№ 16-200/2021 (№ 16-3578/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Владивосток 12 мая 2021 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Востоктранссервис» Брыкиной О.С. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 28 февраля 2020 года № 2459/67-20, решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 18 июня 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 18 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – акционерного общества «Востоктранссервис»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 28 февраля 2020 года № 2459/67-20 акционерное общество «Востоктранссервис» (далее – АО «Востоктарнссервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 18 июня 2020 года постановление должностного лица от 28 февраля 2020 года № изменено, размер назначенного АО «Востоктарнссервис» административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
Решением судьи Приморского краевого суда от 18 августа 2020 года решение судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 18 июня 2020 года оставлено без изменения, жалоба защитника АО «Востоктранссервис» Брыкиной О.С. без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «Востоктранссервис» Брыкина О.С. просит отменить вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты, принять новое решение по делу.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон о Государственной границе РФ) установлены правила пересечения Государственной границы.
В соответствии с пунктом «в» части 7 статьи 9 Закона о Государственной границе РФ российским судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещаются (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) остановка, высадка (посадка) людей, выгрузка (погрузка) любых грузов, товаров, валюты, животных, спуск на воду или прием на борт любых плавучих средств, подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата, ведение промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности без соответствующего на то разрешения специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов в пределах их компетенции, либо с их разрешения, но с нарушением условий такого разрешения.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» проход через территориальное море должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать в себя остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием либо необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия либо в целях оказания помощи людям, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
В силу пункта «б» части 1 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий: а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов; б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов; в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона о Государственной границе РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2019 года № 341 «Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море» утверждены Правила уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами (далее – Правила).
В силу пункта 2 указанных Правил уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее – уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении. Контактные данные пограничных органов для направления уведомления размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Уведомление для судов, указанных в подпункте «а» пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению № 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (пункт 4 Правил).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил).
Согласно положениям пункта 12 Правил повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: судовой роли или списка пассажиров; времени выхода судна из порта; плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район.
Об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 13 Правил).
Как следует из материалов дела, в результате проведения контрольно-проверочных мероприятий должностными лицами Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю установлено, что 12 января 2020 года судно СРТМ-К «Фианит» под управлением Волокитина С.Н. убыло из российского порта Владивосток в территориальное море РФ (подзона <данные изъяты>, промысловый район <данные изъяты>) с целью осуществления рыболовства, намереваясь при этом в установленном порядке осуществлять неоднократное пересечение государственной границы РФ без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
17 декабря 2019 года заблаговременно судовладельцем в Пограничное управление ФСБ России по Приморскому краю направлено уведомление о намерении судном СРТМ-К «Фианит» осуществлять неоднократное пересечение государственной границы РФ на море в период с декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года, при этом обязательные данные о географических координатах планируемого места пересечения государственной границы РФ не указаны, чем нарушена форма уведомления пограничных органов (пункт 9 приложения № 1 к Правилам), обязанность по направлению которого установлена пунктом 4 Правил.
13 января 2020 года в 12 часов 23 минуты капитан судна СРТМ-К «Фианит» Волокитин С.Н. в порядке пункта 13 Правил проинформировал пограничный орган об изменениях в ранее поданное уведомление, однако такие изменения также не содержали данных о географических координатах планируемого места пересечения государственной границы РФ на море.
13 января 2020 года в 16 часов 45 минут капитан судна СРТМ-К «Фианит» Волокитин С.Н. повторно проинформировал пограничный орган об изменениях в ранее поданное уведомление, указав при этом географические координаты планируемого места пересечения государственной границы РФ на море – <данные изъяты> гр. <данные изъяты> мин. северной широты, <данные изъяты> гр. <данные изъяты> мин. восточной долготы.
Вместе с тем, 13 января 2020 года в 19 часов 00 минут судно СРТМ-К «Фианит», находясь в районе осуществления деятельности, фактически пересекло государственную границу РФ на море на входе в территориальное море РФ в средних географических координатах – <данные изъяты> гр. <данные изъяты> мин. северной широты, <данные изъяты> гр. <данные изъяты> мин. восточной долготы. Разница между фактическими координатами пересечения государственной границы РФ на море и заявленными координатами в уведомлении составила около 103 морских миль.
При этом капитан судна, судовладелец или уполномоченное им лицо, имея возможность внести изменения в ранее направленное уведомление, в нарушение требований пунктов 12 и 13 Правил такие изменения в установленном порядке не внесли.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Востоктранссервис» к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ должностным лицом.
Факт совершения АО «Востоктранссервис» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по делу достоверно установлено, что АО «Востоктранссервис» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Действия АО «Востоктранссервис» правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено одним должностным лицом, не является нарушением процессуальных требований, поскольку КоАП РФ какого-либо запрета на рассмотрение дела тем же лицом, который составил протокол, не содержит.
Составление протокола об административном правонарушении должностным лицом не относится к числу обстоятельств, прямо исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, тем же лицом, не указывает данное обстоятельство на какую-либо личную, прямую или косвенную заинтересованность в разрешении дела.
Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях АО «Востоктранссервис» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении нарушений требований, предусмотренных КоАП РФ, не допущено.
Административное наказание АО «Востоктранссервис» назначено ниже низшего предела в соответствии с правилами частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ.
Постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
постановление государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю от 28 февраля 2020 года № 2459/67-20, решением судьи Первореченского районного суда города Владивостока от 18 июня 2020 года, решение судьи Приморского краевого суда от 18 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – АО «Востоктранссервис» оставить без изменения, жалобу защитника АО «Востоктранссервис» Брыкиной О.С. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов