04 июля 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Галиевой А.М., Мусиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Зиятдиновой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Янсона А.С. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – Мухамадиевой Ф.М. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 апреля 2013 года, которым постановлено:
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан включить Пакшина Е.П., как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, в сводный список лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 -2015 годы».
Обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предоставить государственному заказчику подпрограммы заявку на Пакшина Е.П. на выпуск сертификата.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Пакшина Е.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, представителя ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – Абрамовой А.В., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пакшин Е.П. обратился в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о включении его в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011 -2015 годы». В иске указано, что Пакшин Е.П. 01 июня 2009 года уволен со службы в органах внутренних дел на основании пункта «б» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет истца по состоянию на 01 июня 2009 года составила 20 лет 3 месяца 6 дней. В период службы по решению Мензелинского Совета местного самоуправления Республики Татарстан №195 от 28 декабря 2001 года истец был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании решения Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 24 августа 2010 года истец с 01 июня 2009 года был переведен из списка очередности жителей города Мензелинска на получение жилой площади (список № 7) в список № 9 - в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как военнослужащий, уволенный с военной службы в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге лет и достижении предельного возраста.
Решением Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 года на Исполнительный комитет города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность включить истца, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в список лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».
Из Исполнительного комитета города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан истец получил письменный ответ от 14 марта 2013 года о том, что решение Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 года исполнено. Указанный список и учётное дело на Пакшина Е.П. исполнительным комитетом 29 сентября 2012 года направлено в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для формирования сводного списка по Республике Татарстан и представления государственному заказчику подпрограммы. Однако, ответчик не включает истца в сводный список подпрограммы. Истец просил обязать ответчика включить его, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в сводный список лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».
В ходе рассмотрения дела Пакшин Е.П. дополнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность предоставить государственному заказчику подпрограммы заявку на истца на выпуск сертификата.
Представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с иском не согласился.
Суд принял решение об удовлетворении иска в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – Мухамадиева Ф.М. просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального. В жалобе отмечается, что обжалуемое решение неисполнимо, поскольку полномочия по формированию сводного списка участников подпрограммы из той категории граждан, к которой относится истец, возложены на федеральные органы исполнительной власти, ответчик подобными полномочиями не наделён. В представленных в суд апелляционной инстанции дополнениях к апелляционной жалобе указано, что решение Мензелинского Совета местного самоуправления, которым Пакшин Е.П. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учёт, отменено.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 30.04.2013) выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 №153) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, установлен пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе:
- сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из материалов дела следует, что согласно приказу ОВПО-4 МВД ТАССР Пакшин Е.П. с 14 февраля 1991 года состоял на службе в государственной противопожарной службе (пожарной охране). В соответствии с приказом № 46-НС от 01 июня 2009 года Пакшин Е.П. уволен из органов внутренних дел по основанию, установленному пунктом «б» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 - в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет истца в органах внутренних дел по состоянию на 01 июня 2009 года составила 20 лет 3 месяца 6 дней.
В период службы, на основании решения Мензелинского совета местного самоуправления № 195 от 28 декабря 2001 года, Пакшин Е.П. принят на учёт нуждающихся в получении жилой площади.
По решению Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 24 августа 2010 года истец с 01 июня 2009 года переведен из списка № 7 в список № 9 - в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как военнослужащий, уволенный с военной службы в органах внутренних дел Российской Федерации по выслуге лег и достижении предельного возраста.
Решением Мензелинского районного суда Республики Татарстан от 25 июня 2012 года на Исполнительный комитет города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность включить истца, как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в список лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы».
29 сентября 2012 года Исполнительный комитет города Мензелинска Мензелинского муниципального района Республики Татарстан список и учётное дело в отношении истца были направлены в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для формирования сводного списка по Республике Татарстан и представления государственному заказчику подпрограммы.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку согласно пункту 3 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в Республике Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 марта 2008 года № 201 «О реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы в Республике Татарстан», Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан является органом, уполномоченным на оформление сертификатов в рамках реализации рассматриваемой подпрограммы, то на ответчика подлежит возложению обязанность по включению Пакшина Е.П. в сводный список лиц – участников подпрограммы как военнослужащего, уволенного с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции не согласна по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 № 153, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «е» - «и» пункта 5 Правил.
Главой второй Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов установлен порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, согласно которому полномочия по формированию списков и выпуску сертификатов для граждан, указанных в подпункте «а» пункта 5 указанных Правил, возложены на учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Согласно пункту 28 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов государственный заказчик подпрограммы с учетом средств, предусмотренных на ее реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил), и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объемов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Распределение объема финансирования между федеральными органами исполнительной власти осуществляется пропорционально заявленной ими потребности в целях обеспечения своевременного увольнения граждан с военной службы (службы), обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), но оставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации в этих органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также отселения граждан - участников подпрограммы из закрытых военных городков и поселков.
Из анализа приведённых правовых норм следует, что ответчик, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не наделён полномочиями по включению лиц, указанных в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в сводный список лиц – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Финансирование подпрограммы в отношении указанной категории граждан, осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба)
Таким образом, суд первой инстанции принял решение без учёта требований правовых актов, регулирующих спорные правоотношения. Судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные судом нарушения норм материального права являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 апреля 2013 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Пакшина ФИО10 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о включении в сводный список лиц - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» и передаче государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификата отказать.
Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи