Решение по делу № 2а-516/2022 (2а-5212/2021;) от 01.12.2021

Дело № 2а-516/2022

29RS0018-01-2021-007649-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Машутинской И.В.

при секретаре судебных заседаний Мишуковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Дитятева М. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании действий (бездействия), связанного с условиями содержания под стражей, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей,

установил:

Дитятев М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Архангельской области об оспаривании действия (бездействия), связанного с условиями содержания под стражей, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей. В обоснование административного иска указал, что содержался под стражей в Федеральном казенном учреждении СИЗО – 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области с 28.09.2021 по 14.11.2021. В период содержания под стражей, административным ответчиком ненадлежащим образом осуществлялось питание, не отвечало предъявляемым к ним требованиям, рацион питания в СИЗО-1 не отвечал минимальной норме питания. Мясная продукция в блюдах почти всегда отсутствовала или предоставлялась в минимальных количествах. Сахарный песок не выдавался, вместо него давали просто сладкий чай, и невозможно было определить, сколько сахарного песка в него положено. Просил признать незаконным действия (бездействие) ответчика, выразившееся в ненадлежащем осуществлении обеспечения осужденных питанием в период его содержания под стражей в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Архангельской области с 28.09.2021 по 14.11.2021; взыскать с ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Архангельской области компенсацию за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 200000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России; в качестве заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.

Административный истец Дитятев М.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне и времени судебного заседания, о чем имеется соответствующая расписка, о своём участии в судебном заседании не настаивал.

Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Зубова Т.В., в судебном заседании с требованиями не согласилась, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Указала, что бесплатное трехразовое горячее питание по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, в следственном изоляторе организовано в строгом соответствии с пунктом 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189. Оснований для взыскания компенсации не имеется.

Представители административного ответчика УФСИН России по Архангельской области, заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

При рассмотрении административного искового заявления, подданного в соответствии с частью 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 ст. 227.1 КАС РФ).

Судом установлено, что Дитятев М.А. в период с 28.09.2021 по 14.11.2021 содержался в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Архангельской области, в настоящее время находится в ФКУ ИК - 4 УФСИН России по Архангельской области.

В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее также – Федеральный закон № 103-ФЗ) регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Так, в силу указания ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

На основании положений ст. 23 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы определен Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее также - Правила № 189).

Проверяя доводы административного истца о неправомерных действиях должностных лиц следственного изолятора по обстоятельствам, изложенным в административном иске (мясо не выдается, или выдается в малых количествах; сахарный песок не выдается, либо выдается два раза в день сладкий чай), суд, исследовав представленные в деле письменные доказательства, учитывает следующие обстоятельства и нормы материального права.

В соответствии с пунктом 44 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

Приказом Министерства Юстиции России от 17 сентября 2018 года № 189 установлены повышенные нормы питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Как следует из материалов дела, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области организация питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел России и пограничных органах ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органов МВД Российской Федерации на мирное время», а также в соответствии с приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы».

В соответствии с п. 48 Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.

Раскладка продуктов составляется еженедельно, отдельно по каждой норме питания.

При составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС; нормы питания; квалификация и количество поваров; наличие и состояние технологического, холодильного и немеханического оборудования в столовой (пищеблоке) учреждения УИС; планируемые в ближайшее время поставки продовольствия (п. 52, 52).

Согласно п. 53 и 54 поименованного Порядка, в раскладке продуктов на неделю одни и те же блюда не могут повторяться более двух - трех раз, а блюда из одинаковых продуктов, например, суп пшенный и каша пшенная в качестве гарнира ко второму блюду на один и тот же прием пищи не планируются. Крупяные гарниры чередуются с овощными. Вторые мясные блюда готовятся в вареном, жареном или тушеном виде. Рыбные блюда также планируются в широком ассортименте: рыба жареная, тушеная, отварная, под маринадом, запеченная в соусе.

Пунктом 59 Порядка предусмотрено, суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до осужденных, подозреваемых и обвиняемых в полном объеме без замен. Суточные нормы мяса и рыбы планируются к выдаче в один прием пищи: рыба - на завтрак или ужин, мясо - только на обед ко второму блюду.

Первые блюда в ассортименте приготавливаются на основе мясокостного бульона. В исключительных случаях (при планировании сосисок, сарделек, консервированной продукции из мяса и т.д.) допускается приготовление супов рыбных.

Сахар планируется на завтрак и ужин по 15 г. В дни, когда приготавливается компот, сахар распределяется следующим образом: на завтрак - 10 г, на обед для закладки в компот - 10 г, на ужин к чаю - 10 г. Выданный в столовую (пищеблок) сахар в полном объеме закладывается в котел. В следственных изоляторах и тюрьмах сахар и хлеб, положенные по нормам питания, разрешается выдавать на руки один раз в сутки перед завтраком (п. 61 указанного Порядка).

Расчетный выход готовых блюд, в том числе мясных и рыбных порций, при планировании питания определяется исходя из отходов при первичной обработке продуктов, потерь при тепловой обработке, выхода полуфабрикатов и готовых порций, указанных в Таблице выхода полуфабрикатов и готовых порций из мяса и рыбы в зависимости от вида тепловой обработки (приложение № 6 к Порядку), так выход мяса составляет - мясо - 90 г. (п. 67).

Продукты в котел закладываются только в присутствии дежурного помощника начальника учреждения УИС. Если одно и то же блюдо готовится в нескольких котлах, распределение продуктов по котлам производится по массе в зависимости от емкости котлов и количества порций блюда, подлежащего приготовлению (п. 85).

Результаты проверки записываются в книгу учета контроля за качеством приготовления пищи, после чего дежурный помощник начальника учреждения дает разрешение на выдачу пищи осужденным, подозреваемым и обвиняемым, о чем делается запись.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснила, что продукты питания, используемые для приготовления пищи, поступают на склады учреждения в соответствии с государственными контрактами заключенными УФСИН России по Архангельской области. Каждая партия сопровождается документами, подтверждающими качество: удостоверение качества, декларации о соответствии, сертификаты качества и ветеринарные свидетельства. Каждый прием пищи разрешается только после проверки качества приготовления блюд, полновесности порций, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении пищи ответственными за это сотрудниками. Оценка качества приготовления блюд осуществляется три раза в день о чем делается запись в Журнале учета контроля качества и удостоверяется.

В соответствии со статьей 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе, регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 поименованного Кодекса).

Согласно справке Врача по общей гигиене филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России И.А. Шеве, в течение 2021 года Центром было проведено 3 проверки за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Нарушений при организации работы пищеблока (столовой) для спецконтингента, продовольственного склада, связанных с выявлением недоброкачественных продуктов питания, отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность поступающего сырья не установлено.

За 2021 год в ФКУ СИЗО-1 массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний не выявлялось. Обращений от осужденных по вопросам ненадлежащих санитарных условий не поступало.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждено осуществление еженедельного составления меню раскладки продуктов для питания осужденных в соответствии с установленными нормами питания.

Сахар закладывается в котел при приготовлении третьих блюд, организовано порционное приготовление мясных и рыбных блюд.

Административным ответчиком также представлен за оспариваемый период Журнал учета и контроля за качеством приготовления пищи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области.

Установив вышеизложенные обстоятельства, представленные административными ответчиками доказательства, суд приходит к выводу о том, что организация питания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Архангельской области, соответствовала установленным требованиям с учетом режима указанного учреждения,

Прием пищи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области осуществлялся 3 раза в день, в часы, установленные распорядком дня. Качество и количество питания постоянно проверялось медицинским работником, а также дежурным помощником начальника учреждения; все блюда готовились с соблюдением технологической карты на продукцию питания. Качество приготовленной пищи проходило проверку до начала ее раздачи поварами, заведующим столовой и медицинским работником.

Из представленных материалов также следует, что ежедневно органолептическим методом: осмотром внешнего вида, определением консистенции, цвета, вкуса, запаха - определяется качество приготовленной пищи. Результаты оценки качества пищи записываются в Книгу учета и контроля за качеством приготовления пищи. Разрешение на выдачу пищи дает дежурный помощник начальника изолятора.

Таким образом, доводы административного истца о несоблюдении в период его содержания норм питания, малокалорийной не нашли своего подтверждения в ходе исследования представленных по делу доказательств.

Доводы о вкусовых качествах пищи носят субъективный характер. Доказательств, того что выход мяса в приготовленном блюде составлял менее 90 грамм, голословны. Оснований для выдачи сахара в не приготовленном напитке, а куском, не является обязанностью следственного изолятора.

За период содержания Дитятева М.А. в следственном изоляторе жалоб относительно приготовления пищи и отказов от употребления пищи не поступало.

Административным ответчиком были совершены действия в пределах предоставленных ему законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств фактического нарушения его прав, создания ему препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на него обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего законодательства, основания для признания действий, выраженных в ненадлежащей организации питания, незаконными, отсутствуют.

В силу указания ч. 1, 3-5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В силу ст. 17 Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствием с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

На конкретные нарушения прав, возникновение каких-либо последствий для здоровья, неоднократные обращения по данному вопросу к администрации учреждения, жалобы на несоблюдение норм питания, приготовления пищи, отказы от употребления пищи, административный истец не ссылается, что с учетом вышеприведенных положений ст. 227.1 КАС РФ об одновременном рассмотрении требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным гл. 22 КАС РФ, не свидетельствует о безусловном возникновении у административного истца права на получение соответствующей компенсации.

При таких обстоятельствах, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 КАС Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Дитятева М. А. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России об оспаривании бездействия, связанного с условиями содержания под стражей, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Судья И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2022 года.

2а-516/2022 (2а-5212/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дитятев Максим Афанасьевич
Ответчики
УФСИН России по АО
ФСИН РФ
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Архангельской области
Другие
ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Машутинская И.В.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
02.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.12.2021Предварительное судебное заседание
11.01.2022Судебное заседание
11.01.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее