УИД 38RS0031-01-2020-004607-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2020 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре ФИО3, с участием представителя ответчика – ФИО4, действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3232/2020 по исковому заявлению Прокурора Иркутского района в защиту интересов ФИО2 к администрации Уриковского муниципального образования о признании незаконным бездействия, обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО2 к администрации Уриковского муниципального образования, в обоснование которого указал, что ФИО2 является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»).
**/**/**** ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно информации администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** на территории Уриковского муниципального образования отсутствуют свободные жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма, в связи с чем предоставление жилых помещений не производится.
Согласно протоколу заседания врачебной комиссии от **/**/**** установленный ФИО2 диагноз подходит под действие приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от **/**/**** №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Просит: признать незаконным бездействие администрации Уриковского муниципального образования выразившееся в непредоставлении жилого помещения инвалиду II группы ФИО2;
обязать администрацию Уриковского муниципального образования предоставить инвалиду II группы ФИО2 на условиях социального найма жилое помещение площадью не менее 18 квадратных метров на территории Уриковского муниципального образования, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Иркутского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Уриковского муниципального образовании – ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что ФИО2 постановлением главы администрации от **/**/**** № принят на учет как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, и, учитывая наличие у него инвалидности, он включен в список льготной очереди под №. В настоящее время предоставить жилое помещение ФИО2 по договору социального найма администрацией Уриковского муниципального образования не представляется возможным ввиду отсутствия свободных жилых помещений. При этом освободившиеся жилые помещения находятся в аварийном состоянии. Бюджет Уриковского муниципального образования формируется на основании принципа плановости. Имеющиеся бюджетные ресурсы были направлены на исполнение расходных обязательств социально-значимого характера, а также на расходы подведомственных учреждений. Кроме того, в настоящий период времени на территории Уриковского муниципального образования осуществляется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, кадастровая стоимость которого до настоящего момента не определена. Средств местного бюджета не хватает на осуществление расходов не первоочередного характера. Вместе с тем, администрацией Уриковского муниципального образования предложен вариант разрешения настоящего вопроса до конца 2022 года путем приобретения дома с земельным участком не менее 6 соток (по средствам аукциона) у застройщиков на территории Уриковского муниципального образования в ...., в пределах нормы жилья, установленного законодательством, с соблюдением социальных и санитарных норм, применительно к данному населенному пункту, и впоследствии передать его ФИО2, заключив с ним договор социального найма.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке. Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Также данное право закреплено в абз. 6 ст. 17 ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в силу которого, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
В соответствии с ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий, самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями ФЗ от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Судом установлено, что на ФИО2, **/**/**** г.р., распространяется действие приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается протоколом заседания врачебной комиссии ОГБУЗ «Иркутская районная больница» № от **/**/****.
Постановлением администрации Уриковского муниципального образования от **/**/**** № ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, прокуратурой Иркутского района проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении жилищного законодательства, по результатам которой был установлен факт нарушения администрацией Уриковского муниципального образования требований жилищного законодательства Российской Федерации, выразившийся в непредставлении во внеочередном порядке ФИО2 жилого помещения, в связи с чем **/**/**** прокуратурой Иркутского района в адрес администрации Уриковского муниципального образования было вынесено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответ на указанное представление **/**/**** администрацией Уриковского муниципального образования сообщено, что в связи с отсутствием свободных жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма, их предоставление не производится.
Оценивая установленные обстоятельства, представленные по делу доказательства, анализируя приведенные нормы права, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
При этом каких-либо иных, дополнительных требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Кроме того, суд не принимает довод ответчика о разрешении жилищного вопроса путем его приобретения до конца 2022 года, поскольку внеочередное предоставление означает, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Иркутского района в защиту интересов ФИО2 к администрации Уриковского муниципального образования – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Уриковского муниципального образования выразившееся в непредоставлении жилого помещения инвалиду II группы ФИО2
Обязать администрацию Уриковского муниципального образования предоставить инвалиду II группы ФИО2 на условиях социального найма жилое помещение площадью не менее 18 квадратных метров на территории Уриковского муниципального образования, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья О.П. Коткина