Дело № 2а-283/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2016 года г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Филаткина Ю.М., с участием заместителя прокурора Краснознаменского района ФИО2, административного истца ФИО1 и представителя административного ответчика ФИО3, при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Краснознаменской территориальной избирательной комиссии об обжаловании решения об отказе в регистрации кандидата
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административном иском об отмене решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2016 г. № № об отказе в регистрации кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № № указав, что решением Совета депутатов № 43 от 28 июня 2016 г. назначены выборы депутатов окружного Совет депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ». 29 июля 2016г. она уведомила Краснознаменскую территориальную избирательную комиссию ( ТИК) о своем самовыдвижении на должность депутата окружного Совета МО « Краснознаменский городской округ» шестого созыва по одномандатному избирательному округ №№, представив заявление и соответствующие документы. 1 августа 2016г. в поддержку своей кандидатуры представила в Краснознаменскую ТИК подписные листы с подписями избирателей на бумажном носителе и машиночитаемом виде.
10 августа 2016г. Краснознаменская ТИК приняла решение №№ об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № №, в связи с признанием всех подписей избирателей в подписных листах недействительными на основании того, что форма подписного листа не соответствует требованиям установленным приложениями 7.1 и 8 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Считает оспариваемое решение ТИК незаконным, поскольку в нарушение требований п.7 ст. 38 ФЗ «« Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ей до момента заседания комиссии, на котором было принято решение об отказе в регистрации, не была передана копия итогового протокола проверки подписных листов. При этом, на ее требование о предоставлении указанной копии протокола она получила отказ. Копия итогового протокола была ею получена только 16 августа 2016г. Как следует из итогового протокола, 13 подписей признано достоверными, тогда как необходимое для регистрации кандидата количество достоверных подписей определено в 10 подписей. Таким образом, с учетом итогового протокола, оспариваемое решение об отказе в регистрации из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей противоречит итоговому протоколу о результатах проверки.
Так же считает, что в нарушение действующего законодательства Краснознаменская ТИК не уведомила ее о недостатках документов.
Согласно информации Краснознаменской ТИК, группой избирательной комиссии Калининградской области 9 августа 2016г. была проведена проверка документов ( подписных листов), представленных для регистрации кандидатами в депутаты окружного Совета депутатов МО « Краснознаменский городской округ» в порядке самовыдвижения, в результате которой был выявлен ряд нарушений избирательного законодательства, по результатам проверки было рекомендовано Краснознаменской ТИК пересмотреть дела кандидатов и снять с регистрации, в том числе и кандидата ФИО1 Полагает, что данные рекомендации представителей областной избирательной комиссии без оформления соответствующих документов не имеют никакой юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения ТИК от отказе в регистрации кандидата.
Просит отменить решение Краснознаменской ТИК от 10 августа 2016г. № № от отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты окружного Совета депутатов МО « Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № № и обязать ТИК зарегистрировать его в качестве кандидата.
В судебном заседании административный истец поддержала свои требования, при этом пояснила, что подписные листы ею были представлены Краснознаменской ТИК и заполнены в соответствии с требованием избирательного законодательства. Подписные листы были все проверены, о чем был составлен соответствующий протокол.
При сдаче подписных листов территориальную избирательную комиссию о недостатках их заполнения ей никто не сказал. Считает, что отказ в ее регистрации в качестве депутата окружного Совета по одномандатному избирательному округу №№ является незаконным.
Изучив представленные административным ответчиком документы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления ФИО1 А.А. отказать, суд приходит к следующему:
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются по формам согласно приложению 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ (п. 8 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно действующего законодательства все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ, признаются недействительными (пп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Недействительными признаются также подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп. "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ Согласно приложению N 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ в подписном листе с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты в представительный орган муниципального образования избирателю необходимо указать сведения о фамилии, имени, отчестве, годе рождения избирателя, а также лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, адресе его места жительства, серии, номере паспорта или документа, заменяющего паспорт (п. 11, 12 ст. 37 Закона).
Пункт «и» ч.10 ст. 27 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 « О муниципальных выборах в Калининградской области» предусмотрено, что все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 6, 7.1, 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные абзацем вторым пункта 3 статьи 77 настоящего Закона в соответствии с пунктом 9 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 настоящего Закона в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являются недействительными.
Судом установлено, что административным истом ФИО1 29 июля 2016 г в Краснознаменскую территориальную избирательную комиссию было подано заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу №№ в порядке самовыдвижения на выборах депутатов окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» 18 сентября 2016 года. В числе необходимых для участив в выборах документов административным истцом, в соответствии с обязательными требованиями избирательного законодательства, были представлены 01.08.2016 г подписные листы, заверенные кандидатом ФИО1 своей подписью.
В ходе исследования подписных листов, представленных ФИО1 установлено, что сбор подписей кандидатом выполнен на подписных листах, по форме предназначенной для проведения выборов в законодательные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в подписных листах в графе место проживания, указаны сведения не предусмотренные законом (улица, номер дома и квартира). Подписные листы выполнены на стандартный листах формата А-4, при этом один лист является продолжением другого листа и нумерация листов выполнена сплошная, что противоречит действующему порядку оформления подписных листов, установленных избирательным законодательством.
Таким образом, подписные листы не соответствуют по форме и содержанию, предъявляемым законом требованиям и обоснованно признаны Краснознаменской территориальной избирательной комиссией недействительными.
В соответствии с ч.4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Административным истцом срок обжалования решения Краснознаменской ТИК соблюден.
Административный истец так же указывает на нарушения ТИК при рассмотрении его заявления и представленных им документов для рассмотрения вопроса о регистрации его в качестве кандидата в депутаты окружного Совета по одномандатному избирательному округу №9, в частности, на не уведомление ТИК о выявленных недостатках представленных документов.
Согласно п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» требования закона распространяются на персональные данные кандидата в депутаты, которые выявлены до принятия решения избирательной комиссией по кандидатуре кандидата в депутаты. Федеральное избирательное законодательство не относит к этим документам подписные листы.
Ст.24 Закона Калининградской области от 18.03.2008 г №231«О муниципальных выборах в Калининградской области» определены полномочия избирательных комиссий. Краснознаменская ТИК принимая решения об отмене решения о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты окружного Совета, действовала, в рамках своих полномочий.
Кроме того, не представление Краснознаменской территориальной избирательной комиссией ФИО1 процедурного документа-итогового протокола, не может служить основанием для отмены решения ТИК по результатам рассмотрения заявления кандидата в депутаты, поскольку не влияет на принятие решения ТИК.
С учетом выше изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 с требованием об отмене решения Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2016 года № № Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» по одномандатному избирательному округу № № - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 5 дней, со дня изготовления мотивированного решения.
Решение изготовлено 24 августа 2016 г
Председательствующий судья Филаткин Ю.М.