Решение по делу № 2-462/2016 от 08.08.2016

Дело № 2-462/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2016 года                                                                              с.Каратузское

Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Криндаль Т.В.,

при секретаре Турчаниновой А.Е.,

с участием старшего помощника прокурора Каратузского района Логуновой В.Л.,

истца Прокаевой И.Ю.,

представителя ответчика Коршуновой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края в интересах Прокаевой И. Ю. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах Прокаевой И. Ю. к администрации Каратузского района о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением, указав, что Прокаева И.Ю. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать умерла в 2005 году, а отец записан со слов матери. В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Красноярского края "О защите прав ребенка" дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, обеспечиваются органами местного самоуправления благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма. Прокаева И.Ю. окончила МБОУ «<школа>» в 2015 году и поступила в КГБПОУ <колледж>. В настоящее время своего жилья не имеет. Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от 16 января 2015 года включена в краевой список для обеспечения жилым помещением. Вместе с тем, на сегодняшний день она жильем не обеспечена. В этой связи просит возложить на администрацию Каратузского района обязанность предоставить Прокаевой И.Ю. жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и технических требованиям, благоустроенное применительно к условиям с. Каратузское, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

В судебном заседании старший помощник прокурора Логунова В. Л. иск поддержала и просила удовлетворить его по доводам, изложенным в заявлении.

Истец Прокаева И. Ю. в судебном заседании иск также поддержала и пояснила, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать умерла в 2005 году, а отец записан со слов матери. Постановлением администрации Каратузского района Красноярского края от <...> передана под опеку <Ю.И.В.> <...> достигла совершеннолетия. В июне 2015 года окончила МБОУ «<школа>» и поступила в КГБПОУ <колледж>. Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от 16.01.2015 включена в краевой список для обеспечения жилым помещением, однако жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.

Представитель ответчика администрации Каратузского района Коршунова А. Н. в суде против удовлетворения иска возражала, пояснив при этом, что Прокаева И.Ю. включена в краевой список для обеспечения жилым помещением, которое предоставляется в порядке очередности, однако ввиду отсутствия денежных средств предоставить жилое помещение не представляется возможным. В этой связи, просил отказать прокурору в иске.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Красноярского края, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя государственного органа субъекта не просил.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе.

Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, истца и представителя ответчика, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения прокурора, истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Как установлено в суде, Прокаева И.Ю. <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла в 2005 году, что подтверждается свидетельством о смерти от <...>, а отец записан со слов матери, что подтверждается справкой о рождении № <...> от <...>. Согласно постановления администрации Каратузского района Красноярского края от <...><...> с 15 июня 2005 года передана под опеку <Ю.И.В.>

В июне 2015 года Прокаева И.Ю., окончила МБОУ «<школа>». Решением краевой комиссии министерства образования и науки Красноярского края от 16.01.2015 истец включена в краевой список по обеспечению жилыми помещениями.

В декабре 2015 года истцу исполнилось восемнадцать лет, однако до настоящего времени Прокаева И.Ю. жилым помещением не обеспечена. Своего жилого помещения истец не имела и не имеет, проживает в квартире на территории д. Ключи Каратузского района.

По правилам, предусмотренным статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.98.1 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.109.1. Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Аналогичные гарантии предусмотрены статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Законом Красноярского края установлены требования к жилому помещению, предоставляемому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Так, жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляются, не обременено правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза (п.14 ст.17).

В соответствии с п.11 ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» решение о предоставлении лицу, указанной категории, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления.

Законом Красноярского края от 24 декабря 2009 года N 9-4225 органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 г. N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1, 16 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства образования Красноярского края от 25 сентября 2015 г. N 55-11-04, предоставление органами местного самоуправления по переданным полномочиям жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является государственной услугой, которая предоставляется в срок не позднее 60 дней со дня достижения лицом указанной категорий, возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в соответствующих организациях, а также по завершении обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Прокаева И.Ю. имеет право на социальную поддержку со стороны государства в виде обеспечения жилым помещением.

При этом доводы представителя ответчика о том, что получение жилого помещения по договорам специализированного найма осуществляется в порядке очередности указанной категории лиц, судом отвергаются, как не основанные на нормах действующего законодательства.

Ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. Напротив ст. 8 указанного Федерального закона установлено, что жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По письменному заявлению указанных лиц жилые помещения могут предоставляться после достижения возраста 18 лет: по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Кроме того, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, федеральным законом установлено право лиц указанной категории на получение жилого помещения по достижении 18 лет, либо позже по их письменному заявлению.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Каратузского района удовлетворить.

Обязать администрацию Каратузского района Красноярского края предоставить Прокаевой И. Ю., родившейся <...> года в д. <...> Каратузского района Красноярского края, по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта на территории Каратузского района Красноярского края, жилое помещение общей площадью, исходя из нормы предоставления, 33 кв.м., с допусками, установленными Законом Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» (но не менее 22 кв.м. и не более 42 кв.м.).

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца после принятия в окончательной форме, через суд принявший решение.

Председательствующий

2-462/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Каратузского района
Прокаева И.Ю.
Ответчики
Администрация Каратузского района
Другие
Министерство образования Каратузского района
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
karatuz.krk.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2016Передача материалов судье
09.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2016Судебное заседание
02.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее