Дело № 2-183-2022
УИД 21RS0017-01-2022-000072-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Никитина А.В., при секретаре Степановой Н.Е., с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Денисовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 к администрации ........................ Республики об обязании включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что ФИО1, "___" ___________ г. г.р., (девичья фамилия - ФИО11) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1, ФИО3, лишена родительских прав решением Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г.. Отец ФИО1 - ФИО6 участие в воспитании дочери не принимал, длительное время отбывал наказание в местах лишения свободы. Решением Шумерлинского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от "___" ___________ г. опекуном ФИО1 был назначен дед ФИО7 ФИО1 находилась на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Прокурор считает, что ФИО1 относится к кругу лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями на основании статьи 8 Федерального закона от "___" ___________ г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Собственного жилья ФИО1 не имеет. Отсутствие факта постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было ею получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства. Просит обязать администрацию ........................ Республики включить ФИО1, "___" ___________ г. года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории ........................ Республики.
Помощник Шумерлинского межрайпрокурора Денисова Е.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
ФИО1 также просила исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации ........................ в судебное заседание не явился. От них поступил отзыв на исковое заявление. Просят отказать в удовлетворении требований.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные в суд письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от "___" ___________ г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что родителями ФИО1 являются: матерью ФИО3, отцом ФИО6
Согласно справки о заключении брака № ___________ от "___" ___________ г. ФИО2 заключила брак с ФИО9 и ей была присвоена фамилия ФИО10.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, "___" ___________ г. года рождения, на основании Решения Шумерлинского городского Совета народных депутатов Чувашской АССР от "___" ___________ г. находилась под опекой деда ФИО7 на полном государственном обеспечении, что следует из архивной выписки от "___" ___________ г. № ___________ от "___" ___________ г. и постановления главы Шумерлинской городской администрации от "___" ___________ г. «О назначении денежных средств на несовершеннолетнюю ФИО2 находящейся под опекой».
Из справки Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г. за № ___________ усматривается, что мать ФИО2 – ФИО3, "___" ___________ г. года рождения, решением Шумерлинского районного суда от "___" ___________ г., вступившим в законную силу "___" ___________ г. лишена родительских прав в отношении дочери ФИО2, "___" ___________ г. года рождения.
Отец ФИО1 – ФИО6 участие в воспитании ребенка не принимал, длительное время отбывал наказание в местах лишения свободы, что подтверждается справкой, выданной информационным центром МВД по чувашской Республике, о результатах проверки в ОСК от "___" ___________ г. за № ___________.
Согласно справки о смерти № ___________ ФИО6 умер "___" ___________ г..
В мае 2020 года ФИО1 обратилась в администрацию ........................ с заявлением о включении её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Ответом главы администрации ........................ от 13.05. 2020 года за № ___________, ФИО1 отказано во включении ее в списки лиц из числа детей сирот на получение жилого помещения по основаниям ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Федеральным законом № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из положений Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "___" ___________ г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что ФИО1 к моменту обращения в администрацию ........................ по включению в список детей-сирот на территории ........................ с заявлением о принятии на учет, достигла возраста 37 лет.
Ранее ФИО1 на учете лиц из числа детей-сирот, для обеспечения жильем в льготном порядке не состояла. Доказательств обращения ФИО1 до достижения ею возраста 23 лет в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении ее в список детей-сирот или о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, суду не представлено.
Также не представлено доказательств наличия каких-либо уважительных причин не обращения истцом до достижения возраста 23 лет за реализацией права на обеспечение жильем как лица, относящегося к категории детей-сирот. Ссылка истца, на что органы опеки и попечительства не предприняли действий, направленных на постановку истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья как лица из числа детей-сирот и не имеющего жилья, к таким обстоятельствам отнесена быть не может.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства ненадлежащего исполнения опекунами и органами опеки и попечительства своих обязанностей по защите прав несовершеннолетней ФИО1, повлекших лишение ее права на обеспечение жилым помещением.
Также, истец по достижении совершеннолетия имела возможность самостоятельно получить соответствующую информацию и своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет, однако она этого не сделала, обратилась только с соответствующим заявлением по достижении 37 лет, что препятствует удовлетворению требований о возложении на ответчика обязанности внесения ФИО1 в список лиц, подлежащих льготному обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Шумерлинского межрайонного прокурора действующего в интересах ФИО1 к администрации ........................ Республики об обязании включить в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято "___" ___________ г..
Председательствующий: