Решение по делу № 12-33/2020 от 28.04.2020

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 июня 2020 года г. Менделеевск

Менделеевский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Коровиной Л.И.,

при секретаре Ивановой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Сервис-Экология» на постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2019 № 1274 о привлечении ООО «Сервис-Экология» к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Гайнутдиновой Л.А. по делу об административном правонарушении от 26.12.2019 № 1274 ООО «Сервис-Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, а именно в том, что 20.12.2019 в 13:00 часов установлено несоблюдение Обществом требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно: согласно актам оказанных услуг № 23 от 30.09.2018, № 29 от 22.11.2018 ООО «Сервис-Экология» выполнило только транспортирование 3275,38 тн отходов, в т.ч. 3225,38 тн шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов <данные изъяты> тн грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание 15% и более) <данные изъяты> (подтверждается оплатой по ставке 930 руб. за тонну, по договору № 0100/19/14 от 27.03.2018 стоимость услуг транспортирование отходов от заказчика до объекта исполнителя и утилизация/обезвреживание отходов составляет 2730 руб.), т.е. 3275,38 тн отходов 3 класса опасности не обезврежены/не утилизированы.

Таким образом, ООО «Сервис-Экология» осуществило несанкционированное размещение на территории площадки, <данные изъяты>, 3275,38 тонн отходов 3 класса опасности: код по <данные изъяты> шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, грунт, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более).

При этом нарушены: ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г., ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002, п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин) 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ст. 42 Земельного Кодекса РФ №136-ФЗ от 25.10.2001.

Данным постановлением ООО «Сервис-Экология» назначено административное наказание в виде штрафа <данные изъяты>.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО Дрожжин А.В. обратился в суд с жалобой, указав, что: Общество незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности по данной статье ввиду того, что в пользовании либо во владении Общества отсутствует площадка, указанная в постановлении, фактическое месторасположение объекта и причастность Общества к правонарушению и вина не установлены, в том числе и в протоколе об административном правонарушении, также не установлен факт не санкционированного размещения отходов. Событие правонарушения носит предположительный характер. Следовательно, постановление имеет неустранимые существенные недостатки, влекущие его отмену и прекращение производства по делу.

В дополнении к жалобе указано, что объем транспортируемых отходов установлен административным органом на основании актов оказанных услуг №23 от 30.09.2018, №29 от 22.11.2018. При этом, последующее их несанкционированное размещение по указанному адресу опровергается актами выполненных работ по их утилизации. Согласно актам выполненных работ №1 от 22.01.2019, №13 от 22.03.2019, №51 от 11.06.2019 было утилизировано отходов в сумме 3275,38 тонн, вменяемое в постановлении. Данные акты подписаны сторонами, выполненные работы оплачены заказчиком, что подтверждается платежными поручениями №59068 от 11.02.2019, №79407 от 03.04.2019, №24011 от 17.07.2019 и отражено в акте сверки взаимных расчетов от 12.12.2019.

В судебном заседании представитель ООО «Сервис-Экология» по доверенности Дрожжин А.В. доводы жалобы поддержал, пояснив следующее.

Позиция административного органа основана на предположениях, которые не подтверждены никакими документами. Дополнительно приобщенные финансовые документы опровергают выводы административного органа. Обществом, согласно прилагаемым документам данный объем был утилизирован, что подтверждается актами выполненных работ, платежными поручениями и актом сверки с заказчиками. На основании данных финансовых документов отсутствует состав правонарушения по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, несанкционированное размещение отходов в указанных объемах и по указанному адресу.

В постановлении указано положение на момент возбуждения дела, не подкрепленное доказательствами.

Действительно ООО «Сервис – Экология» выполнило транспортирование отходов и верно указывается объем, который транспортирован, но данный объем после транспортировки был утилизирован с помощью установок, что и подтверждается, что отходы утилизированы актами выполненных работ, именно этот объем и утилизировали. Проверка проводилась в декабре 2019 года, акты выполненных работ датированы январем, мартом и июнем 2019 года, то есть за полгода до проверки. Вменяют тот объем, который был утилизирован. Другой объем в материалах дела не имеется. Утилизировали то количество, которое было транспортировано.

Есть два акта, на транспортировку, на основании транспортированного объема ООО «Сервис – Экология» вменяют, что его не утилизировали, а хранили. Два акта транспортирования указываются в акте проверки и упоминаются в обжалуемом постановлении. Соответственно, на основании этого транспортированного объема ООО «Сервис – Экология» вменяют, что его не утилизировали, а хранили не санкционированно, хотя документально это опровергается.

Вменяется несанкционированное размещение отходов в объеме 3275,38 тонн., данный объем утилизирован и несанкционированное размещение со стороны общества не допущено. На основании изложенного, в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения. К моменту проведения проверки все отходы были утилизированы, транспортировка была в сентябре и ноябре 2018 года, а утилизация происходила в январе, марте и июне 2019 года. Ответом ПАО «Татнефть» подтверждается, что идет движение отходов. То есть один объем привозят, другой утилизируется.

В качестве возражения были предоставлены акты выполненных работ, платежные поручения и акт сверки, на основании которых, можно сделать выводы о том, что данный объем утилизирован и несанкционированное размещение со стороны общества не допущено. На основании изложенного, в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Представитель ООО «Сервис – Экология» Дрожжин А.В. уклонился от ответа на вопрос, на момент проверки на территории действительно ли были не утилизированные отходы, пояснив, что накапливаются отходы до 11 месяцев и соответственно опровергается выражение «размещение» до 11 месяцев. В сентябре, ноябре месяце забрали, а в январе, марте и в июне утилизировали. Срок до 11 месяцев подпадает под значение «накопление», а не «размещение» как вменяют. Приходит отход в определенном объеме, он утилизируется, приходит следующий объем отходов, он тоже утилизируется. Акт транспортировки совпадает с актом выполненных работ. Относительно по месту расположения отходов, например, привозят 100 тонн, 100 тонн и утилизируется, закрывается количеством привезенных отходов, после утилизации данный продукт «уходит в дорогу», это уже «товар».

На вопрос: когда лежит «товар», то куда складируете «отходы», представитель ответил уклончиво, что этот процесс постоянный: привоз-утилизация.

Представители Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Панков А.П. и Бадыкова А.Р. представили возражение на жалобу, просят постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

ООО «Сервис-Экология» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности в части сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание и утилизация отходов 3-4 класса опасности <данные изъяты> от 20.09.2019 (переоформление лицензии № <данные изъяты> от 13.07.2018) на территории по адресу <данные изъяты>. Факт работы именно на этом участке подтверждается договором аренды земельного участка № 2 от 01.06.2018 с ООО «Менделеевскагрохимсервис+», информацией, полученной от ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина (письмо исх. № 2427 от 12.10.2018), актами обследования от 26.11.2019, 27.11.2019, 05.12.2019.

Неоднократными осмотрами территории участка, на котором осуществляется складирование нефтесодержащих отходов и эксплуатация установки по сжиганию нефтесодержащих отходов, <данные изъяты> установлено следующее.

На территории, которая не имеет ограждение по периметру и какие-либо таблички с информацией о работающем на данном участке предприятии, имеется установка по обезвреживанию нефтесодержащих отходов (сжиганию), на которой отсутствует маркировка. Данная установка предположительно работает на дизельном топливе, которое подается путем подсоединенного шланга к емкости. На момент обследования установка не работает, охрана и работники отсутствуют. По периметру производственной площадки не выполнены обваловка в виде насыпного вала, а также дренаж, который должен обеспечить сбор поверхностного стока с площадки с выводом в ливневую канализацию, которая должна быть оборудована очистными сооружениями, обеспечивающими очистку поверхностного стока до предельно-допустимых концентраций по взвешенным веществам и нефтепродуктам. Образующиеся в процессе работы установки производственные отходы, пыль из циклона после газоочистки хранятся на открытом грунте, не в емкости. В восточном направлении на расстоянии 350-500 м от места накопления/размещения нефтесодержащих отходов ООО «Сервис-Экология» протекает река Тойма (правый приток реки Кама), на расстоянии 700-800 м в западном направлении протекает река Возжайка (приток реки Тойма), что кратно увеличивает риски попадания нефтепродуктов в водные объекты.

На расстоянии около 500 м от установки имеется площадка размерами приблизительно 80м на 40 м., где осуществляется накопление и хранение нефтезагрязненного грунта. Площадка имеет обвалование и гидроизоляцию в виде пленки. При более детальном изучении устройства гидроизоляции обнаружено, что пленка постелена только на борты обвалования. На дне площадки пленка отсутствует. Т.е. нефтезагрязненный грунт фактически складируется на открытом грунте.

Таким образом, в ходе проведенной проверки в отношении ООО «Сервис-Экология» выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, а именно:

согласно актам оказанных услуг № 23 от 30.09.2018, № 29 от 22.11.2018 ООО «Сервис-Экология» выполнило только транспортирование 3275,38 тн отходов, в т.ч. 3225,38 тн шлама очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов <данные изъяты> тн грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание 15% и более) <данные изъяты> (подтверждается оплатой по ставке 930 руб за тонну, по договору № 0100/19/14 от 27.03.2018 стоимость услуг транспортирование отходов от Заказчика до объекта Исполнителя и утилизация/обезвреживание отходов составляет 2730 руб), т.е. 3275,38 тн отходов 3 класса опасности не обезврежены/не утилизированы.

ООО «Сервис-Экология» осуществило несанкционированное размещение на территории площадки, <данные изъяты>, 3275,38 тонн отходов 3 класса опасности: <данные изъяты> шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов, грунт, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов 15% и более).

Административное правонарушение допущено по вине юридического лица ООО «Сервис-Экология», которое своими действиями (бездействием) нарушило требования ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 г., ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002, п. 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПин) 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ст. 42 Земельного Кодекса РФ №136-ФЗ от 25.10.2001 г.

В судебном заседании представители Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора Панков А.П. и Бадыкова А.Р. пояснили, что в ходе проверки, проведенной с участием представителя ООО «Сервис-Экология» Сабирова Р.М. по доверенности о представлении интересов Общества в Волжско-Камском межрегиональном управлении Росприроднадзора, в том числе с правом сдавать, получать, подписывать документы по вопросам проведения проверок, было установлено, что Общество осуществляет несанкционированное размещение отходов нефтепродуктов 3 класса опасности в Менделеевском районе недалеко от д. Кураково, таким образом, производится хранение отходов на специализированном объекте сроком более одиннадцать месяцев в целях утилизации, что было видно на момент осмотра. Процедура проведения осмотров соблюдена, законный представитель юридического лица уведомлено соответствующим образом, участвовало в ходе осмотра местности, полномочия проверены по доверенности, указанной в акте проверки и представленной суду. Транспортированные Обществом отходы в объеме 3275,38 тн не утилизированы в полном объеме на момент составления акта и выявления нарушения. Доводы об объеме утилизации отходов не подтверждаются к моменту выявления нарушения никакими документами, а к моменту рассмотрения жалобы документы Обществом представлены, однако их достоверность подтверждается лишь частично заказчиком по договору на утилизацию нефтесодержащих отходов – ПАО «Татнефть».

Представитель ООО «Сервис – Экология» сам себе противоречит, указывая, что применение процедуры утилизации, как следует из содержания заключения экспертной комиссии, утвержденной приказом росприроднадзора от 09.07.2015 установка по обезвреживанию шлама, возможна только на территории Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югра и Ямало-Ненецком автономном округе, то есть не предполагает утилизацию на территории Республики Татарстан.

В ходе внеплановой выездной проверки проведенной в отношении ООО «Сервис – Экология», которая была согласована с органами прокуратуры, был осуществлен выезд в д. Енабердино Менделеевского района, территория карьера. Неоднократными осмотрами установлено, что на данной территории имеется установка, которая не работает на момент обследования. Также было установлено наличие оборудованной площадки для складирования нефте-шлама. Данная площадка по периметру имела обвалования и были видны следы гидроизоляции. При более детальном изучении, было установлено, что изоляция в виде пленки была установлена только на само обвалование, а под отходом пленки не было. Также было установлено, что данная территория не имеет ограждение, отход после утилизации – сыпучий порошок, складируется на открытом грунте на земле. По проекту они должны были складироваться в металлические емкости, также нефте-шлам принимаемым ООО «Сервис – Экология», также должен был складироваться в металлические емкости. Данное требование предприятием не выполняется. Три раза было проведено обследование, составлены протокола осмотров, один из осмотров был с участием представителя исполкома Менделеевского муниципального района. Доводы представителя ООО «Сервис – Экология», что в последующим ими были добыты акты, которые он приобщил к дополнению к жалобе, не говорит о том, что весь принятый ими отход этими актами они утилизировали. Наличие нефте-шлама на территории является доказательством того, что весь объем не был утилизирован. Возможно, утилизировали частично, а объем который находится непосредственно на площадке имелся на тот момент на территории, это доказывает, что нефте-шлам там имеется и его не утилизировали, то есть произведено несанкционированное размещение отходов.

Если посмотреть, сколько было транспортировано в 2018 и 2019 годах и на момент проверки сколько утилизировано, согласно представленным актам подписанных ПАО «Татнефть», остаток наличествует. И наличие этих отходов, подтверждаются протоколами осмотра, то есть отходы есть, они не все утилизированы. Площадка большая 40 х 80 метров, и на данном участке осуществлялось несанкционированное складирование отходов. Сейчас ООО «Сервис – Экология» предоставили акты, которые на момент проверки не были подписаны в установленном порядке, и они были поставлены под сомнение, поэтому был направлен запрос предприятию, кому оказывали услуги по транспортированию и утилизации отходов. С учетом получения предыдущей информации и сейчас, все равно видно, что есть остаток, до конца не утилизировано.

Судя по тому, какие акты предоставило ПАО «Татнефть», Общество заведомо ложную информацию представило во избежание административного наказания, остаток все равно остается, установка постоянно не работает, поэтому они складировали. Почему не санкционировано, потому что место не было оборудовано, как требует проектная документация, поэтому факт не санкционированного складирования нефте-переработанных отходов установлен имеющимися документами, протоколами осмотров.

При таких обстоятельствах представители административного органа считают жалобу ООО «Сервис – Экология» необоснованной, неподлежащей удовлетворению.

Судом установлено, что договор на утилизацию /обезвреживание нефтесодержащих отходов между ООО «Сервис-Экология» и ПАО «Татнефть» имени В.Д.Шашина заключен 27.03.2018.

Между тем, объем утилизированных отходов за 2019 год, представленных Обществом не подтверждается информацией, предоставленной ПАО «Татнефть» имени В.Д.Шашина.

Выслушав лиц, явившихся на судебное заседание, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Названной нормой установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Исходя из требований статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; …

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); …

объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; …

накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

В силу статьи 3 вышеназванного Федерального закона основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; …

Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: … обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

На основании статьи 4.1. отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: … III класс - умеренно опасные отходы;

Согласно ст.11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Исходя из положений ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ запрещается, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ в обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, входит, в том числе:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

ООО «Сервис-Экология» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности в части сбор, транспортирование, обработка, обезвреживание и утилизация отходов 3-4 класса опасности <данные изъяты> от 20.09.2019 (переоформление лицензии <данные изъяты> от 13.07.2018) на территории <данные изъяты>. Факт работы именно на этом участке подтверждается договором аренды земельного участка № 2 от 01.06.2018 с ООО «Менделеевскагрохимсервис+», информацией, полученной от ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина, актами обследования от 26.11.2019, 27.11.2019, 05.12.2019.

Осмотрами территории участка, на котором осуществляется складирование нефтесодержащих отходов и эксплуатация установки по сжиганию нефтесодержащих отходов, находящегося <данные изъяты> установлено следующее.

На территории, которая не имеет ограждение по периметру и какие-либо таблички с информацией о работающем на данном участке предприятии, имеется установка по обезвреживанию нефтесодержащих отходов (сжиганию), на которой отсутствует маркировка. Данная установка предположительно работает на дизельном топливе, которое подается путем подсоединенного шланга к емкости. На момент обследования установка не работает, охрана и работники отсутствуют. По периметру производственной площадки не выполнены обваловка в виде насыпного вала, а также дренаж, который должен обеспечить сбор поверхностного стока с площадки с выводом в ливневую канализацию, которая должна быть оборудована очистными сооружениями, обеспечивающими очистку поверхностного стока до предельно-допустимых концентраций по взвешенным веществам и нефтепродуктам. Образующиеся в процессе работы установки производственные отходы, пыль из циклона после газоочистки хранятся на открытом грунте, не в емкости. В восточном направлении на расстоянии 350-500 м от места накопления/размещения нефтесодержащих отходов ООО «Сервис-Экология» протекает река Тойма (правый приток реки Кама), на расстоянии 700-800 м в западном направлении протекает река Возжайка (приток реки Тойма), что кратно увеличивает риски попадания нефтепродуктов в водные объекты.

На расстоянии около 500 м от установки имеется площадка размерами приблизительно 80м на 40 м., где осуществляется накопление и хранение нефтезагрязненного грунта. Площадка имеет обвалование и гидроизоляцию в виде пленки. При более детальном изучении устройства гидроизоляции обнаружено, что пленка постелена только на борты обвалования. На дне площадки пленка отсутствует. Т.е. нефтезагрязненный грунт фактически складируется на открытом грунте.

Таким образом, в ходе проведенной проверки в отношении ООО «Сервис-Экология» выявлено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления,

Протокол об административном правонарушении составлен по результатам проведения внеплановой выездной проверки, изложенным в акте проверки со ссылкой на протокола осмотра и использованные при проведении проверки составлении акта официальные документы, достоверность которых не вызывает у суда сомнений и которые признаются надлежащими, восполняющими существенные недостатки протокола в судебном заседании.

Исходя из материалов дела, суд соглашается частично пояснениями представителя Общества, что отходы утилизируются Установкой УПНШ на месте скопления в Менделеевском районе, признает, что, однако ни в полном объеме, что не исключает ответственности Общества по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Голословны доводы представителя Общества о том, что отсутствует состав административного правонарушения; нельзя признать состоятельным, что не указание в протоколе об идентификации земельного участка со ссылкой на кадастровый номер влияет на доказанность вины нарушителя.

В протоколе об административном правонарушении указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела, в качестве приложения – материалы проверки.

Суд полагает, что имеющихся в деле об административном правонарушении доказательств достаточно для установления обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.26.1 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом, в соответствии ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих незаконность постановления при рассмотрении дела, не допущено, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

При таких обстоятельствах, назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей, соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, и не может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.

В силу статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства охраны окружающей среды и природопользования по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, поэтому нельзя признать, что истек срок для привлечения к административной ответственности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно правилам статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

С учетом конкретных обстоятельств дела, апелляционная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления, вынесенного в отношении заявителя.

Административное наказание Обществу назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ и с учетом положений статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не нашли подтверждения.

Также несостоятельны доводы представителя Общества о том, что административный материал и протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Сервис-Экология" были составлены сотрудниками Росприроднадзора с нарушением установленного законом порядка составления процессуальных документов и имеют существенные недостатки, невозможные восполнить при рассмотрении жалобы. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Доводы заявителя, имеющие правовое значение, направленные на переоценку добытых доказательств, были предметом проверки в ходе рассмотрения жалобы, однако они опровергаются материалами дела, подтверждающими факт осуществления накопления и хранения нефтезагрязненного грунта, то есть несанкционированное размещение отходов Обществом при осуществлении деятельности по обращению с отходами производства, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 20.12.2019 и приложенными к нему документами другими материалами дела, достоверность которых не вызывает сомнений, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Совершенное обществом деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области обращения с отходами.

При этом Общество имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы оснований для вывода о том, что доказательства добыты с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Из материалов дела не следует, что в ходе производства по делу допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущие отмену состоявшихся по делу актов.

Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства обстоятельств и собранных доказательств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Ссылка заявителя жалобы на судебный акт по другому делу, рассмотренному в арбитражном судопроизводстве не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела и служить основанием для отмены или изменения обжалуемого акта должностного лица по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан Гайнутдиновой Л.А. по делу об административном правонарушении от 26.12.2019 № 1274 ООО «Сервис-Экология» оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Сервис-Экология» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня получения либо вручения копии решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья

12-33/2020

Категория:
Административные
Другие
Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора
ООО "Сервис-Экология"
Суд
Менделеевский районный суд Республики Татарстан
Судья
Коровина Л. И.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
mendeleevsky.tat.sudrf.ru
28.04.2020Материалы переданы в производство судье
11.05.2020Судебное заседание
03.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее