Решение по делу № 8Г-1244/2021 [88-2713/2021] от 12.01.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-2713/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                 4 марта 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Латушкиной С.Б.,

судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 19RS0006-01-2020-000030-56 (№ 2-67/2020) по иску В.Е.А. к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия о признании решения недействующим в части, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить средства социальной выплаты,

по кассационной жалобе представителя В.Е.А.Т.М.О., действующей на основании доверенности, на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 11 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

В.Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия о признании решения недействующим в части, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности предоставить средства социальной выплаты.

В обосновании исковых требований указала, что постановлением Администрации Бейского сельсовета от 12 ноября 2014 г. она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года», 16 января 2015 г. включена в список участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилого помещения.

С 6 августа 2016 г. состоит в зарегистрированном браке с В.А.А., от брака имеются двое детей – В.Р.А., В.З.А.

Супругами 23 января 2018 г. с использованием кредитных средств приобретен жилой дом общей площадью 73,8 кв.м. и земельный участок.

Постановлением Администрации Бейского сельсовета от 10 июля 2019 г. внесены изменения в постановление от 12 ноября 2014 г. , несовершеннолетние В.Р.А. и В.З.А. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, супруг истца - В.А.А. не признан нуждающимися в улучшении жилищных условий, с чем она не согласна.

Просила суд признать недействующим со дня принятия постановление Администрации Бейского сельсовета от 10 июля 2019 г. в части непризнания В.А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, признать В.А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать предоставить В.Е.А. средства социальной выплаты в размере 994 000 руб. (70% от стоимости дома и земельного участка) на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту.

Определениями суда от 18 февраля 2020 г., от 5 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (далее – Министерство), Администрация Бейского района Республики Хакасия (далее - Администрация Бейского района), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца В.А.А.

Решением Бейского районного суда Республики Хакасия от 11 июня 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем В.Е.А.Т.М.О. ставится вопрос об отмене решения Бейского районного суда Республики Хакасия от 11 июня 2020 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2020 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.

В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ст. ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.

В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.

Как следует из материалов дела, В.Е.А. с 18 августа 2014 г. по настоящее время работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат» учителем начальных классов.

Постановлением Администрации Бейского сельсовета от 12 ноября 2014 в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. , в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), на основании личного заявления и решения жилищной комиссии Администрации Бейского сельсовета, В.Е.А. (до заключения брака Д.Е.А.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Администрации Бейского района от 16 января 2015 г. истец включена в список участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилья по подп. «ж» п. 36 категории «молодые семьи, молодые специалисты» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».

После заключения брака между В.А.А. и Д.Е.А., истцу присвоена фамилия В..

Согласно справке о составе семьи от 10 июля 2019 г., В.Е.А. проживает по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: сын В.Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын В.З.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруг В.А.А.

В связи с рождением детей постановлением Администрации Бейского сельсовета от 10 июля 2019 г. внесены изменения в вышеуказанное постановление от 12 ноября 2014 г. , нуждающимися в улучшении жилищных условий признаны также дети истца.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес <адрес> направлен ответ, согласно которому комиссия по реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, рассмотрев пакет документов на В.Е.С., пришла к выводу о том, что семья В.Е.А. не относится к понятию «молодая семья» и включить ее в список участников мероприятий - получателей социальных выплат по Республике Хакасия на 2019 год не представляется возможным, поскольку ее муж В.А.А. не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований В.Е.А., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не соблюдены обязательные условия участия в Программе, так как В.Е.А. и В.А.А. с заявлением о признании В.А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращались, на момент вынесения оспариваемого постановления В.А.А. являлся сособственником жилого помещения общей площадью 73,8 кв.м., превышающей учетную норму на 4-х человек.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Дополнительно указав, что на момент обращения В.Е.А. с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий действовала федеральная целевая программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 (далее – Программа от 15 июля 2013 г.), одной из основных задач которой являлось удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье. Мероприятия названной программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предполагалось осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности

Указанное выше постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. № 1544), однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1243).

Согласно разделу II «Порядок предоставления социальных выплат» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к Программе от 15 июля 2013 г.) одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты является признание участника Программы и членов его семьи нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ (подп. «г» п. 4 Типового положения).

В соответствии с подп. «б» п. 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:

- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;

- постоянное проживание молодого специалиста (и членов его семьи) в сельской местности, в которой молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

- признание молодого специалиста (и членов его семьи) нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 настоящего Типового положения;

- наличие у молодого специалиста (и членов его семьи) собственных и (или) заемных средств в соответствии с подп. «в» п. 4 настоящего Типового положения.

Аналогичные нормы содержало действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (подп. «б» п. 32) (приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; данные Правила, в свою очередь, являются приложением № 11 к Государственной программе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717).

В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2).

Из материалов дела усматривается, на основании договора купли-продажи от 23 января 2018 г. В.А.А., В.Е.А. приобрели с использованием кредитных средств жилой дом общей площадью 73,8 кв.м. и земельный участок общей площадью 2 355 кв.м. по вышеуказанному адресу, общей стоимостью 1 420 000 руб. (п. 1.1., 2.1 договора).

Из п. 2.2 договора следует, что 213 000 руб. покупатели выплатили продавцу за счет собственных средств, 1 207 000 руб. – за счет кредитных средств.

В.Е.А., В.А.А. на покупку жилого помещения были также использованы денежные средства материнского (семейного) капитала, ими даны нотариальные обязательства от 10 июля 2018 г. об оформлении принадлежащего им по праву совместной собственности жилого помещения в установленном законом порядке в общую собственность родителей, детей с определением долей по соглашению в течение 6 месяцев.

Согласно выпискам из ЕГРН от 30 января 2018 г., от 9 июля 2019 г. В.Е.А., В.А.А. на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом общей площадью 73,8 кв.м. и земельный участок по указанному адресу.

На основании указанных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ни истец, ни третье лицо В.А.А. в Администрацию Бейского сельсовета с заявлением о признании В.А.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращались, в то время как принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ч. 3 ст. 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, тогда как согласно положениям вышеприведенной Программы признание гражданина (участника Программы) и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий является обязательным условием для возникновения права на получение социальной выплаты.

Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили указанные нормы материального права.

Доводы кассатора о том, что В.Е.А. отказано в предоставлении социальной выплаты как «молодой семье», тогда как она участвовала в Программе как «молодой специалист», были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который пришел к правильному выводу о том, что на законность обжалуемого решения они не влияют, поскольку, одним из обязательных условий для возникновения права на получение социальной выплаты как у молодой семьи, так и у молодого специалиста является нуждаемость всех членов семьи в улучшении жилищных условий, которое истцом не соблюдено.

Иные доводы кассационной жалобы, в частности о неправильном применении положений ст.51 ЖК РФ, о несогласии с выводом, что В.А.А. не может быть признан нуждающимся, основаны на неверном, субъективном толковании норм материального права и направлены на переоценку выводов суда и собранных по делу доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции, так как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.

Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 11 июня 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя В.Е.А.Т.М.О., без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-1244/2021 [88-2713/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Восьмой отдел (кассационный) (с дислокацией в г.Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Вайс Екатерина Александровна
Ответчики
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия
Администрация Бейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия
администрация Бейского района Республики Хакасия
Другие
Вайс Александр Александрович
прокурор Бейского района Республики Хакасия Благова О.Г.
Таран Маргарита Олеговна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Кожевникова Л.П.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
04.03.2021Судебное заседание
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее