД был утвержден Административный регламент департамента социальной защиты Воронежской области по предоставлению государственной услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (в редакции приказа ДСЗ Воронежской области от 07.07.2014г. № 1939/ОД).
Согласно п. 2.3. Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:
- принятие решения о предоставлении субсидии;
- принятие решения об отказе в предоставлении субсидии.
Юридическим фактом, которым заканчивается принятие решения о предоставлении государственной услуги, является ежемесячное до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисление средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета (вклады до востребования) или путем выплаты (доставки) средств через организации связи.
Юридическим фактом, которым заканчивается принятие решения об отказе в предоставлении государственной услуги, является направление заявителю решения об отказе в предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 2.4.1. Административного регламента при обращении за субсидией с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при обращении с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца сроком на 6 месяцев.
Датой обращения за государственной услугой считается дата подачи заявления с приложением необходимых документов.
Документы могут представляться в письменном виде лично или почтовым отправлением либо через АУ ВО "МФЦ" и его филиалы. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе.
В силу п. 2.6.1. Административного регламента для предоставления государственной услуги заявитель, члены его семьи… или уполномоченное им лицо на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет заявление по форме, предусмотренной приложением № 2 к Административному регламенту с приложением документов. В подпунктах «а»-«е» перечислены документы, аналогичные тем, которые указаны в пункте 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о котором упоминалось ранее.
Бланк заявления представляется лично по требованию заявителя в КУ ВО "УСЗН г. Нововоронежа, районов г. Воронежа и области", АУ ВО "МФЦ" и его филиалы, а также размещается в электронной форме в информационной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Воронежской области" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - http://pgu.govvrn.ru.
Таким образом, Гусева В.В. для получения субсидии должна была обратиться в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» с заявлением надлежащей формы и соответствующим пакетом документов.
05.10.2016г. истица обратилась в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» с заявлением о предоставлении ей субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с октября 2016 года по март 2017 года с приложением ряда документов.
В письме от 11.10.2016г. № за подписью директора КУ ВО «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» М<данные изъяты> со ссылкой на Административный регламент Гусевой В.В. было предложено для принятия учреждением решения о предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заполнить утвержденную форму заявления.
Тем же письмом ей сообщалось, что за период с 01.02.2015г. по 31.07.2015г., в который она получала субсидию, был произведен перерасчет с учетом её фактических расходов, информация о которых учреждение получила по запросу из организаций жилищно-коммунального комплекса. В результате перерасчета установлена переплата в размере 3 163 руб. 53 коп.
Истица отказалась заполнить заявление утвержденной формы.
В судебном заседании она подтвердила, что не намерена заполнять заявление, предложенное ей в КУ ВО «УСЗН Борисоглебского района». По её мнению, специалисты учреждения незаконно требуют от неё заявления определенной формы, поскольку Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для получении субсидии граждане представляют в уполномоченный орган заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов. В данных правилах нет оговорки об определенной форме заявления.
Вместе с тем, административным регламентом предусмотрена определенная форма заявления, в которой заполняются определенные графы, в том числе, заявитель принимает на себя определенные обязательств, предупреждается о последствия предоставления недостоверных сведений, о необходимости возврата переплаченной субсидии и иных последствиях.
Истица утверждает, что ей отказали в выплате субсидии на период с октября 2016 года по март 2017 года.
Вместе с тем, ответчик не отказывал ей в выплате субсидии на указанный период, а предложил надлежащим образом оформить заявление, то есть заполнить бланк заявления.
Для вынесения решения о назначении или отказе в назначении субсидии Административным регламентов предусмотрена определенная форма, истцу же было направлено письмо с разъяснением, какие действия она должна выполнить.
В соответствии с п. 2.4.1. Административного регламента Гусева В.В. должна была в десятидневный срок предоставить в учреждение полный пакет документов (в данном случае заявление установленной формы).
Таким образом, ответчик действовал в соответствии с Административным регламентом, поэтому его действия законные. Поскольку Гусева В.В. не подала в УСЗН заявление в надлежащей форме, то ответчиком на законном основании не решался вопрос о предоставлении истцу субсидии на период с октября 2016 года по март 2017 года.
В своем исковом заявлении истица указывает на то, что в письме КУ ВО «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» от 11.10.2016г. ей сообщили об образовавшейся переплате субсидии за период с февраля 2015 года по июль 2015 года. Она полагает, что образовавшаяся переплата явилась основанием отказа в предоставлении ей субсидии.
Как уже суд отметил ранее, ответчик не отказывал истцу в назначении субсидии.
Представитель ответчика пояснил, что образовавшаяся переплата не может повлиять на решение о предоставлении или отказе в предоставлении истцу субсидии. Истице неоднократно назначалась субсидия, и она ее получала, и каждый раз образовывалась переплата, поскольку фактические платежи истицы меньше размера назначенной субсидии. В очередной период выплаты субсидии переплата погашалась за счет текущей субсидии.
Истица не согласна с суммой переплаты, указанной ответчиком и предложила варианты своего расчета.
Представителем ответчика представлен расчет субсидии, ее сверки с фактическими платежами, и полученной переплаты за последних три года. Причем, поскольку за период с февраля по май 2015 года истица не предоставила квитанции о фактической оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, что обязана была сделать, ответчик самостоятельно делал запросы в жилищно-коммунальные службы. В данном расчете подробно расписаны суммы субсидий, начисленные, направленные истцу, сумме списанные в счет образовавшейся ранее переплаты.
У суда нет оснований сомневаться в предоставленном расчете специалистами КУ ВО «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района».
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска Гусевой В.В.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Гусевой В.В. к Казенному учреждению Воронежской области «Управление социальной защиты населения Борисоглебского района» о признании действий ответчика неправомерными и возложении обязанности назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с октября 2016 года по март 2017 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – п/п