Дело № 2-677/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 31 октября 2018 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яковенко Т.И.,
при секретаре Шматкове В.В.,
с участием представителя истца Симченко А.И. – Носкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Симченко А.И. к администрации Енисейского района Красноярского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным отказа в признании права на получение жилищной субсидии, установлении факта проживания и проживания в местности, приравненной к районам Крайнего Севера,
УСТАНОВИЛ:
Симченко А.И. в лице своего представителя по доверенности Носкова О.В. обратился в суд с иском к названым ответчикам о признании незаконным отказа главы Енисейского района Красноярского края от 28 марта 2018 г. № в признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», установлении факта проживания в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера – поселке Напарино Енисейского района Красноярского края в период с 31 декабря 1991 года по 3 августа 2006 года.
Требования мотивировал тем, что совместно с супругой Симченко М.С. он проживает в <адрес>, с 5 января 1998 года по настоящее время. Ранее в период с 1987 года по 05.01.1998 года он проживал в д. Напарино Енисейского района Красноярского края, относящейся к местности, приравнённой к районам Крайнего севера. При обращении его в марте 2018 года в администрацию Енисейского района с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера приравнённых к ним местностей», письмом от 28.03.2018 года ответчиком было отказано в удовлетворении его заявления в виду отсутствия в представленных им документах сведений о проживании в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера в период с 31 декабря 1991 по 3 августа 2006 года.
Истец Симченко А.И. в судебное заседание не явился, доверил представление своих интересов Носкову О.В., который в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем основаниям, уточнив требования в части проживания истца в период с 31.12.1991 по 05.01.1998 г. в п. Напарино Енисейского района Красноярского края, и с 05.01.1998 г. по 03.08.2006 г. – в с. Ярцево Енисейского района Красноярского края, относящихся в местности, приравнённой к районам Крайнего Севера.
Дополнительно пояснил, что в 1984 году истец Симченко А.И. приехал в д. Напарино Енисейского района, где у него проживали родители, и где он работал чокеровщиком в Ново-Ярцевском АЗП, а с 1996 года работал в Ярцевском коопзверпромхозе. Проживая в д. Напарино, в 1988 году он женился, и фактически проживал с семьей в д. Напарино до мая 1998 года, а затем выехал на постоянное место проживания в с. Ярцево Енисейского района, где проживает до настоящего времени. В связи с заменой паспорта, данные о предыдущем проживании и регистрации Симченко А.И. по месту жительства в д. Напарино, а затем в с. Ярцево в указанный период отсутствуют.
Ответчик - администрация Енисейского района, извещенная надлежащим образом о рассмотрении дела, представителя в суд для участия в дел не направила, ходатайств об отложении дела не заявляла, по существу исковых требований не возражала.
Представитель ответчика Министерства строительства и ЖКХ Красноярского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в суд не явился. В представленном суду отзыве первый заместитель министра Василовская Т.А. указала на возможность удовлетворения заявленных требований только при наличии и доказанности указанного истцом факта, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Цимбалов В.Ю. также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства.
Третье лицо - администрация Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края, извещенная надлежащим образом о рассмотрении дела, в суд своего представителя также не направила.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля ФИО1, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных как в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), так и в других нормативных актах.
При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Абзац первый статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
В силу положений статей 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту жительства таких граждан в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 29 главы II указанного Положения (в редакции от 22.12.2017 г.) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства, в том числе следующие документы: документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Согласно п. 12 Положения решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) не позднее чем через 15 рабочих дней с даты регистрации заявлений граждан.
Основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в статье 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо в статье 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается пояснениями представителя истца, материалами дела, Симченко А.И. с 03.08.2006 года и по настоящее время совместно с супругой Симченко М.С. зарегистрирован и постоянно проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, принадлежащем ему на праве собственности, на основании договора, удостоверенного нотариусом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
В марте 2018 года истец обратился с заявлением в администрацию Енисейского района Красноярского края о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Письмом главы администрации Енисейского района исх. № от 28.03.2018 года Симченко А.И. сообщено об отсутствии у него права на получение жилищной субсидии (социальной выплаты) в соответствии с указанным Федеральным законом, в виду не подтверждения представленными им документами факта его пребывания в районе, приравнённом к районам Крайнего Севера (Енисейский район), в период с 31.12.1991 г. по 03.08.2006 года.
Согласно имеющейся в деле справки администрации Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, поселок, расположенный на правом берегу реки Енисей в 16 км выше с. Ярцево, был зарегистрирован и включен в состав Ярцевского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ. На тот период в указанном населённом пункте был расположен Ново-Ярцевский лесопункт объединения «Саратовагропромстрой» для строительства леспромхоза. С учетом ходатайства коллектива Ново-Ярцевского лесопункта, вновь созданному населенному пункту присвоено наименование - поселок Напарино.
В соответствии со справками администрации Ярцевского сельсовета Енисейского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, составленными на основании похозяйственных книг, Симченко А.И. прибыл на территорию сельсовета из с. Чиндат Тюхтетского района и состоял на регистрационном учете по месту жительства: Красноярский край, Енисейский район, д. Напарино, с 1987 года (точная дата постановки на учет не известна) по 05 января 1998 года. В связи с переездом в пределах поселения, он состоит на регистрационном учете и проживает по месту жительства с 05.01.1998 по настоящее время по адресу: <адрес>. В связи с обменом паспорта (выдан ДД.ММ.ГГГГ) состоит на регистрационном учете по данному адресу с 03.08.2006 года по настоящее время.
Симченко М.С. прибыла из г. Красноярска Красноярского края и состояла на регистрационном учете по месту жительства: Красноярский край, Енисейский район, д. Напарино, с 12.08.1988 по 08.04.1996 года. В связи с переездом в пределах поселения, она состоит на регистрационном учете и проживает по месту жительства с 08.04.1996 года по настоящее время.
Согласно имеющейся в деле справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Симченко А.И. с мая 1984 года по август 1998 года фактически проживал по адресу: Красноярский край, Енисейский район, п. Напарино. С 1998 года и по настоящее время он зарегистрирован и фактически проживает по адресу: <адрес>.
Из представленной представителем истца копии трудовой книжки Симченко А.И. следует, что в период с 26.05.1984 года по 15.04.1994 года Симченко А.И. работал чокеровщиком, а затем вальщиком в Ново-Ярцевском ЛЗП Саратовского облколхозстройобъединения, 15.04.1994 г. уволен по сокращению штатов; с 01.06.1996 г. по 01.04.2000 г. работал егерем Ярцевского коопзверпромхоза; с указанного времени был уволен в связи с переводом егерем в ПОО «Ярцевское», в котором работал по 19.04.2004 года; с 02.02.2009 г. работал в ООО «Енисейская промысловая компания» охотоведом по Енисейскому району.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1, проживающий и зарегистрированный с ДД.ММ.ГГГГ в д. Напарино Енисейского района Красноярского края (что подтверждено данными паспорта свидетеля) пояснил, что лично знаком с Симченко А.И. с 1986 года. Ему известно, что Симченко С.А. постоянно проживал в д. Напарино с 1984 года, там же у него проживали родители, в деревне имеется только одна улица. С 1986 года он (свидетель) работал совместно с Симченко А.И. в Ново-Ярцевском ЛПХ, расположенном в д. Напарино. Проживая с указанного времени в д. Напарино, Симченко А.И. затем женился, и проживал с семьёй в д. Напарино безвыездно до 1998 года, затем он с семьёй выехал в с. Ярцево Енисейского района, где постоянно проживает по <адрес> по настоящее время. Ему (свидетелю) об этом известно, поскольку он бывал в гостях у Симченко А.И. в с. Ярцево, а сам Симченко А.И. часто приезжает в д. Напарино. Доводы свидетеля о совместной работе с истцом подтверждены также представленной в материалы деда копией трудовой книжки свидетеля.
Оценив в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ все представленные доказательства, а также показания свидетеля, не доверять которым оснований у суда не имеется, суд приходит к выводу о том, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт проживания Симченко А.И. в период с 31.12.1991 г. по 05.01.1998 г. на территории п. Напарино Енисейского района Красноярского края, и с 05.01.1998 г. по 03.08.2006 г. – на территории с. Ярцево Енисейского района Красноярского края, в связи с чем, требования в части установления факта проживания в указанной местности в заявленный период подлежат удовлетворению.
Разрешая требование истца о признании незаконным отказа главы Енисейского района Красноярского края от 28 марта 2018 г. № в признании права истца на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», суд не находит законных оснований для его удовлетворения, поскольку документы, предусмотренные п. 29 выше приведённого Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, содержащие данные, достоверно свидетельствующие о факте проживания и регистрации истца на территории Енисейского района в период с 31.12.1991 г. по 03.08.2006 г., при обращении его к ответчику с заявлением в марте 2018 года, не были предоставлены; представленная Симченко А.И. копия паспорта таких данных не содержала, а иные справки не были предоставлены истцом, в связи с этим на момент рассмотрения заявления истца письменный отказ ответчика в удовлетворении заявления носил обоснованный характер. При этом, истец не лишен возможности повторного обращения к ответчику с аналогичным заявлением, с предоставлением соответствующих документов, содержащих сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Симченко А.И. удовлетворить частично.
Установить факт проживания Симченко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на территории п. Напарино Енисейского района Красноярского края в период с 31 декабря 1991 г. по 05 января 1998 года, и на территории с. Ярцево Енисейского района Красноярского края в период с 05 января 1998 г. по 03 августа 2006 г., относящихся к местности, приравнённой к районам Крайнего Севера.
В удовлетворении требования о признании незаконным отказа главы Енисейского района Красноярского края от 28 марта 2018 г. № в признании права истца на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2018 года