Решение по делу № 2-183/2022 от 20.01.2022

Дело № 2-183-2022                                

УИД 21RS0017-01-2022-000072-08

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года г. Шумерля

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Никитина А.В., при секретаре Степановой Н.Е., с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Денисовой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 к администрации ........................ Республики об обязании включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Шумерлинский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что ФИО1, "___" ___________ г. г.р., (девичья фамилия - ФИО11) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1, ФИО3, лишена родительских прав решением Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г.. Отец ФИО1 - ФИО6 участие в воспитании дочери не принимал, длительное время отбывал наказание в местах лишения свободы. Решением Шумерлинского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от "___" ___________ г. опекуном ФИО1 был назначен дед ФИО7 ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Прокурор считает, что ФИО1 относится к кругу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на основании статьи 8 Федерального закона от "___" ___________ г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья ФИО1 не имеет. Отсутствие факта постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства. Просит обязать администрацию ........................ Республики включить ФИО1, "___" ___________ г. года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории ........................ Республики.

Помощник Шумерлинского межрайпрокурора Денисова Е.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

ФИО1 также просила исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации ........................ в судебное заседание не явился. От них поступил отзыв на исковое заявление. Просят отказать в удовлетворении требований.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от "___" ___________ г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Из материалов дела следует, что родителями ФИО1 являются: матерью ФИО3, отцом ФИО6

Согласно справки о заключении брака № ___________ от "___" ___________ г. ФИО2 заключила брак с ФИО9 и ей была присвоена фамилия ФИО10.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, "___" ___________ г. года рождения, на основании Решения Шумерлинского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от "___" ___________ г. находилась под опекой деда ФИО7 на полном государственном обеспечении, что следует из архивной выписки от "___" ___________ г. № ___________ от "___" ___________ г. и постановления главы Шумерлинской городской администрации от "___" ___________ г. «О назначении денежных средств на несовершеннолетнюю ФИО2 находящейся под опекой».

Из справки Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г. за № ___________ усматривается, что мать ФИО2ФИО3, "___" ___________ г. года рождения, решением Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г., вступившим в законную силу "___" ___________ г. лишена родительских прав в отношении дочери ФИО2, "___" ___________ г. года рождения.

Отец ФИО1ФИО6 участие в воспитании ребенка не принимал, длительное время отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается справкой, выданной информационным центром МВД по чувашской Республике, о результатах проверки в ОСК от "___" ___________ г. за № ___________.

Согласно справки о смерти № ___________ ФИО6 умер "___" ___________ г..

В мае 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию ........................ с заявлением о включении её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Ответом главы администрации ........................ от 13.05. 2020 года за № ___________, ФИО1 отказано во включении ее в списки лиц из числа детей сирот на получение жилого помещения по основаниям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Федеральным законом № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из положений Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "___" ___________ г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что ФИО1 к моменту обращения в администрацию ........................ по включению в список детей-сирот на территории ........................ с заявлением о принятии на учет, достигла возраста 37 лет.

Ранее ФИО1 на учете лиц из числа детей-сирот, для обеспечения жильем в льготном порядке не состояла. Доказательств обращения ФИО1 до достижения ею возраста 23 лет в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении ее в список детей-сирот или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, суду не представлено.

Также не представлено доказательств наличия каких-либо уважительных причин не обращения истцом до достижения возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот. Ссылка истца, на что органы опеки и попечительства не предприняли действий, направленных на постановку истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья как лица из числа детей-сирот и не имеющего жилья, к таким обстоятельствам отнесена быть не может.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения опекунами и органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетней ФИО1, повлекших лишение ее права на обеспечение жилым помещением.

Также, истец по достижении совершеннолетия имела возможность самостоятельно получить соответствующую информацию и своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако она этого не сделала, обратилась только с соответствующим заявлением по достижении 37 лет, что препятствует удовлетворению требований о возложении на ответчика обязанности внесения ФИО1 в список лиц, подлежащих льготному обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 к администрации ........................ Республики об обязании включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято "___" ___________ г..

Председательствующий:

2-183/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Вавилина Татьяна Ивановна
Шумерлинская межрайонная прокуратура Чувашской Республики
Ответчики
Администрация г. Шумерля Чувашской Республики
Суд
Шумерлинский районный суд Чувашии
Судья
Никитин А.В.
Дело на странице суда
shumerlinsky.chv.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
19.04.2022Дело передано в архив
11.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее