Дело №33-1968/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение
г. Тюмень 29 марта 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего: Лаврентьева А.А.
судей: Жегуновой Е.Е. и Ситниковой Л.П.
при секретаре: Гимадиевой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Айнитдиновой Г.Б. на решение Вагайского районного суда Тюменской области от 16 января 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Айнитдиновой Г.Б. к администрации Тукузского сельского поселения, сектору по опеке, попечительству и охране прав детства Межмуниципального управления социальной защиты населения (Уватский, Вагайский районы) Департамента социального развития Тюменской области, о признании п.2 приказа от 7 ноября 2005 года №7 «О назначении попечителя над несовершеннолетней Айнитдиновой Г.Б. Тукузского сельского совета территориального подразделения администрации объединенного муниципального образования Вагайский район незаконным и недействующим в части закрепления жилья за несовершеннолетней Айнитдиновой Г.Б., находящегося по адресу: <.......>, обязать восстановить за Айнитдиновой Г.Б., <.......> года рождения, срок для обращения для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Лаврентьева А.А., представителя Департамента социального развития <.......> судебная коллегия
установила:
Айнитдинова Г.Б. обратилась в суд с иском (с учётом уточнений) к Департаменту социального развития Тюменской области, Администрации Тукузского сельского поселения о признании приказа №7 от 7 ноября 2005 года Тукузского сельского совета территориального подразделения незаконным и недействующим в части закрепления жилья за несовершеннолетней Айнитдиновой Г.Б., находящегося по адресу: <.......>, обязании восстановить за Айнитдиновой Г.Б., <.......> года рождения, срок для обращения для включения в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Требования мотивировала тем, что она родилась <.......>, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей, поскольку мать умерла <.......>, отец умер <.......>. За ней приказом Тукузского сельского совета №7 от 7 ноября 2005 года был закреплён жилой дом, находящийся по адресу: <.......>, оформленный ею в собственность в размере 1/2 доли по наследству после смерти отца. Указанный жилой дом в 2016 году межведомственной комиссией Администрации Вагайского муниципального района признан непригодным для проживания. Общая площадь дома 44,5 кв.м. При вынесении приказа о закреплении жилья орган местного самоуправления не учёл количество зарегистрированных в доме лиц, между тем, в доме было зарегистрировано 3 человека, и площадь на одного человека приходилась 14,8 кв.м., что менее учётной нормы 15 кв.м. О том, что закрепление жилого дома было проведено незаконно, она узнала только в ходе судебного разбирательства по другому гражданскому делу. В настоящее время органы опеки указывают, что она пропустила срок для обращения с заявлением о включении в список детей-сирот, так как обратилась за пределами 23-летнего возраста. Указала, что письменных документов, подтверждающих, что до достижения 23-летнего возраста в соответствующие органы с заявлением о предоставлении жилого помещения, а также письменных отказов указанных органов на её обращение, не имеется, однако имеются свидетельские показания обращения её и опекуна к Главам местной Тукузской администрации, к должностному лицу органа опеки, и полученных отказов в принятии заявлений со ссылкой на факт наличия закреплённого за нею жилья. При этом обследование её жилищных условий не проводилось. Полагала, что срок для включения её в список по предоставлению жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был пропущен ею по независящим от неё уважительным причинам. Считала, что закрепление непригодного жилья должно быть отменено и ей восстановлен срок для обращения для включения в список на предоставление жилого помещения.
В судебное заседание истец Айнитдинова Г.Б. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Муратова Э.З. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации Тукузского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще извещён, в суд направил заявлении, в котором указал о не признании иска, просил применить срок исковой давности к заявленным требованиям, и рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Межмуниципального управления социальной защиты населения (Уватский, Вагайский районы) Департамента социального развития Тюменской области Гаврилова Н.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица Администрации Вагайского муниципального района Тюменской области в судебное заседание не явился при надлежащем извещении.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна истица Айнитдинова Г.Б. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объёме. Полагает, что при вынесении обжалуемого приказа Тукузского сельсовета, орган местного самоуправления не учёл и не проверил количество зарегистрированных и проживающих граждан в закреплённом доме, общую площадь дома, и долю, приходящуюся на каждого члена семьи, чему также не была дана оценка судом первой инстанции. Также полагает, что положенные ею в основу иска основания о несоблюдении учётной нормы при закреплении жилья за ней в решении суда не нашли своего отражения и правовой оценки.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 3271 ГПК Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 1 данного закона для его целей используются, в том числе следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из дела, истец Айнитдинова Г.Б. является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать умерла <.......>, а отец умер <.......>. Таким образом, до достижения возраста 18 лет истец приобрела статус ребёнка-сироты, а с 18 до 23 лет относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имела право на предоставление ей предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантий.
Частью 1 статьи 8 данного закона в редакции, действовавшей до 31 декабря 2012 года, было определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу абзаца 1 части 1 той же статьи в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действующей с 1 января 2013 года, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацам 3, 9 этой же нормы орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 упомянутого выше Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе, и на обеспечение с 1 января 2013 года жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договорам социального найма и по договорам найма специализированных жилых помещений, предусматривает заявительный характер учёта лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учёта означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они перестают относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, утрачивая, таким образом, одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки.
На основании приказа №7 от 7 ноября 2005 года Администрации Тукузского сельсовета территориального подразделения Администрации ОМО Вагайский район над несовершеннолетней Айнитдиновой Г.Б. была установлена опека, опекуном была назначена Айнитдинова М.Б., а также данным приказом за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение, в котором она проживала, по адресу: <.......>.
Из сообщения отделения по вопросам миграции ОП-1 МО МВД России «Тобольский» установлено, что Айнитдинова Г.Б зарегистрирована по указанному выше адресу с 13 января 2003 года и проживает там по настоящее время.
Из свидетельства о праве на наследство по закону от <.......> следует, что истец Айнитдинова Г.Б. является наследником 1\2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <.......>. Право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на данный жилой дом общей площадью 44,5 кв.м. зарегистрировано за истцом <.......>. Таким образом, в собственности истца находилось жилое помещение площадью 22,25 кв.м.
Разрешая возникший спор и принимая решение об отказе в иске Айнитдиновой Г.Б., суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным приказа администрации Тукузского сельсовета №7 от 7 ноября 2005 года в части закрепления за истцом жилого помещения, так как данный приказ действовал только до наступления у истца совершеннолетнего возраста, а в настоящее время Айнитдинова Г.Б. является совершеннолетней (28 лет). Кроме того, истица проживала в закреплённом жилом доме на законном основании, как наследник и затем собственник 1/2 доли жилого дома, который был признан не пригодным для проживания лишь в 2016 году. Отказ в удовлетворении требования истца о постановке на учёт, как лица из числа детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, являлся обоснованным, в связи с достижением ею в <.......> году 23-летнего возраста, который является предельным для обращения за предоставлением мер социальной поддержки лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в связи с установлением судом того факта, что на момент обращения о постановке на учёт истец не нуждалась в жилье, будучи обеспеченной жилой площадью более учётной нормы 15 кв.м.
Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона.
Поскольку истец до достижения возраста 23 лет, с которым закон связывает утрату лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующего статуса и права на получение предусмотренных для данной категории лиц мер социальной поддержки, в том числе, по обеспечению жильём, на учёте нуждающихся в жилье не состояла и с заявлением о постановке на такой учёт не обращалась, отказ Айнитдиновой Г.Б. в заявленном ею иске правомерен.
По обстоятельствам дела удовлетворение требований Айнитдиновой Г.Б., направленных на защиту её жилищных прав как лица, ранее относившегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было возможно в случае подтверждения материалами наличия уважительных причин, не позволивших истцу своевременно обратиться за защитой своих прав по объективным обстоятельствам.
Между тем, наличие таких причин по материалам дела не установлено.
Ссылка истца в жалобе на наличие регистрации в закреплённом за нею жилом доме трёх человек и обеспеченность ею жилой площадью менее учётном нормы, является несостоятельной, поскольку истица являлась собственником 1/2 доли жилого дома в размере 22,25 кв.м., а регистрация иных лиц в этом доме не свидетельствует о возникновении у них прав на принадлежащую истице жилую площадь. На момент закрепления за истцом жилого дома он не был признан не пригодным для проживания, в период до достижения истцом возраста 23 лет (до 2011 года) истица также не обращалась в установленном законом порядке о признании жилого дома не пригодным для проживания, таковым он был признан заключением межведомственной комиссии лишь 24 июня 2016 года.
Ссылка в апелляционной жалобе истца на подтверждение факта её обращения в уполномоченные органы с заявлением о принятии на учёт по категории детей-сирот до 23 лет свидетельским показаниями также является несостоятельной, поскольку показаниям свидетелей дана надлежащая правовая оценка в решении суда, в котором обоснованно указано, что такие доказательства не соответствуют требованиям допустимости (ст.60 ГПК РФ).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной истцом при рассмотрении дела в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в постановленном судом по делу решении.
С учётом изложенного судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Вагайского районного суда Тюменской области от 16 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Айнитдиновой Г.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: