11RS0020-01-2023-000522-26
ЗАОЧНОЕРЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 11 апреля 2023 года
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Шубиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Региональный оператор Севера» к Селькову А. А. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов,
установил:
представитель ООО «Региональный оператор Севера» обратился в суд с иском к Селькову А.А. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата> по <Дата>. В обосновании заявленных требований истец указал, что ответчик в спорном периоде, владел следующими объектами недвижимости: нежилые помещения, расположенные по адресу <Адрес>; магазин « », расположенный по адресу <Адрес> и нежилое помещение по адресу <Адрес>. Истец является региональным оператором на территории Республики Коми с <Дата>, следовательно, отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором до заключения сторонами индивидуального договора. В адрес ответчика истцом письмами от <Дата> были направлены для подписания договоры. Подписанные потребителем договора в адрес Регионального оператора не поступали, также не поступал и протокола разногласий к договорам и мотивированный отказ от заключения договоров, за урегулированием разногласий по договорам, потребитель в суд не обращался. Истец выполнил свои обязательства по договорам в полном объеме. В связи с этим, ответчику были направлены универсальные передаточные документы за весь спорный период на общую сумму . Оплата задолженности потребителем не произведена. <Дата>, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, Региональный оператор направил в адрес Селькова А.А. претензии с предложением оплатить образовавшуюся задолженность. Претензии получены истцом <Дата>, но ответа не поступало. Согласно выписке из ЕГРИП <Дата> ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. В связи с изложенным, истец просит взыскать с Селькова А.А. задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1317158,05 рублей, неустойку по состоянию на <Дата> в размере 90483,47 рубля, неустойку начисляемую на сумму задолженности 1317158,05 рублей, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности, за каждый день просрочки начиная с <Дата> по день фактической оплаты задолженности, почтовые расходы в размере 84 рубля, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 15238,63 рублей.
Истец ООО «Региональный оператор Севера», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, согласно заявлению, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Ответчик Сельков А.А. извещен о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 ГПК РФ, судебное извещение на его имя было своевременно направлено в отделение почтовой связи по месту его регистрации с оставлением извещения о его поступлении. Судебное извещение возвращено в суд с истечением срока хранения в почтовом отделении. Учитывая положения статьи 35 ГПК РФ, согласно которому лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, а также положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Поскольку ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял, своих представителей в суд не направил, не просил отложить судебное разбирательство или рассмотреть дело без его участия, руководствуясь статьями 167, 233-237 и 244 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика в судебном заседании в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с публичным договором с населением на вывоз твердых бытовых отходов ООО «Региональный оператор Севера» как исполнитель, с одной стороны, и гражданин, использующий для личных, домашних нужд услуги по вывозу твердых бытовых отходов, именуемый, потребитель, с другой стороны, принимают на себя обязательство, по которому потребитель заказывает, а исполнитель принимает выполнение работ по регулярному вывозу твердых бытовых отходов.
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, содержание общего имущества многоквартирного дома, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Подпункт «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан: производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Таким образом, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам ст. 157 ЖК РФ.
В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых отходов, разработанных в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулирующими отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов, следует, что бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или частного жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей данного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
По правилам п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 4, 5, 37 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.
Как следует из материалов дела, исковое заявление подано представителем истца ООО «Региональный оператор Севера» на основании договоров оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата>, <Номер> от <Дата>.
ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество) является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее также – ТКО) на территории Республики Коми и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением от <Дата>, заключённым с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, с <Дата>.
Статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено: «Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне двести которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями».
Согласно п. 8(17) - 8(18) «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа N 641» (далее - Правила), Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа извещает, в т.ч. на своем сайте, потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО) и размещает текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора направляет региональному оператору заявку и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информация о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО была опубликована в средствах массовой информации, в частности в Газете «Республика» <Дата>.
Порядок извещения региональным оператором потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также размещения адресованного потребителям предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текста типового договора регламентирован пунктом 8 (17) Правил № 1156.
В соответствии с п. 8(12) Правил, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора либо мотивированный отказ от его подписания, договор считается заключенным на условиях типового договора.
Согласно п. 8(14) Правил, Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8 (11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
Пунктом 8(15) Правил установлено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с соответствии с пунктом 8(10) Правил.
Таким образом, Договорные отношения существуют с начала деятельности Регионального оператора, т.е. с <Дата>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости:
с <Дата> по <Дата> в собственности Селькова А.А. находилось здание, расположенное по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <Номер>;
с <Дата> по <Дата> в собственности Селькова А.А. находилось помещение, расположенное по адресу: <Адрес> с кадастровым номером <Номер>;
с <Дата> по <Дата> в собственности Селькова А.А. находилось помещение, расположенное по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <Номер>
с <Дата> по <Дата> в собственности Селькова А.А. находилось здание, расположенное по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером <Номер>;
<Дата> ООО «Региональный оператор Севера» заключен договор <Номер> на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому объектом правоотношений являются нежилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>; <Адрес> местом накопления ТКО установлено: <Адрес>. Действие договора распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникших с <Дата> по <Дата>.
<Дата> ООО «Региональный оператор Севера» заключен договор <Номер> на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому объектом правоотношений являются нежилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>; <Адрес> местом накопления ТКО установлено: <Адрес>. Действие договора распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникших с <Дата> по <Дата>.
<Дата> ООО «Региональный оператор Севера» заключен договор <Номер> на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому объектом правоотношений являются нежилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>; <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>. Действие договора распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникших с <Дата> по <Дата>.
<Дата> ООО «Региональный оператор Севера» заключен договор <Номер> на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которому объектом правоотношений являются нежилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>; <Адрес>, местом накопления ТКО установлено: <Адрес>. Действие договора распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникших с <Дата> по <Дата>.
В силу пункта 2 договора объём ТКО, места накопления ТКО, в т.ч. КГО, и периодичность вывоза, а также информация о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяется согласно приложению к договору.
Указанные договоры ответчиком не получены и оставлены без подписания, данные обстоятельства подтверждаются представленными данными истца.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.
Таким образом, в соответствии с пунктами 8.10-8.17 Правил, договор между ООО «Региональный оператор Севера» и Потребителем действует в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Договор по обращению с ТКО считается заключенным на типовых условиях и поскольку стороны не пришли к согласию по определению объемов образования ТКО, необходимо применение утвержденного в установленном порядке норматива.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту «б» пункта 13 Правил № 1156 потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505).
Пунктом «а» 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Пунктом 2 статьи 24.10. Закона № 89-ФЗ установлено, что в случаях, определенных Правительством РФ, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем 3 подпункта «а» пункта 5 Правил, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Расчет стоимости услуг Регионального оператора произведен исходя из нормативов накопления ТКО, утвержденных приказом Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 30.12.2016 №20/24-Т, в принятой редакции приказом от 16.04.2019 №15/2-Т. При этом единица расчета определена в зависимости от категории объекта.
За оказанные услуги ответчику были выставлены универсальные передаточные документы за период потребления услуг с <Дата> года по <Дата>.
В связи с невыполнением обязательств по оплате услуг, <Дата> в адрес ответчика были направлены претензии (исх. № <Номер>) об оплате образовавшейся задолженности на общую сумму . Претензии получены ответчиком <Дата>, что подтверждается отчетами об отслеживании почтового отправления). Ответа от ответчика не поступало.
В силу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 20 договора).
Согласно пунктам 24, 25 договора, договоры действуют с <Дата> по <Дата> гг., <Дата> по <Дата> гг., и с <Дата> по <Дата> гг., договор считается продлённым на каждый последующий календарный год и на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В приложении <Номер> к договорам приведена информация по объёму и местам накопления ТКО, а также предложена периодичность вывоза ТКО.
В подтверждение факта оказания спорных услуг истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы согласно акту сверки взаимных расчетов и выставленные счета фактур.
В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями таких услуг с региональным оператором на условиях типового договора установлена Законом № 89-ФЗ, а также подзаконными нормативными актами в области обращения с ТКО, в связи с чем соблюдение принципа свободы договора ограничено положениями действующего законодательства.
Стороны в суд с иском об урегулировании возникших разногласий по договору не обращались, а обязанность подписать направленный региональным оператором проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с учётом урегулированных разногласий у ответчика возникла в силу пункта 8(16) Правил <Номер>.
Поскольку законом предусмотрена обязанность потребителя заключить договор с региональным оператором на территории Республики Коми с <Дата>, отношения между сторонами в сфере обращения с ТКО в спорный период регулировались условиями типового договора.
Данный договор квалифицируется как договор возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьями 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что ответчик обязан оплатить Обществу стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания.
Оказание региональным оператором услуг всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
По смыслу статей 1 и 24.6 Закона № 89-ФЗ региональный оператор является единственным лицом, обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, среди прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 13.4 указанного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из данных положений следует вывод, что даже в отсутствие контейнерной площадки, организованной органом местного самоуправления, ТКО, образующиеся в результате деятельности ответчика, в отсутствие доказательств их транспортировки, хранения и последующей передачи для переработки, утилизации иным лицам (то есть в случае складирования ТКО на контейнерных площадках, не поименованных в договоре, удалённых от местонахождения ответчика), в любом случае деятельность по обращению с ТКО осуществляет региональный оператор, что предполагает оказание услуг ответчику.
Факт накопления ТКО и оказания истцом услуг в спорный период ответчиком не опровергнут (ст. 56, 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в период с <Дата> по <Дата> гг., <Дата> по <Дата>, и с <Дата> по <Дата> гг., были оказаны ответчику не истцом, а иным лицом, не оказаны или оказаны ненадлежащим образом, в материалах дела не имеется.
Пунктом 9 Правил № 1156 предусмотрена обязанность потребителя осуществлять складирование ТКО в местах накопления, определённых договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Аналогичное положение содержится в подпункте «а» пункта 13 Типового договора (приложение к Правилам № 1156).
С учётом изложенного положениями действующего законодательства обязанность региональных операторов и лиц, оказывающих услуги по транспортированию ТКО, принимать отходы непосредственно с объектов потребителей услуг, не закреплена.
При таких обстоятельствах основания полагать, что истец не исполнил обязательства по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО, образующихся в результате деятельности ответчика, у суда отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 505 коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется: а) расчётным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма; - количества и объёма контейнеров для накопления твёрдых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твёрдых коммунальных отходов; б) исходя из массы твёрдых коммунальных отходов, определённой с использованием средств измерения.
Нормативы накопления ТКО, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объёма отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путём подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Поскольку ответчиком не представлено истцу и суду доказательств наличия зарегистрированных в установленном порядке контейнеров, объём оказанных услуг определён истцом в соответствии с пунктом «а» пункта 5 Правил № 1156, а именно, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми утверждены приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т (в редакции приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 16.04.2019 № 15/2-Т).
Согласно представленному истцом расчетом, общая сумма задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <Дата> года по <Дата> год подлежащая взысканию с ответчика составляет .
На основании выписок их Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости, представленной филиалом ППК «Роскадастр» по Республике Коми,
правообладателем здания, расположенного по адресу: <Адрес>, с <Дата> по <Дата> гг. являлся Сельков А.А., соответственно расчет задолженности и неустойки стоит рассчитывать за период с <Дата> по <Дата> гг., что составляет и неустойка ;
правообладателем помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, с <Дата> по <Дата> гг. являлся Сельков А.А., задолженность за спорный период составляет , неустойка ;
правообладателем здания, расположенного по адресу: <Адрес>, с <Дата> по <Дата> гг. являлся Сельков А.А., задолженность за спорный период составляет , неустойка ;
правообладателем здания, расположенного по адресу: <Адрес>, с <Дата> по <Дата> гг. являлся Сельков А.А., задолженность за спорный период составляет , неустойка .
Соответственно, задолженность Селькова А.А. перед Региональным оператором составляет , неустойка .
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В силу части 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 20 договора).
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе признанных судом необходимыми расходов (часть 1 статьи 88, статья 94 ГПК РФ).
Таким образом, судебные расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в общем размере , подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, а так же почтовые расходы в размере .
Руководствуясь статьями 167, 194 - 199, 233-237, 244 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление заявлению ООО «Региональный оператор Севера» к Селькову А. А. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки, судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с Селькова А. А. (<Дата> г.р., паспорт <Номер> выдан <Дата> , <Номер>, ИНН <Номер>
в пользу ООО «Региональный оператор Севера» задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 315 495 (один миллион триста пятнадцать тысяч четыреста девяноста пять) рублей 85 копеек, неустойку по состоянию на <Дата> в размере 90411 (девяносто тысяч четыреста одиннадцать) рублей, неустойку, начисляемую на сумму задолженности 1315495,85 рублей, в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на день фактической оплаты задолженности, за каждый день просрочки, начиная с <Дата> по день фактической оплаты задолженности, а также почтовые расходы в размере 84 (восемьдесят четыре) рубля, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 15229 (пятнадцать тысяч двести двадцать девять) рублей 95 копеек.
Ответчик вправе подать через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через постоянное судебное присутствие в составе Усть-Вымского районного суда Республики Коми – в селе Кослан Удорского района Республики Коми в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 14 часам 00 минутам 14 апреля 2023 года.